Государственный кредит и проблема внешней задолжности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного кредита и проблемы внешней задолжности.

Задачами данной работы являются:

1.Рассмотрение характеристики государственного кредита, его функций и форм.
2.Изучение государственного долга , его структуры и проблем на примере РФ.
Теоретической и методологической основой для написания данной курсовой работы являются учебные пособия, газетные статьи и сведения из интернета.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3х глав, заключения и списка используемой литературы.

В главе первой рассмотрены сущность и назначение государственного кредита.

В главе второй рассмотрены формы государственного кредита.

В главе третьей рассмотрен внешний государственный долг, его структура и проблемы внешней задолжности РФ.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 57.12 Кб (Скачать)

     - Облигации внутреннего  валютного займа  (ОВВЗ)

     Есть, еще один вид долговых обязательств России, которые занимают промежуточное  положение, - облигации внутреннего  валютного займа, или вэбовки. По происхождению они относятся  к внутреннему долгу, но, как правило, рассматриваются вместе с внешними долгами. Это старейшие российские облигации, выпущенные еще в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими лицами-резидентами.

     С "неформальной" точки зрения среди  заложенных в бюджет платежей по валютным обязательствам ОВВЗ имеют наименьший приоритет (в бюджет также заложены процентные платежи по еврооблигациям). Этот долг является внутренним (по рублевым внутренним долгам дефолт уже состоялся) и, что самое главное "советским".

     - Задолженность перед  Парижским клубом

     Парижский клуб - организация, объединяющая страны кредиторы (в отличие от Лондонского  клуба, в который входят частные  кредиторы). Задолженность России Парижскому клубу не секьюритизирована и  фактически представляет собой набор  отдельных двусторонних межправительственных договоров с наиболее экономически развитыми странами мира (Европейский  союз, США, Япония). Вступление в Парижский  клуб в 1997 году способствовало проведению реструктуризации задолженности перед  странами - членами клуба, доставшуюся  России в наследство от бывшего СССР.

     -Коммерческие  кредиторы

     Коммерческая  задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров  и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете  во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства  развитых стран мира, на долю которых  приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена  банками и финансовыми институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.

                            3.2 Управление внешним долгом9

     Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.

     В Государственной думе еще в 1996 г. была создана специальная комиссия по государственному долгу и зарубежным активам РФ. Основной формой контроля и влияния с ее стороны на правительственную политику в этой области является ежегодное утверждение бюджета и его составных частей - программ, внешних и внутренних заимствований и предоставляемых РФ государственных кредитов. Особое внимание Государственная дума в соответствии с Бюджетным кодексом стала уделять такому важнейшему показателю, как предельный объем государственных внешних заимствований. Лимит государственного долга - это относительный ограничитель. Бюджетный кодекс предусматривает возможность его изменения путем внесения соответствующих поправок в закон о бюджете. Но это достаточно трудоемкий и длительный путь, требующий веских обоснований.

     Важным моментом в совершенствовании управления внешним долгом после августа 1998 г. стало решение об обязательном законодательном контроле над новыми внешними заимствованиями. Этот контроль должен осуществляться путем утверждения Государственной думой ежегодных программ внешних заимствований.

     Новые нормы по управлению внешним долгом были внесены в августе 2000 г. в Бюджетный кодекс РФ. Они предусматривают выделение в программе государственных внешних заимствований РФ всех тех заимствований, объем которых превышает 10 млн. долл., и обязательств по реструктуризации долга РФ, если их объем превышает 10 млн. долл. Кодексом также предусматривается, что договоры (соглашения) о реструктуризации либо списании задолженности РФ иностранным кредиторам подлежат ратификации, если они не были включены в данную программу на очередной финансовый год, а размер реструктурируемого обязательства превышает 10 млн. долл.

                    3.3 Проблема внешней задолженности России10

     Россия  является одновременно должником и  кредитором.

     На  долг бывших социалистических и развивающихся  стран приходится 140 млрд. долл. США. Основные заемщики — это Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Ливия и др.; причем большая часть долга погашается традиционными для этих стран  товарами, тогда как Россия рассчитывается со своими кредиторами в СКВ.

     Что касается роли должника, то по данным ЦБ, на 1 января 2008 года11 российский внешний долг составлял $459,6 млрд., из них $163,7 млрд. (35,6%) приходилось на банки, $249,6 млрд. (54,3%) — на небанковский сектор, остальное — на государство (госорганы и ЦБ). В 2008 году должно быть погашено $134,5 млрд. (29,3%), в 2009 году — $65,4 млрд. (14,2%), сроки погашения свыше двух лет — у кредитов на сумму $217,9 млрд. (47,4%). Срок "до востребования" был у иностранных кредитов в $15,9 млрд., "график не определен" — по долгу в $12,6 млрд., "график отсутствует" оценивается в $13 млрд. (в эту категорию попадают преимущественно привилегированные акции российских предприятий в руках у иностранных акционеров).

     С начала 80-х гг. XX в. в связи с  резким обострением проблемы внешней  задолженности развивающихся стран  существенно возросла роль Парижского и Лондонского клубов, заседания  которых связаны теперь с решением проблемы внешних долгов бывших стран  СЭВ (в частности, была урегулирована  внешняя задолженность Польши и  Венгрии) и бывших республик СССР, прежде всего России.

     Россия, которая является не только крупным  должником, но и одним из крупнейших кредиторов развивающихся стран, стала  членом Парижского клуба осенью 1997 г., а первое соглашение с Парижским  клубом было подписано еще в апреле 1993 г. В соответствии с этим соглашением  Россия получила право не выплачивать  по советским долгам в 1993 г. 15 млрд. долл., ограничившись выплатой лишь 2 млрд. долл. процентных платежей. В апреле 1996 г. с кредиторами Парижского клуба было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации российского долга. Величина долга России с процентами странам — кредиторам Парижского клуба на 1 июля 2008 года12 снизилась до 1,5 миллиарда долларов. Странам, не вошедшим в Парижский клуб, Россия должна 2 миллиарда долларов. Бывшим странам СЭВ мы задолжали 1,5 миллиарда долларов. Задолженность перед международными финансовыми организациями - 4,7 миллиарда долларов. Остальные долги складываются из еврооблигационных и валютных займов. 

     Предлагается  комплексное решение проблемы внешней  задолженности:

     за  счет возврата средств, незаконно вывезенных за рубеж; по оценке экспертов, это примерно 500 — 700 млрд. долл., которые хранятся в американских банках (в зарубежных банках ежегодно оседает от 15 до 17 млрд. долл.);

     нужно добиваться возврата денежных средств  от должников России, это около 96 млрд. долл.;

     Россия  должна привлечь на свою сторону мировое  общественное мнение.

     Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит  от восстановления авторитета России на международной арене. Это не только поможет выплатить внешние долги, но и создаст благоприятную почву  для привлечения инвестиций в  российскую экономику.

     Согласно  опубликованным данным, в первом квартале 2008 года выплаты по внешнему долгу  должны были составить $51,3 млрд. (из них $6 млрд. процентов, остальное — основное тело долга). Во втором и третьем кварталах 2008 года, по оценке ЦБ, выплаты значительно ниже, с тем чтобы вновь вырасти к четвертому кварталу. Характерно, что в 2009 году, судя по оценкам ЦБ, будет наблюдаться близкая динамика выплат по внешнему долгу. Разумеется, конкретные объемы выплат будут значительно отличаться: довольно существенная часть задолженности российских компаний и банков краткосрочна, то есть кредиты, которые надо будет возвращать в конце будущего года, еще не взяты.

     Впрочем, главное, что следует из данных ЦБ,—  то, что внешняя задолженность  России невелика, а выплаты по ней  распределены относительно однородно. Иными словами, никаких существенных проблем с этой стороны ждать не приходится. Самое неприятное, что теоретически может произойти,— трудности с рефинансированием взятых кредитов, возобновление чистого оттока капитала и проблемы с ликвидностью у российских банков.

 

Заключение

       Назначение государственного кредита  проявляется в первую очередь  в том, что он является средством  мобилизации в руках государства  дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного  бюджета дополнительно мобилизуемые  финансовые ресурсы направляются  на покрытие разницы между  бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном  сальдо мобилизуемые с помощью  государственного кредита средства  прямо используются для финансирования  экономических и социальных программ. Это означает, что государственный  кредит, являясь средством  увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.   Главными задачами системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики государства внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

 

     Список  используемой литературы

  1. Финансы.2е издание, В.В. Бочаров – Питер 2008
  2. Деньги. Кредит. Банки, 2е изд., В.В. Иванова, Б.И. Солопова – М: Проспект, 2008
  3. Деньги. Кредит. Банки, под. ред. Г.Н. Белоглазовой, – М: Юрайт-Издат, 2004
  4. Финансы, денежное обращение и кредит, 2е изд., В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др., – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
  5. Теория финансов, общ. ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Минск: “Высшая школа”, 1997
  6. http://revolution.allbest.ru/finance/00009873_0.html
  7. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.30175_1.html
  8. http://www.bibliotekar.ru/biznes-19/15.htm
  9. КоммерсантЪ, 19.05.2008. Статья: «Внешняя задолженность России невелика, а выплаты по ней распределены относительно однородно», автор Максим Шишкин
  10. Российская газета" - Центральный выпуск №4711 от 22 июля 2008 г., статья: «Внешний госдолг России снижается, а задолженность бизнеса растет», автор Олег Гладунов
  11. Финансы.  Денежное обращение.  Кредит. Под. Ред. Л.А. Дробозиной, –  М: «Издание Объединение» Юнити 1997
  12. Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. – М.: Издательство «Менеджер», 2000
  13. Журнал «Финансы» №12 – 2003г, статья: «Внешний долг России в системе международной задолженности», автор В.В. Деменцев
  14. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993
  15. Деньги. Кредит. Банки.4е изд-е, под ред. проф. Лаврушиной, – М: «Кронус», 2006

Информация о работе Государственный кредит и проблема внешней задолжности