Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:17, реферат
Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства .
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО
РАЗВИТИЯ В РОССИИ 5
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса страны 5
1.2 Критерии выделения малых предприятий 6
1.3 Правовые основы малого бизнеса 7
1.4 Структура и развитие малого бизнеса в экономике России 9
1.5 Государственная поддержка малого бизнеса 16
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
НА СМОЛЕНЩИНЕ, ПОИСК ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ИХ РЕШЕНИЯ 19
2.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса Смоленщины 19
2.2 Анализ отраслевой структуры малых предприятий Смоленской области 19
2.3 Анализ показателей экономического развития малого предпринимательства в регионе 22
2.4 Основные проблемы малого бизнеса Смоленщины и поиск путей их решения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют [2, с.56]:
24 июля 2007 г. Государственной Думой принят Федеральный закон от N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов
малого и среднего
2) обеспечение благоприятных
условий для развития
3) обеспечение
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли
производимых субъектами
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий
по поддержке субъектов малого
и среднего
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства [7, с.98].
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СМОЛЕНЩИНЕ, ПОИСК ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса Смоленщины
Торгово-экономические отношения, исторически сложившиеся между Смоленской областью и другими регионами России, являются важной составляющей внутреннего рынка России, а, следовательно, и мирового рынка.
Издавна торговля на Смоленщине была развита лучше, чем в других частях Руси. Этому способствовал путь «из варяг в греки». Особенно активно торговля со странами Зарубежной Европы начала развиваться после принятия в 1229 году договора с Ригой и северогерманскими городами под названием «Смоленская торговая правда». В пределах Руси Смоленск в средние века был связан с Киевом, Полоцком, Витебском, Новгородом, Рязанью и другими городами. Это дало первоначальный толчок развитию как внутренней, так и внешней торговли.
Долгое время основной формой внутренней торговли были ярмарки и базары в праздничные дни в больших селах. В XIX веке всё большее значение стали приобретать постоянные формы торговли - лавки. Десятками они создавались в городах Смоленской губернии, возникали и в селах. Охватывала торговля и самые отдаленные деревни, куда приходили коробейники с разного рода мелкими товарами, прасолы, скупавшие у крестьян мясо, пеньку, лен.
Затем организацией торговли на Смоленщине занималось купечество. Купцы создавали крупные магазины, занимались крупными поставками товаров. В советское время легальное предпринимательство как вид деятельности отсутствовал. Только в конце 80-х годов прошлого века в сфере потребительского рынка развернулась приватизация, которая привела к формированию многообразия форм собственности, возникновению и развитию малого и среднего бизнеса.
2.2 Анализ отраслевой структуры малых предприятий Смоленской области
Малый бизнес чрезвычайно важен для Смоленской области. Во – первых, сегодня в сфере малого бизнеса занят примерно каждый десятый житель Смоленщины. Малый бизнес создаёт новые рабочие места, способствует снижению социальной напряженности в регионе. На 1 октября 2006 года число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на территории Смоленской области составляет свыше 24 тыс. человек, численность работающих на малых предприятиях - около 41 тыс. человек, общая численность занятых в малом предпринимательстве - свыше 65 тыс. человек (13,5 % от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области) [12].
Во - вторых - малый бизнес - полноправный участник экономических отношений в регионе, один из источников наполнения местного и федерального бюджетов. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области, многие субъекты малого предпринимательства имеют различные налоговые льготы, но даже с учётом этого, вклад малого предпринимательства в бюджет Смоленской области за 10 месяцев 2006 года составил 7,8 % от общей суммы налоговых поступлений (это около 650,6 млн. рублей).
На 1 октября 2006 года в основных отраслях экономики Смоленской области работали 3719 малых предприятий. Из них:
- в сельском хозяйстве - 429 малых предприятий.
- в обрабатывающих производствах - 613 малых предприятий.
- в строительстве - 324 малых предприятия.
- в торговле непищевыми товарами – 1304 малых предприятия.
- в гостиничном бизнесе, в транспортном бизнесе, по оказанию образовательных и социальных услуг, услуг по ведению домашнего хозяйства, по предоставлению различных персональных услуг, риэлтерских услуг – 1026 малых предприятий.
- прочими видами экономической деятельности занимается – 23 малых предприятия (0,7%) [12]. Процентное распределение малых предприятий Смоленской области по отраслевой структуре на 1 октября 2006 года представлено на рисунке 2.
Рисунок 1- Процентное распределение малых предприятий Смоленской области по отраслевой структуре на 1 октября 2006 года.
Как видно из представленных выше данных, большинство предприятий малого бизнеса заняты в непроизводственной сфере. Сегодня малый бизнес Смоленской области представлен в основном предприятиями торговли, общественного питания, сферы обслуживания.
2.3 Анализ показателей экономического развития малого предпринимательства в Смоленской области
В 2007 году малыми предприятиями Смоленской области было произведено продукции (товаров, работ, услуг) в фактических ценах по всем видам деятельности на сумму более 34,6 млрд. рублей, что на 23 процента больше аналогичного показателя 2006 года [10].
Общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого и среднего бизнеса в основной капитал, в 2007 году составил 2671,4 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2006 году.
Общая сумма налоговых
поступлений в
Ежегодно увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих в нем и ее доля в общей численности занятых в экономике Смоленской области. В настоящее время в регионе действуют более 4,4 тысячи малых предприятий, свыше 24,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, 425 крестьянских фермерских хозяйств. Всего в малом бизнесе трудится 16,4 процента от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области, или более 80 тыс. человек. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства по состоянию на 1 января 2008 года на 100 тысяч жителей Смоленской области приходилось 431 малое предприятие, по Российской Федерации этот показатель составил 792,8, по Брянской области - 341,6, по Тверской области - 505,1, по Калужской области - 665,7, по Орловской области - 403,6, по Курской области - 408,6. В экономически развитых странах, в том числе в странах Европейского союза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 50 до 80 процентов от общей численности занятых.
Среднегодовой темп роста числа малых и средних предприятий в Смоленской области значительно опережает аналогичный показатель по Центральному федеральному округу Российской Федерации, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 5 [10].
Таблица 5. Среднегодовой темп роста числа малых и средних предприятий в Смоленской области и других регионах страны.
1 |
||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
тыс. ед. |
% к предыдущему году |
тыс. ед. |
% к предыдущему году |
тыс. ед. |
% к предыдущему году |
тыс. ед. |
% к предыдущему году | |
Центральный федеральный округ |
322,2 |
97,3 |
330 |
102 |
337,4 |
102 |
353,1 |
104,7 |
Смоленская область |
2,6 |
104 |
2,7 |
104 |
3,2 |
119 |
3,7 |
115,6 |
Белгородская область |
8,2 |
130,2 |
8,2 |
100 |
8,6 |
105 |
10,1 |
117,4 |
Брянская область |
3,2 |
91,4 |
3,2 |
100 |
3,2 |
100 |
4,5 |
140,6 |
Владимирская область |
7,1 |
75,5 |
7,8 |
100 |
7,6 |
97 |
7,3 |
96,1 |
Воронежская область |
14,6 |
104,3 |
15 |
103 |
15 |
100 |
15,2 |
101,3 |
Ивановская область |
5,7 |
105,6 |
3,4 |
60 |
3,8 |
112 |
4,9 |
128,9 |
Калужская область |
5,6 |
82,4 |
6,3 |
113 |
5,9 |
94 |
6,3 |
106,8 |
Костромская область |
2,9 |
90,6 |
3 |
103 |
3 |
100 |
3 |
100 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 | |
Курская область |
3,7 |
123,3 |
4,3 |
116 |
4,3 |
100 |
4 |
93 |
Липецкая область |
5,6 |
105,7 |
5,5 |
98 |
5,3 |
96 |
5,1 |
96,2 |
Московская область |
37,4 |
81,5 |
39,7 |
106 |
41,6 |
105 |
43,9 |
105,5 |
Орловская область |
2,6 |
86,7 |
3,2 |
123 |
3,4 |
106 |
3,6 |
105,9 |
Рязанская область |
7,3 |
82 |
6,8 |
93 |
5,4 |
79 |
6,3 |
116,7 |
Тамбовская область |
3,1 |
103,3 |
3,1 |
100 |
3,4 |
110 |
3,5 |
102,9 |
Тверская область |
7 |
94,6 |
5,4 |
77 |
6,9 |
128 |
6,9 |
100 |
Тульская область |
6,4 |
100 |
6,5 |
102 |
7 |
108 |
7,5 |
107,1 |
Ярославская область |
8,4 |
106,3 |
9,4 |
112 |
9,5 |
101 |
9,5 |
100 |
Город Москва |
190,9 |
100,8 |
196,7 |
103 |
200,5 |
102 |
207,8 |
103,6 |
Информация о работе Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития