Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:50, курсовая работа
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.
Введение
Экономические функции государства
Функции российского государства
Понятие и типы государства. Модели экономических систем
Методы и инструменты государственного регулирования экономики
Регулирование денежного обращения
Программы государственных затрат
Финансово-кредитная система государства
Налоговая система
Специфика налогообложения России субъектов Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причём более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.
Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Причем его роль возрастает с развитием технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением мирового разделения труда.
Государственное регулирование экономики опирается на знание и правильное использование объективных экономических законов развития общества. Экономические законы отражают широкий круг основных, устойчивых связей между явлениями и процессами хозяйственной жизни. Сознательное использование экономических законов предполагает, во-первых, познание обществом их сущности и механизма действия и, во-вторых, реализацию общественного знания в практической деятельности.
Первостепенную роль в экономике играет закон спроса и предложения. Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по предложенным на рынке ценам.
Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершать покупку. Высокая цена отбивает у потребителей желание покупать, а низкая, наоборот, стимулирует покупку.
Потребление подвержено также действию закона убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается. При более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая в приобретении каких-либо альтернативных товаров. У него появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.
Зависимость объема предложения от цен фиксируется законом предложения, который выражает желание производителей изготовить на продажу большее количество своего продукта по высокой цене. Поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта и служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт для продажи.
Изменения соотношений между спросом и предложением и вызываемые ими колебания рыночных цен регулируются законом стоимости. Если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастает; если, наоборот, при неизменном предложении спрос сокращается или при неизменном спросе увеличивается предложение, то цена снижается. Цены играют роль сигнальной системы, с помощью которой и предприниматели, и владельцы производственных ресурсов ориентируются на рынке. Данная сигнальная система эффективно действует в условиях свободной конкуренции.
Адекватное соответствие объективных экономических законов современному высокому уровню развития производительных сил может быть достигнуто лишь с помощью государственного вмешательства в экономику.
Государственное регулирование экономики — форма взаимодействия государства и экономических субъектов, которая реализуется через социально-экономическую, валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику в целях перспективного воздействия на развитие общественного производства и решение социальных проблем посредством различных рычагов.
Крупным американским теоретиком системы государственного регулирования экономики считается Дж.Кейнс. По его учению, факторы, управляющие «большой» экономикой, не являются просто увеличенной версией факторов, управляющих поведением ее «малых» частей. Различие между макро- и микросистемами предопределяет разницу в терминах и методах анализа. И если макроэкономика изучает национальную экономику в целом, рассматривает проблемы экономического роста и занятости, возможности и противоречия экономического механизма, то микроэкономика рассматривает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами, потребителями и др., анализирует процессы взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках.
Ряд видных экономистов (М.Фридмен и др.) являются противниками государственного вмешательства в экономику. По их мнению, рыночная система сама по себе обладает способностью автоматически, на базе саморегулирования, приводить себя в равновесие. Запас прочности рыночного механизма неисчерпаем, а трудности и кризисы, возникающие в экономике, якобы навязываются извне, носят экзогенный характер и их главным виновником является именно государственное вмешательство, которое блокирует действие стихийных сил и в то же время раскачивает рынок. В связи с этим они предлагают сузить рамки государственного регулирования до минимума.
Государство обеспечивает правовую базу функционирования рыночной системы, что выражается в предоставлении законного статуса частным предприятиям, регламентации отношений между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи преступной экономической деятельности и применять власть для наложения соответствующих санкций.
Государство направляет усилия на реализацию антимонопольных законов в целях защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса. Государство создает условия для перераспределения дохода общества в целях относительного нивелирования социального неравенства его членов. Эта задача решается как через платежи малоимущим, инвалидам, больным и реализацию конкретных социальных комплексных программ по защите интересов определенных групп населения, так и путем льготного ценообразования на товары и продукты первой необходимости.
Государство перераспределяет также ресурсы общества для стимулирования развития так называемых общественных благ (медицинского обслуживания, образования, библиотек, музеев, армии, автомагистралей, дорог и др.), которые рыночная система не заинтересована производить, но без которых жизнь общества невозможна.
Методы государственного регулирования условно подразделяются на административные и экономические.
Административные методы базируются на силе государственной власти, разделяясь на меры запрета, разрешения и принуждения.
В странах с развитой рыночной экономикой сфера административных средств ограничивается главным образом охраной окружающей среды, созданием минимальных условий существования малообеспеченных слоев населения, а также пресечением развития теневого бизнеса.
Экономические методы подразделяются по воздействию на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Это — регулирование учетной ставки (осуществляется Центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных долговых обязательств, торговля ими и погашение.
Средствами бюджетной политики осуществляется прямое государственное экономическое регулирование. Через государственный бюджет перераспределяется в интересах государства значительная часть национального дохода.
Для покрытия государственных расходов используются налоги. Но задача государственных органов — не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко ориентированный механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочки уплаты налогов.
Сознательное маневрирование налогами и правительственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и экономическим ростом называют дискреционной фискальной политикой. Она вызывает рост общественного производства или снижение его величины. Фискальная политика, ориентированная на борьбу с безработицей, предусматривает рост правительственных расходов, т.е. возможность бюджетного дефицита. Элементами фискальной политики, имеющей целью коррекцию инфляции спроса, становится сокращение правительственных расходов при росте налогов, т.е. явление бюджетных излишков.
Форма воздействия государства на экономику может варьироваться в различных проявлениях в зависимости от степени необходимости внесения элемента государственного регулирования в экономический процесс. Система государственного регулирования представляет собой совокупность экономических регуляторов, косвенно воздействующих на механизм рынка, участников экономического процесса и т.д. — цены, налоги, нормы, банковские проценты, санкции.
На разных этапах экономического развития государство по-разному использует возможности фискальной политики для стабилизации общественного воспроизводства.
Эффективной мерой государственного регулирования экономики является увеличение дефицита государственного бюджета (или сокращение его положительного сальдо) в период спада и уменьшение его дефицита в период инфляции. Применяемые при этом стабилизаторы не способны полностью скорректировать нежелательные изменения величины чистого национального продукта. Поэтому для коррекции инфляции или спада в значительных масштабах применяются дискреционные фискальные мероприятия, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.
Особое место в ряду средств государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Суть такого регулирования состоит в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги, что, в свою очередь, является средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.
Государственное регулирование экономики предусматривает применение также дотаций и фиксированных цен.
Дотация — это как бы «налог наоборот». Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя их непосредственно могут получать и потребители.
Установление фиксированных цен — более «грубые» методы вмешательства государства в рыночные механизмы. Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия, устанавливаются, как правило, на продукцию агропромышленного и нефтегазового комплексов и некоторые другие виды продукции и услуг.
Необходимость регулирования денежного обращения диктуется, прежде всего, борьбой с инфляцией, которая дезорганизует экономику, сокращает платежеспособный спрос предприятий и населения.
Объективным фоном инфляции является возможность получения огромных прибылей за счет роста цен. В условиях директивной экономики такая возможность подавляется государственным контролем за ценами и доходами. Либерализация цен, естественно, стала мощным толчком к открытой инфляции; экономика устремилась к мировым ценам, не имея для этого соответствующей производительности труда, структуры экономики, оплаты труда. Неконтролируемость доходов привела к обесценению денег в сфере обращения, а рост издержек — к параличу платежеспособного спроса в сфере производства.
К постоянному удорожанию ведет также снижение эффективности использования производственных ресурсов: мощностей, рабочей силы и других. На удорожание затрат приходится около 40% роста инфляции, на прирост денежной массы — не более 15%. Рост затрат порождает недостаток доходов для поддержания воспроизводства, что и стимулирует повышение цен. Фактором инфляции является также наличие многочисленных перекупщиков на пути продвижения товаров от производителя к конечному потребителю.
Хотя причины инфляции имеют многоплановый характер, правительство в борьбе с ней вначале избрало в основном одно направление — сжатие совокупного спроса за счет снижения государственных расходов, увеличения налогов, обесценения вкладов населения.
В 1995 г. инфляция существенно сократилась. Однако она остается все еще высокой по меркам развитых стран, ее снижение достигнуто дорогой ценой: уменьшаются инвестиции, не растет объем производства, ухудшилось положение в социальной сфере. Поэтому преодоление инфляции остается одной из главных задач развития экономики, состоящей в том, чтобы уменьшить ее до безопасного уровня (1—2% в месяц) без снижения производства и жизненного уровня населения. Это решение усложняется тем, что факторы, обеспечивающие понижение инфляции, имеют противоречивый характер. Так, меры по поддержке предприятий в интересах повышения эффективности производства одновременно могут способствовать и росту инфляции. Рост доходов, потребления, инвестиций, усиление протекционизма действуют в том же направлении, хотя и необходимы для оживления производства.