Государство в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

Содержание

Введение
Экономические функции государства
Функции российского государства
Понятие и типы государства. Модели экономических систем
Методы и инструменты государственного регулирования экономики
Регулирование денежного обращения
Программы государственных затрат
Финансово-кредитная система государства
Налоговая система
Специфика налогообложения России субъектов Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Государство в смешанной экономике.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

Величина процентной ставки влияет на стимулы получения коммерческими банками ссуд. Учетная ставка должна быть относительно низкой и стабильной (колебания не должны превышать 15—20% в год). В этом случае у банков и заемщиков снижаются риски по кредитным операциям. Запаздывание с регулированием учетной ставки увеличивает спрос на деньги, тормозит долгосрочное кредитование. Банкам нельзя долгое время кредитовать под проценты, которые ниже темпа инфляции, т.е. субсидировать экономику за свой счет.

Официальные данные о движении цен весьма ненадежны, поэтому о реальности учетной ставки лучше судить, сопоставив ее с динамикой курса твердой валюты.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

Рынок ценных бумаг (РЦБ). Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области РЦБ является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (Федеральная комиссия). Ее полномочия не распространяются на эмиссию долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ. Основные функции Федеральной комиссии:

       - разработка направлений развития рынка ценных бумаг;

       - утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии;

       - установление обязательных требований к ведению реестра;

      
- лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Подавляющую часть ценных бумаг составляют государственные долговые обязательства, удостоверяющие отношения займа, должником которого выступает государство (органы власти и управления). Так, государственные краткосрочные облигации (ГКО) выпускаются в целях антиинфляционного финансирования расходов бюджета. Оборот по ГКО намного превышает оборот по всем остальным ценным бумагам вместе взятым. ГКО существуют в безбумажной электронной форме; срок обращения 3, 6 и 12 месяцев. Цены на ГКО устанавливают в Минфине РФ, продаются они по цене ниже номинала. Приобретают ГКО банки, страховые компании, промышленные и др. предприятия. Аукционные торги могут идти ежедневно. Коммерческие банки торгуют ГКО по лицензии ЦБ РФ и поддерживают вторичный рынок этих бумаг. Для физических лиц минимальная сумма продажи ГКО 10-15 тыс. руб. Доход от ГКО обеспечивает разница между ценой продажи и номиналом. Доход определяется по формуле:

где Д — доходность к погашению;

Н — номинал;

П — покупная цена;

т — количество дней до погашения;

С — ставка налога.

Торговля ГКО проводилось в г. Москве через дилеров межбанковской валютной биржи. Территориальные отделения Центрального банка выполняли функции финансовых брокеров, принимали заявки на покупку и продажу ГКО.

В последние годы государство все более активизирует политику на финансовом рынке. Минфин РФ конструирует эмиссии разных видов ценных бумаг, приспосабливаясь к меняющейся ситуации и удовлетворяя интересы инвесторов и населения. Пока не сложился полноценный рынок корпоративных ценных бумаг государственные ценные бумаги остаются вне конкуренции как по доходности, так и по надежности сохранения заемного капитала.

Вексель сочетает свойства ценной бумаги, долгового обязательства и расчетного средства. Он предполагает обоюдное согласие покупателя и продавца на отсрочку платежа — продавец получает не деньги, а гарантию уплаты в будущем.

Нормативными актами вексель определяется как ценная бумага, удостоверяющая не обусловленное обязательство векселедателя (плательщика) выплатить владельцу векселя (векселедержателю) определенную сумму денег, как средство оформления товарного кредита в виде отсрочки уплаты денег.

Интерес к векселю как средству кредитно-расчетных отношений повысился с принятием Указа Президента РФ от 19 декабря 1993 г. № 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение».

Вексель не подвержен инфляции, векселей нельзя выпустить больше, чем надо. Он обеспечен обязательствами векселедателя. Его сила также в установленном законом порядке взыскания долга в случае отказа от платежа. При отсутствии средств на счете должника кредитор, на которого приходится 30% и более просроченных обязательств должника, приобретает право обратить сумму долга на имущество должника, включая недвижимость.

Векселедержатель (владелец) простым векселем кредитует векселедателя (плательщика), который выплачивает в определенный срок долг векселедержателю.

Переводным векселем векселедатель делает распоряжение третьему лицу (должнику векселедателя) об уплате долга, т.е. платит не векселедатель, а третье лицо, на которое переводит свое обязательство векселедатель. Обычно этим лицом выступает банк, который путем акцепта принимает на себя обязательство оплатить по векселю и взимает комиссионный процент. И простой, и переводной векселя передаются из рук в руки с помощью индоссамента (специальной передаточной надписи на обороте векселя).

Предприятие, выписывающее товарный вексель, обеспечивает его основными и оборотными средствами. Векселя надежных предприятий обращаются как средство платежа наравне с деньгами. Коммерческие банки, учитывая векселя промышленных предприятий, обращают внимание на их обеспеченность, так как в противном случае предоставленные ЦБ РФ кредиты придется возвращать коммерческому банку за счет своих средств. Банки стремятся покупать векселя надежных предприятий.

Сроки действия товарных векселей единого образца дифференцируются в зависимости от отраслевой принадлежности заемщика. Они являются основанием для бесспорного взыскания задолженности по поставкам, обеспечения банковских ссуд на оплату товарно-материальных ценностей. По истечению срока действия векселя непогашенные обязательства предъявляются к безусловному взысканию со счета должника в судебном порядке.

Разновидностью товарного векселя является коммерческий вексель, т.е. обязательство должника-покупателя продукции перед кредитором-поставщиком. Он используется для разрешения кризиса неплатежей. Ввиду низкой платежной дисциплины товарные векселя не получили пока широкого распространения.

Банки не только учитывают векселя, выписанные физическими и юридическими лицами, но и сами проводят эмиссию векселей, т.е. документов под внесенные на депозит суммы. Банковский вексель удостоверяет то, что лицо внесло в банк депозит, который он обязуется погасить при предъявлении в срок векселя. Держатель банковского векселя имеет право требовать платежа не только от векселедателя (банка), но и от любого лица, чья подпись есть на документе.

Предприятие, использующее банковский вексель, высвобождает денежные средства, погашает взаимную задолженность, экономит время на расчетах по сравнению с перечислением безналичных денег.

Банковский вексель обеспечен уставным капиталом банка и зарезервированными в ЦБ РФ суммами. Однако сумма задолженности, которую банки должны погасить своими векселями, обычно во много раз превышает финансовые активы банка. И если все одновременно предъявят к оплате векселя, то у банка может образоваться дебетовое сальдо.

Процентный вексель выписывается без указания срока действия, т.е. оплачивается по предъявлению. Процентная ставка по векселю определяется финансовым рынком и изменяется еженедельно. Вексель, выписываемый на дату, является беспроцентным, или дисконтным (дисконт-скидка с номинала), так как выписывается на большую сумму, чем за него платит покупатель.

Предприятие, выбирая стратегию участия в операциях на РЦБ, изучает финансовое состояние эмитентов и других заемщиков (из каких источников они платят проценты и возвращают долги и т.д.). По запросу предприятия как потенциального инвестора эмитент обязан подготовить для него бизнес-справку. Надежнее иметь дело с крупными банками, выпускающими ценные бумаги, так как у них собственная защита средств дополняется обязательным резервированием части привлеченных средств в Центральном банке.

Чтобы ориентироваться в кратко- и долгосрочных тенденциях РЦБ, нужно проводить корреляционный анализ факторов, сопоставлять ставки рефинансирования с текущими депозитными ставками, учитывать динамику курса валют. Выигрывает на рынке ценных бумаг тот, кто умеет предвидеть ситуацию на месяц вперед.

Валютный рынок. В настоящее время валютный рынок функционирует на основе сложившихся принципов внутренней конвертируемости рубля. Юридические и физические лица имеют право собственности на валютные ценности и могут распоряжаться ими без ограничения сумм и форм расчетов. Свободный обмен рублей на иностранную валюту распространяется только на российских лиц (не допускается для иностранцев) и ограничивается текущими внешнеэкономическими операциями (торговлей, краткосрочными кредитами, переводом прибылей по инвестициям, денежными некоммерческими переводами), т.е. не включает инвестиционную деятельность.

Обмен рублей на иностранную валюту в безналичной и наличной формах осуществляется по негосударственным каналам (через уполномоченные банки, обменные пункты, валютные биржи) по рыночным курсам. В качестве официального курса ЦБ, который в обязательном порядке должен использоваться участниками рыночного оборота в учетно-расчетных операциях, в том числе для налоговых целей, до последнего времени применялись котировки Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).

Международные расчеты (между российскими лицами и иностранцами) ведутся через уполномоченные коммерческие банки в свободно конвертируемой валюте (при этом 50% экспортной выручки подлежат обязательной продаже за рубли). Расчеты в рублях допускаются, но без каких-либо государственных гарантий.

Режим внутренней конвертируемости рубля сложился после либерализации торгово-экономических и валютных связей России с внешним миром. В результате государство утратило контроль за валютным оборотом, отдав его во власть негосударственных структур. Действует, по существу, стихийный механизм распределения и перераспределения иностранной валюты внутри страны.

Более того, официально отдается приоритет свободно конвертируемым валютам в качестве платежных средств по внешнеэкономическим сделкам, не организована система международных расчетов с использованием собственной валюты. А главное заключается в том, что внутренняя конвертируемость, т.е. возможность приобретения и распоряжения иностранной валютой при минимальном вмешательстве государства, не приближает к внешней конвертируемости, которая способствовала бы упорядочению связей экономики страны с мировым рынком. Идет процесс ухода валюты с внутреннего рынка и оседания ее в заграничных банках.

Свободный доступ к более сильным валютам ведет к принижению роли национальной денежной единицы, превращению рубля во второстепенную валюту.

С июля 1995 г. внутренний валютный рынок регулировался государством с помощью установления условно-фиксированного курса рубля, т.е. валютного коридора, а официальный его курс привязывался к курсу ММВБ. С 17 мая 1996 г. введен механизм установления официального курса рубля на основе котировок ЦБ РФ, исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютных рынках, динамики показателей инфляции и платежного баланса, положения на международных рынках иностранных валют, изменения величины государственных золотовалютных резервов. Ежедневно ЦБ РФ объявляет курсы покупки и продажи долларов CUTA по своим операциям на межбанковском и биржевом валютных рынках. При этом разница между этими курсами не должна превышать 1,5%. На основе этих курсов ЦБ РФ осуществляет валютно-обменные операции с банками, являющимися ведущими участниками межбанковского валютного рынка. Официальный курс рубля к другим свободно конвертируемым валютам и валютам основных внешних экономических партнеров России устанавливается с учетом динамики их обменного курса к доллару США на международных валютных рынках. Официальный курс рубля к прочим иностранным валютам» международным счетным и временным денежным единицам устанавливается ежемесячно с учетом динамики обменного курса этих валют к доллару США.

ЦБ РФ ограничивает колебания текущего обменного курса рубля на биржевом и межбанковском валютных рынках установленными пределами.

Переход к установлению официального обменного курса рубля на базе ежедневных котировок ЦБ РФ осуществляется в целях повышения стабильности валютного рынка, защиты отечественных товаропроизводителей и сбережений населения. Правительство РФ и ЦБ намерены обеспечивать возможность беспрепятственной покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и поддерживать обменный курс рубля мерами бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики.

Одновременно предпринимаются меры по переходу к полной конвертируемости рубля (Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля»).

Для того чтобы рубль признавался на международных валютных рынках, необходимы динамичный экономический рост, достаточные валютные резервы для осуществления интервенции Центральным банком на валютных рынках, ограничения доступа к иностранной валюте в наличной форме и др. условия. Опыт стран, обеспечивающих полную конвертируемость, свидетельствует, что ей предшествует строгий административный контроль за движением иностранных валют со стороны государства: твердые фиксированные курсы, обязательная 100%-ная продажа экспортных и иных валютных поступлений небольшому числу уполномоченных банков и другие меры.

Рассмотрение экономической политики указывает на необходимость контроля за финансовой и банковской системой страны, так как все экономические процессы, с одной стороны, влияют на состояние этой системы, а с другой стороны, сами находятся под ее влиянием благодаря значительной экономической мощи, как правило, сосредоточенной в финансовых и банковских кругах. В этих условиях обычно создается государственное учреждение — центральный банк — с уставом, предоставляющим ему значительную независимость от правительства. Этот факт призван оградить центральный банк от попыток использовать денежную эмиссию для финансирования бюджетного дефицита. Изучение взаимоотношений правительства и центрального банка основано на сопоставлении прав и функций последнего с учетом того, что статус центрального банка значительно варьируется в зависимости от рассматриваемой страны.

Налоговая система

Понятие налога и налоговой системы; исходные принципы построения налоговой системы; функции и классификация налогов; организация налоговой службы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Первичным элементом налоговой системы является налог, который в любом своем виде представляет собой платеж одного экономического субъекта другому на основании существующих принципов и правил, если эти субъекты не имеют непосредственного экономического взаимодействия.[1]

Информация о работе Государство в смешанной экономике