Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:17, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО
РАЗВИТИЯ В РОССИИ 5
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса страны 5
1.2 Критерии выделения малых предприятий 6
1.3 Правовые основы малого бизнеса 7
1.4 Структура и развитие малого бизнеса в экономике России 9
1.5 Государственная поддержка малого бизнеса 16
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
НА СМОЛЕНЩИНЕ, ПОИСК ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ИХ РЕШЕНИЯ 19
2.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса Смоленщины 19
2.2 Анализ отраслевой структуры малых предприятий Смоленской области 19
2.3 Анализ показателей экономического развития малого предпринимательства в регионе 22
2.4 Основные проблемы малого бизнеса Смоленщины и поиск путей их решения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

Реферат МОЙ по экономике 2010(испр).doc

— 325.50 Кб (Скачать)

 

    1.  Государственная поддержка малого бизнеса

Систему государственной  поддержки малого предпринимательства  в настоящее время составляют [2, с.56]:

  1. государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
  2. государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
  3. государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством.

24 июля 2007 г. Государственной  Думой принят  Федеральный закон от N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основными целями государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов  малого и среднего предпринимательства  в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных  условий для развития субъектов  малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

4) оказание содействия  субъектам малого и среднего  предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли  производимых субъектами малого  и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли  уплаченных субъектами малого  и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий  по поддержке субъектов малого  и среднего предпринимательства  между федеральными органами  государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного  доступа субъектов малого и  среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства [7, с.98].

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СМОЛЕНЩИНЕ,  ПОИСК ПУТЕЙ И МЕТОДОВ  ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса Смоленщины

Торгово-экономические  отношения, исторически сложившиеся  между Смоленской областью и другими регионами России, являются важной составляющей внутреннего рынка России, а, следовательно, и мирового рынка.

Издавна торговля на Смоленщине была развита лучше, чем в других частях Руси. Этому способствовал  путь «из варяг в греки». Особенно активно торговля со странами Зарубежной Европы начала развиваться после  принятия в 1229 году договора с Ригой и северогерманскими городами под названием «Смоленская торговая правда». В пределах Руси Смоленск в средние века был связан с Киевом, Полоцком, Витебском, Новгородом, Рязанью и другими городами. Это дало первоначальный толчок развитию как внутренней, так и внешней торговли.

Долгое время основной формой внутренней торговли были ярмарки  и базары в праздничные дни  в больших селах. В XIX веке всё  большее значение стали приобретать постоянные формы торговли - лавки. Десятками они создавались в городах Смоленской губернии, возникали и в селах. Охватывала торговля и самые отдаленные деревни, куда приходили коробейники с разного рода мелкими товарами, прасолы, скупавшие у крестьян мясо, пеньку, лен.

Затем организацией торговли на Смоленщине занималось купечество. Купцы создавали крупные магазины, занимались крупными поставками товаров. В советское время легальное предпринимательство как вид деятельности отсутствовал. Только в конце 80-х годов прошлого века в сфере потребительского рынка развернулась приватизация, которая привела к формированию многообразия форм собственности, возникновению и развитию малого и среднего бизнеса.

2.2 Анализ отраслевой  структуры малых предприятий  Смоленской области

Малый бизнес чрезвычайно  важен для Смоленской области. Во – первых, сегодня в сфере малого бизнеса занят примерно каждый десятый житель Смоленщины. Малый бизнес создаёт новые рабочие места, способствует снижению социальной напряженности в регионе. На 1 октября 2006 года  число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на территории Смоленской области составляет свыше 24 тыс. человек, численность работающих на малых предприятиях - около 41 тыс. человек, общая численность занятых в малом предпринимательстве - свыше 65 тыс. человек (13,5 % от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области) [12].

Во - вторых - малый бизнес - полноправный участник экономических отношений в регионе, один из источников наполнения местного и федерального бюджетов. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области, многие субъекты малого предпринимательства имеют различные налоговые льготы, но даже с учётом этого, вклад малого предпринимательства в бюджет Смоленской области за 10 месяцев 2006 года составил 7,8 % от общей суммы налоговых поступлений (это около 650,6 млн. рублей).

На 1 октября 2006 года в  основных отраслях экономики Смоленской области работали 3719 малых предприятий. Из них:

- в сельском хозяйстве - 429 малых предприятий.

- в обрабатывающих производствах - 613 малых предприятий.

- в строительстве - 324 малых предприятия.

- в торговле непищевыми товарами – 1304 малых предприятия.

- в гостиничном бизнесе, в транспортном бизнесе, по оказанию образовательных и социальных услуг, услуг по ведению домашнего хозяйства, по предоставлению различных персональных услуг, риэлтерских услуг – 1026 малых предприятий.

- прочими видами экономической деятельности занимается – 23 малых предприятия (0,7%) [12]. Процентное распределение малых предприятий Смоленской области по отраслевой структуре на 1 октября 2006 года  представлено на рисунке 2.


Рисунок 1- Процентное распределение малых предприятий Смоленской области по отраслевой структуре на 1 октября 2006 года.

 

Как видно из представленных выше данных, большинство предприятий  малого бизнеса заняты в непроизводственной сфере. Сегодня малый бизнес Смоленской области представлен в основном предприятиями торговли, общественного питания, сферы обслуживания.

  1. Общественное питание. Экономика региона развивается неровно, платёжеспособность граждан в регионе различна, поэтому рынок услуг питания развивается неравномерно. Наиболее привлекательными сегментами рынка услуг по питанию являются города и густо населенные районы проживания (город Смоленск, Вяземский, Дорогобужский и Рославльский районы). Менее привлекательны сельская местность, а также отдаленные и труднодоступные районы.
  2. Сфера сервиса. Рынок платных услуг для населения отличается большим разнообразием, в последние годы на нем появились и стали привычными многие новые виды услуг - аудиторские, рекламные, консалтинговые, информационно-компьютерные, страховые, риэлтерские, оценочные и другие. На территории Смоленской области продолжается рост количества предприятий торговли, общественного питания, открываются новые предприятия бытового обслуживания с современным оборудованием, многие предприятия отремонтированы и реконструированы, что привело к увеличению товарооборота и объема услуг.
  3. Бытовое обслуживание населения является важным звеном в системе отраслей платных услуг, так как, во-первых, это услуги, которые обеспечивают сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и облегчают его ведение, способствуя увеличению свободного времени граждан. Общий объем бытовых услуг за январь-июнь 2008 года составил 1086,3 млн. рублей, в 2,8 раза больше уровня января-июня 2007 года.
  4. Торговля. Потребительский рынок сегодня является опорой региональной экономики, один из источников пополнения областного бюджета. Оборот розничной торговли в январе-июне 2008 года составил 35485,9 млн. рублей. Оборот розничной торговли на 81,7% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка и ярмарок.

2.3 Анализ показателей экономического развития малого предпринимательства в  Смоленской области

В 2007 году малыми предприятиями  Смоленской области было произведено  продукции (товаров, работ, услуг) в  фактических ценах по всем видам  деятельности на сумму более 34,6 млрд. рублей, что на 23 процента больше аналогичного показателя 2006 года [10].

Общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого и среднего бизнеса в основной капитал, в 2007 году составил 2671,4 млн. рублей, что в 4 раза больше, чем в 2006 году.

Общая сумма налоговых  поступлений в консолидированный  бюджет Смоленской области от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2007 году составила 890,5 млн. рублей, что на 7 процентов больше, чем в 2006 году.

Ежегодно увеличивается  общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих в нем и ее доля в общей численности занятых в экономике Смоленской области. В настоящее время в регионе действуют более 4,4 тысячи малых предприятий, свыше 24,8 тысячи индивидуальных предпринимателей, 425 крестьянских фермерских хозяйств. Всего в малом бизнесе трудится 16,4 процента от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области, или более 80 тыс. человек. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства по состоянию на 1 января 2008 года на 100 тысяч жителей Смоленской области приходилось 431 малое предприятие, по Российской Федерации этот показатель составил 792,8, по Брянской области - 341,6, по Тверской области - 505,1, по Калужской области - 665,7, по Орловской области - 403,6, по Курской области - 408,6. В экономически развитых странах, в том числе в странах Европейского союза, в малом и среднем предпринимательстве занято от 50 до 80 процентов от общей численности занятых.

Среднегодовой темп роста числа малых и средних предприятий в Смоленской области значительно опережает аналогичный показатель по Центральному федеральному округу Российской Федерации, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 5 [10].

 

Таблица 5. Среднегодовой темп роста числа малых и средних предприятий в Смоленской области и других регионах страны.

1

       
 

2003

2004

2005

2006

2

3

4

5

6

7

8

9

тыс. ед.

% к предыдущему                  году

тыс. ед.

% к предыдущему                  году

тыс. ед.

% к предыдущему                  году

тыс. ед.

% к предыдущему                  году

Центральный федеральный  округ

322,2

97,3

330

102

337,4

102

353,1

104,7

Смоленская область

2,6

104

2,7

104

3,2

119

3,7

115,6

Белгородская область

8,2

130,2

8,2

100

8,6

105

10,1

117,4

Брянская область

3,2

91,4

3,2

100

3,2

100

4,5

140,6

Владимирская область

7,1 

75,5

7,8

100

7,6

97

7,3

96,1

Воронежская область

14,6

104,3

15

103

15

100

15,2

101,3

Ивановская область

5,7 

105,6

3,4

60

3,8

112

4,9

128,9

Калужская область

5,6 

82,4

6,3

113

5,9

94

6,3

106,8

Костромская область

2,9 

90,6

3

103

3

100

3

100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Курская область

3,7 

123,3

4,3

116

4,3

100

4

93

Липецкая область

5,6

105,7

5,5

98

5,3

96

5,1

96,2

Московская область

37,4

81,5

39,7

106

41,6

105

43,9

105,5

Орловская область

2,6 

86,7

3,2

123

3,4

106

3,6

105,9

Рязанская область

7,3

82

6,8

93

5,4

79

6,3

116,7

Тамбовская область

3,1

103,3

3,1

100

3,4

110

3,5

102,9

Тверская область

94,6

5,4

77

6,9

128

6,9

100

Тульская область

6,4 

100

6,5

102

7

108

7,5

107,1

Ярославская область

8,4

106,3

9,4

112

9,5

101

9,5

100

Город  Москва

190,9 

100,8

196,7

103

200,5

102

207,8

103,6

Информация о работе Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития