Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:17, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО
РАЗВИТИЯ В РОССИИ 5
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса страны 5
1.2 Критерии выделения малых предприятий 6
1.3 Правовые основы малого бизнеса 7
1.4 Структура и развитие малого бизнеса в экономике России 9
1.5 Государственная поддержка малого бизнеса 16
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
НА СМОЛЕНЩИНЕ, ПОИСК ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ИХ РЕШЕНИЯ 19
2.1. Исторические аспекты развития малого бизнеса Смоленщины 19
2.2 Анализ отраслевой структуры малых предприятий Смоленской области 19
2.3 Анализ показателей экономического развития малого предпринимательства в регионе 22
2.4 Основные проблемы малого бизнеса Смоленщины и поиск путей их решения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа содержит 1 файл

Реферат МОЙ по экономике 2010(испр).doc

— 325.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(технический университет)»

в г. Смоленске

 

Кафедра экономики, бухгалтерского учета и аудита

 

Направление 140205 «Электроэнергетические системы и сети»

РАСЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Экономика»

 

 

на тему

«МАЛЫЙ БИЗНЕС - ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ»

 

 

 

 

                                                                                 Студент группы Э-07

                                                                                               Александров С.А.

 

 

 

                                                                                   Научный руководитель

                                                                                               ст. преп. Филатова Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск 2010 г.


 

ПЛАН-ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО  

РАЗВИТИЯ В РОССИИ 5

1.1  Исторические аспекты развития малого бизнеса страны 5

1.2  Критерии выделения малых предприятий 6

1.3  Правовые основы малого бизнеса 7

1.4  Структура и развитие малого  бизнеса  в  экономике России 9

1.5   Государственная  поддержка малого бизнеса 16

2.  АНАЛИЗ  СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

НА СМОЛЕНЩИНЕ,  ПОИСК  ПУТЕЙ И МЕТОДОВ  ИХ РЕШЕНИЯ 19

2.1.  Исторические аспекты развития малого бизнеса Смоленщины 19

2.2   Анализ отраслевой структуры малых предприятий Смоленской области 19

2.3   Анализ показателей  экономического  развития малого предпринимательства в регионе 22

2.4 Основные проблемы малого бизнеса Смоленщины  и поиск путей их решения 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства [1, с. 23-28]. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малые предприятия  могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Опыт ведущих стран  современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики.

   Но в то же  время недостаточно внимания  уделено изучению влияния малого  предпринимательства на структурные  преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса и разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса [5, с. 65]. Актуальность данной темы в наше время и послужила основанием для выбора темы расчетного задания.

 В данной работе  были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть характеристику малого бизнеса и необходимости его развития;

-проанализировать современные  проблемы развития малого бизнеса  на Смоленщине.

Объектом исследования расчетного задания является малое предпринимательство, предметом исследования - развитие малого предпринимательства.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности, и конкретно на примере Смоленской области проанализировать  наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом, и обозначить пути и способы их разрешения.

В данной работе  использована отечественная  литература, статьи журналов и газет, нормативная литература, а так же информация с сайтов интернета.

1 ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ В   РОССИИ

    1. Исторические аспекты развития малого бизнеса страны

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов  престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени  благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые  рабочие места. Вследствие этого  в последние годы все чаще стали  обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории  малого бизнеса можно выделить ряд  этапов [9, с.19].

Для первого этапа  (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго  этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан  с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее заложенные  основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем  многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной  экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

    1. Критерии выделения малых предприятий

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости  от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран  универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

-в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

-в оптовой торговле  – 50;

-в розничной торговле и бытовом обслуживании  – 30;

-в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, определен  критерий выделения малых предприятий  – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо универсальных  критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

    1. Правовые основы малого бизнеса

Нормативное правовое регулирование  развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным  законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) [6]. Данный Федеральный закон (за исключением некоторых его положений) вступил в действие с 1 января 2008 года. В данный закон в октябре 2007 года уже были внесены изменения.

Современное российское законодательство позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность [2]. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предпринимательской является деятельность:

-самостоятельная;

-осуществляемая на свой риск;

-направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательской  деятельностью можно заниматься с образованием юридического лица –  особого субъекта гражданского права. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Законом предусмотрено, что индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься лишь после регистрации себя в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, а в необходимых случаях без лицензии, граждане могут быть привлечены к административной или даже к уголовной ответственности. Для деяний, имеющих признаки преступления, в УК РФ установлен запрет под угрозой наказания. УК РФ охватывает все сферы предпринимательской деятельности, отражает те реалии, которые возникли с развитием рыночных отношений, и вместе с другими законами, опираясь на Конституцию РФ, создает все необходимые условия для предотвращения преступлений в обществе.

Информация о работе Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития