Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:04, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена сравнительному анализу роли и функций государства в плановой и рыночной экономике.
3.2. Система используемая в Республике Беларусь
По мнению доктора экономических наук Владислава Иноземцева, особенность белорусской экономики заключается в попытке соединить элементы плановой системы с рыночным механизмом, попытка сохранить индустриальную базу на базе государственной собственности при подавлении частной инициативы и вмешательстве государства в экономическую деятельность. Как следствие — низкая эффективность. Белорусская экономика опирается на переработку и реэкспорт российского сырья, а легитимность режима обеспечивается моделью социального государства.
В структуре экономики Беларуси долгое время преобладает промышленный сектор, на который государство сделало ставку для достижения установленных темпов экономического роста. Это привело к низкой доле частных предприятий в формировании ВВП — около 30% против 60-80% в соседних странах. В октябре 2011 года министр экономики Николай Снопков признал ошибочность такой политики и пообещал, что в дальнейшем произойдёт переориентация на частный сектор как на общепризнанную основу стабильного экономического развития[13].
Минск, 12 апреля. Александр
Лукашенко 11 апреля подписал указ "Об
утверждении Программы
При подготовке проекта программы
были максимально учтены основные положения
программы социально-
В соответствии с резолюцией
Всебелорусского народного
Планируется обеспечить увеличение ВВП на 62—68%, объема промышленного производства — на 54—60%, выпуска продукции сельского хозяйства — на 39—45%, производства услуг — в 1,8—1,9 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9—1,97 раза. Предусмотрено последовательное сокращение дефицита внешней торговли, который будет ликвидирован в 2014 году, а в 2015 году сальдо внешней торговли товарами и услугами должно быть положительным (0,5—0,6% к ВВП).
Намеченные программой меры "приблизят качество жизни населения к европейскому уровню, позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7—1,76 раза за пятилетие", сообщает пресс-служба[14].
Приватизационная политика сводится к разовым продажам госсобственности (точечная, селективная приватизация). 12 мая 2010 года на пресс-конференции в Минске директор фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Беларуси Наталья Жерносек сообщила, что Белоруссия работает над созданием агентства по приватизации в окончательной редакции должен быть принят законопроект «Об объектах, находящихся в собственности государства» По сообщению председателя Государственного комитета по имуществу Георгия Кузнецова, приватизация через продажу акций на льготных условиях будет отменена.
В 2011 году в страну начали поступать деньги по трёхмиллиардному кредиту, условием которого стало проведение приватизации на сумму 7,5 миллиардов долларов за три года. Было заявлено о выставлении на продажу акций ряда предприятий. В их числе — Белтрансгаз, СООО МТС, Гродно Азот, Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод, Минский автомобильный завод, «Интеграл», БелАЗ, Беларуськалий (озвученная оценка — $30 млрд.), «Бархим», Барановичский комбинат железобетонных конструкций, Брестский электромеханический завод, Белсантехмонтаж-2, Стройтрест №8, ОАО Автомагистраль, ОАО Белгазстрой, ОАО Медпласт, ОАО Конфа[15]
Заключение
В современных условиях государственное
регулирование экономики
За исторически короткий срок после начала реформ в 1992 г. Белорусская экономика проделала огромный путь. Результатом становится то, что в Белоруссии успешно формируются основы рыночной системы.
И предполагается, что итогом этих процессов и реформ должно стать формирование рыночной экономики по типу тех, которые уже существуют в соседних странах.
Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для Белоруссии является смешанная либерально - регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.
Сущность и цели постсоциалистической трансформации вытекают из особенностей планового хозяйства, которые должны исчезнуть в процессе перехода. К ним в первую очередь относится либерализация цен, ликвидация государственной собственности, формирование инфраструктуры рыночных отношений, изменение форм социальных гарантий и методов их осуществления, структурная перестройка производства частных благ и, наконец, открытие экономики.
Подводя итоги, вкратце охарактеризуем каждое из этих направлений.
Либерализация цен:
Для плановой экономики было
характерно стремление централизованно
устанавливать цены или полностью
контролировать их формирование. Тем
не менее, в последний период действия
этой системы многие цены росли как
бы сами по себе. Особенно это относилось
к ценам на новую промышленную
продукцию производственного
Экономическая теория при этом рекомендует сохранять контроль за ценами предприятий – естественных монополистов. Кроме того, она рекомендует проводить переход от одних методов ценообразования к другим по возможности быстро, чтобы цены как можно скорее начали выполнять присущие им функции, а вместе с этим чтобы денежные знаки, имевшие хождение и в плановом хозяйстве, становились полноценными деньгами.
Приватизация собственности:
Взаимосвязь собственности
и хозяйствования как частей "пучка
прав собственности" – показывает,
что ответственное
Поэтому появление частной
собственности рядом с
Социальные гарантии:
Основная проблема, которую приходится решать в сфере социальных гарантий в рамках переходного периода – переход от уравниловки к адресной помощи тем, кто в этом действительно нуждается. Для этого требуется выработка критериев отбора, достаточно реалистичных и по ресурсам, и по потребностям потенциальных получателей помощи, например, семей с детьми. Налоговая система также должна быть перестроена с учетом возможно более устойчивого обеспечения государством принятых на себя социальных гарантий.
Структурная перестройка:
Изменение структур производства и потребления частных благ – естественная закономерность переходного периода, его основное материальное выражение. Однако оно требует довольно много времени, гораздо больше, чем, например, либерализация цен.
Открытие экономики:
Открытие экономики имеет важное значение для либерализации цен. По сути дела конечным итогом изменения цен должно быть их приведение их структуры в соответствие с мировыми пропорциями. Одновременно наличие мировых цен само по себе значительно ускоряет процесс установления равновесия цен после начала их либерализации. Кроме того, открытие экономики само по себе обеспечивает создание конкурентной среды. Это особенно важно в российских условиях, когда большинство предприятий были высоко специализированы по своему основному производству и являлись монополистами "по техническим причинам". Наконец, открытие экономики дает возможность появления стратегических инвесторов зарубежного происхождения. Правда, не всегда иностранные инвесторы, покупая предприятия, стремятся извлечь прибыль из их функционирования и привносят для этого передовые технологии. Целью приобретения может быть и ликвидация потенциального конкурента. Вряд ли это может приветствоваться как здоровое проявление действия рыночных сил.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Государство в плановой и рыночной экономике