Государство в плановой и рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена сравнительному анализу роли и функций государства в плановой и рыночной экономике.

Работа содержит 1 файл

курсач (Роль и функции государства в плановой и рыночной экономике).docx

— 69.84 Кб (Скачать)

3.2. Система используемая в Республике Беларусь

По мнению доктора экономических  наук Владислава Иноземцева, особенность белорусской экономики заключается в попытке соединить элементы плановой системы с рыночным механизмом, попытка сохранить индустриальную базу на базе государственной собственности при подавлении частной инициативы и вмешательстве государства в экономическую деятельность. Как следствие — низкая эффективность. Белорусская экономика опирается на переработку и реэкспорт российского сырья, а легитимность режима обеспечивается моделью социального государства.

В структуре экономики  Беларуси долгое время преобладает  промышленный сектор, на который государство  сделало ставку для достижения установленных  темпов экономического роста. Это привело  к низкой доле частных предприятий  в формировании ВВП — около 30% против 60-80% в соседних странах. В  октябре 2011 года министр экономики Николай Снопков признал ошибочность такой политики и пообещал, что в дальнейшем произойдёт переориентация на частный сектор как на общепризнанную основу стабильного экономического развития[13].

Минск, 12 апреля. Александр  Лукашенко 11 апреля подписал указ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы", сообщила пресс-служба президента.

При подготовке проекта программы  были максимально учтены основные положения  программы социально-экономического развития Беларуси на 2011—2015 годы, одобренные четвертым Всебелорусским народным собранием, отметила пресс-служба.

В соответствии с резолюцией Всебелорусского народного собрания в программе уточнены приоритеты социально-экономического развития страны в 2011—2015 годах. В текущем пятилетии приоритетными направлениями будут: развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования; радикальная модернизация всех отраслей экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств; стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; развитие импортозамещающих производств; устойчивое развитие регионов; строительство качественного и доступного жилья; повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Планируется обеспечить увеличение ВВП на 62—68%, объема промышленного  производства — на 54—60%, выпуска  продукции сельского хозяйства  — на 39—45%, производства услуг —  в 1,8—1,9 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9—1,97 раза. Предусмотрено  последовательное сокращение дефицита внешней торговли, который будет  ликвидирован в 2014 году, а в 2015 году сальдо внешней торговли товарами и  услугами должно быть положительным (0,5—0,6% к ВВП).

Намеченные программой меры "приблизят качество жизни населения  к европейскому уровню, позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7—1,76 раза за пятилетие", сообщает пресс-служба[14].

Приватизационная политика сводится к разовым продажам госсобственности (точечная, селективная приватизация). 12 мая 2010 года на пресс-конференции  в Минске директор фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Беларуси Наталья Жерносек сообщила, что Белоруссия работает над созданием агентства по приватизации в окончательной редакции должен быть принят законопроект «Об объектах, находящихся в собственности государства» По сообщению председателя Государственного комитета по имуществу Георгия Кузнецова, приватизация через продажу акций на льготных условиях будет отменена.

В 2011 году в страну начали поступать деньги по трёхмиллиардному кредиту, условием которого стало проведение приватизации на сумму 7,5 миллиардов долларов за три года. Было заявлено о выставлении  на продажу акций ряда предприятий. В их числе — Белтрансгаз, СООО МТС, Гродно Азот, Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод, Минский автомобильный завод, «Интеграл», БелАЗ, Беларуськалий (озвученная оценка — $30 млрд.), «Бархим», Барановичский комбинат железобетонных конструкций, Брестский электромеханический завод, Белсантехмонтаж-2, Стройтрест №8, ОАО Автомагистраль, ОАО Белгазстрой, ОАО Медпласт, ОАО Конфа[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современных условиях государственное  регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

За исторически короткий срок после начала реформ в 1992 г. Белорусская экономика проделала огромный путь. Результатом становится то, что в Белоруссии успешно формируются основы рыночной системы.

И предполагается, что итогом этих процессов и реформ должно стать  формирование рыночной экономики по типу тех, которые уже существуют в соседних странах.

Исторический путь нашей  страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о  том, что постсоциалистической трансформации  для Белоруссии является смешанная либерально - регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.

Сущность и цели постсоциалистической трансформации вытекают из особенностей планового хозяйства, которые должны исчезнуть в процессе перехода. К  ним в первую очередь относится  либерализация цен, ликвидация государственной  собственности, формирование инфраструктуры рыночных отношений, изменение форм социальных гарантий и методов их осуществления, структурная перестройка  производства частных благ и, наконец, открытие экономики.

Подводя итоги, вкратце охарактеризуем каждое из этих направлений.

Либерализация цен:

Для плановой экономики было характерно стремление централизованно  устанавливать цены или полностью  контролировать их формирование. Тем  не менее, в последний период действия этой системы многие цены росли как  бы сами по себе. Особенно это относилось к ценам на новую промышленную продукцию производственного назначения. Это создавало ценовые диспропорции, перекосы финансовых потоков, с которыми в рамках самой плановой системы  справиться не удавалось – повышение  цен на комплектующие изделия  предприятия-потребители автоматически  переносили на цену своей продукции, порождали тем самым инфляцию предложения. Радикальным решением являлся переход на иные, рыночные методы формирования цен, когда ограничения со стороны спроса лимитируют их рост.

Экономическая теория при  этом рекомендует сохранять контроль за ценами предприятий – естественных монополистов. Кроме того, она рекомендует проводить переход от одних методов ценообразования к другим по возможности быстро, чтобы цены как можно скорее начали выполнять присущие им функции, а вместе с этим чтобы денежные знаки, имевшие хождение и в плановом хозяйстве, становились полноценными деньгами.

Приватизация собственности:

Взаимосвязь собственности  и хозяйствования как частей "пучка  прав собственности" – показывает, что ответственное хозяйствование возможно только тогда, когда тот, кто  хозяйствует, может присваивать  остаточный доход, становиться его  собственником рядом с собственниками тех ресурсов, которые привлекались изначально.

Поэтому появление частной  собственности рядом с государственной, а отчасти и вместо нее, – неизбежное явление при переходе. Конечная цель приватизации – появление так называемых "стратегических инвесторов", то есть собственников факторов производства, прежде всего финансовых, в интересы которых входит долгосрочное успешное функционирование предприятий, в которые они вкладывают свои ресурсы.

Социальные гарантии:

Основная проблема, которую  приходится решать в сфере социальных гарантий в рамках переходного периода  – переход от уравниловки к  адресной помощи тем, кто в этом действительно  нуждается. Для этого требуется  выработка критериев отбора, достаточно реалистичных и по ресурсам, и по потребностям потенциальных получателей  помощи, например, семей с детьми. Налоговая система также должна быть перестроена с учетом возможно более устойчивого обеспечения  государством принятых на себя социальных гарантий.

Структурная перестройка:

Изменение структур производства и потребления частных благ –  естественная закономерность переходного  периода, его основное материальное выражение. Однако оно требует довольно много времени, гораздо больше, чем, например, либерализация цен.

Открытие экономики:

Открытие экономики имеет  важное значение для либерализации цен. По сути дела конечным итогом изменения цен должно быть их приведение их структуры в соответствие с мировыми пропорциями. Одновременно наличие мировых цен само по себе значительно ускоряет процесс установления равновесия цен после начала их либерализации. Кроме того, открытие экономики само по себе обеспечивает создание конкурентной среды. Это особенно важно в российских условиях, когда большинство предприятий были высоко специализированы по своему основному производству и являлись монополистами "по техническим причинам". Наконец, открытие экономики дает возможность появления стратегических инвесторов зарубежного происхождения. Правда, не всегда иностранные инвесторы, покупая предприятия, стремятся извлечь прибыль из их функционирования и привносят для этого передовые технологии. Целью приобретения может быть и ликвидация потенциального конкурента. Вряд ли это может приветствоваться как здоровое проявление действия рыночных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 1. Бирюков В.А. Факторы экономического роста // Экономист. 2009. №1. С. 3 – 14.
  2. 3. Вестник Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества независимых государств. СПб., 2009. № 3. С. 45–63.
  3. Мамедов Н.З./Экономика и жизнь”, /Проблемы развития рынка/, М-98г., № 12, С.36-39.
  4. 4. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики: 2-е изд., С – Пб.: Питер, 2007, С.576
  5. 5. Надель С.Ю. Социальные факторы экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №5. С.26 – 33.
  6. Национальный продукт и проблемы его измерения: Учебно – метод. пособие / А.В. Рощенко. – Мн.: БГЭУ, 2008, С.42
  7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год: Варианты развития экономики страны // Финансовый бизнес. – 2009. - №11. – С.2-13
  8. «Проблемы, успехи и трудности переходной экономики»/ Под ред. М. А. Портного. М., 2000.
  9. . Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. М.: ЭКСМО, 2007, С.448

 

  1. Сущенкова В.Ф./“Экономика и жизнь”, /Развитие рыночных отношений в Восточной Европе/, М-99г., №8, С.13-15.
  2. «Трансформация экономических институтов в постсоветской России»/ Под ред. В. М. Нуреева. М., 2000, С.3-8
  3. Шевченко И.В. Система факторов экономического роста// Вопросы экономики. 2007. №12. С.8 – 17.
  4. http://belapan.by/archive/2011/04/12/463012//11.12.2011 19:23
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/интернет портал//10.12.2011 21:12
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/интернет портал//7.11.2011 20:56
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/интернет портал//7.12.2011 18:30

 


Информация о работе Государство в плановой и рыночной экономике