Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного кредита и проблемы внешней задолжности.
Задачами данной работы являются:
1.Рассмотрение характеристики государственного кредита, его функций и форм.
2.Изучение государственного долга , его структуры и проблем на примере РФ.
Теоретической и методологической основой для написания данной курсовой работы являются учебные пособия, газетные статьи и сведения из интернета.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3х глав, заключения и списка используемой литературы.
В главе первой рассмотрены сущность и назначение государственного кредита.
В главе второй рассмотрены формы государственного кредита.
В главе третьей рассмотрен внешний государственный долг, его структура и проблемы внешней задолжности РФ.
Есть, еще один вид долговых обязательств России, которые занимают промежуточное положение, - облигации внутреннего валютного займа, или вэбовки. По происхождению они относятся к внутреннему долгу, но, как правило, рассматриваются вместе с внешними долгами. Это старейшие российские облигации, выпущенные еще в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР перед юридическими лицами-резидентами.
С "неформальной" точки зрения среди заложенных в бюджет платежей по валютным обязательствам ОВВЗ имеют наименьший приоритет (в бюджет также заложены процентные платежи по еврооблигациям). Этот долг является внутренним (по рублевым внутренним долгам дефолт уже состоялся) и, что самое главное "советским".
Парижский клуб - организация, объединяющая страны кредиторы (в отличие от Лондонского клуба, в который входят частные кредиторы). Задолженность России Парижскому клубу не секьюритизирована и фактически представляет собой набор отдельных двусторонних межправительственных договоров с наиболее экономически развитыми странами мира (Европейский союз, США, Япония). Вступление в Парижский клуб в 1997 году способствовало проведению реструктуризации задолженности перед странами - членами клуба, доставшуюся России в наследство от бывшего СССР.
Коммерческая
задолженность бывшего СССР, образовавшаяся
в результате неоплаты поставок товаров
и оказанных услуг по контрактам
советских внешнеторговых организаций,
заключенным с иностранными фирмами-поставщиками
до 04.01.92г., оценивается примерно в 4
млрд. долларов США (без учета просроченных
процентов), в том числе на учете
во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов
США. Проблема затрагивает интересы
порядка 3 тысяч кредиторов. Основную
часть из них составляют компании
и предприятия из большинства
развитых стран мира, на долю которых
приходится 2/3 суммы задолженности
(оставшаяся часть долга выкуплена
банками и финансовыми
3.2 Управление внешним долгом9
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
В Государственной думе еще в 1996 г. была создана специальная комиссия по государственному долгу и зарубежным активам РФ. Основной формой контроля и влияния с ее стороны на правительственную политику в этой области является ежегодное утверждение бюджета и его составных частей - программ, внешних и внутренних заимствований и предоставляемых РФ государственных кредитов. Особое внимание Государственная дума в соответствии с Бюджетным кодексом стала уделять такому важнейшему показателю, как предельный объем государственных внешних заимствований. Лимит государственного долга - это относительный ограничитель. Бюджетный кодекс предусматривает возможность его изменения путем внесения соответствующих поправок в закон о бюджете. Но это достаточно трудоемкий и длительный путь, требующий веских обоснований.
Важным моментом в совершенствовании управления внешним долгом после августа 1998 г. стало решение об обязательном законодательном контроле над новыми внешними заимствованиями. Этот контроль должен осуществляться путем утверждения Государственной думой ежегодных программ внешних заимствований.
Новые нормы по управлению внешним долгом были внесены в августе 2000 г. в Бюджетный кодекс РФ. Они предусматривают выделение в программе государственных внешних заимствований РФ всех тех заимствований, объем которых превышает 10 млн. долл., и обязательств по реструктуризации долга РФ, если их объем превышает 10 млн. долл. Кодексом также предусматривается, что договоры (соглашения) о реструктуризации либо списании задолженности РФ иностранным кредиторам подлежат ратификации, если они не были включены в данную программу на очередной финансовый год, а размер реструктурируемого обязательства превышает 10 млн. долл.
3.3 Проблема внешней задолженности России10
Россия является одновременно должником и кредитором.
На долг бывших социалистических и развивающихся стран приходится 140 млрд. долл. США. Основные заемщики — это Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Ливия и др.; причем большая часть долга погашается традиционными для этих стран товарами, тогда как Россия рассчитывается со своими кредиторами в СКВ.
Что касается роли должника, то по данным ЦБ, на 1 января 2008 года11 российский внешний долг составлял $459,6 млрд., из них $163,7 млрд. (35,6%) приходилось на банки, $249,6 млрд. (54,3%) — на небанковский сектор, остальное — на государство (госорганы и ЦБ). В 2008 году должно быть погашено $134,5 млрд. (29,3%), в 2009 году — $65,4 млрд. (14,2%), сроки погашения свыше двух лет — у кредитов на сумму $217,9 млрд. (47,4%). Срок "до востребования" был у иностранных кредитов в $15,9 млрд., "график не определен" — по долгу в $12,6 млрд., "график отсутствует" оценивается в $13 млрд. (в эту категорию попадают преимущественно привилегированные акции российских предприятий в руках у иностранных акционеров).
С
начала 80-х гг. XX в. в связи с
резким обострением проблемы внешней
задолженности развивающихся
Россия,
которая является не только крупным
должником, но и одним из крупнейших
кредиторов развивающихся стран, стала
членом Парижского клуба осенью 1997
г., а первое соглашение с Парижским
клубом было подписано еще в апреле
1993 г. В соответствии с этим соглашением
Россия получила право не выплачивать
по советским долгам в 1993 г. 15 млрд. долл.,
ограничившись выплатой лишь 2 млрд.
долл. процентных платежей. В апреле 1996
г. с кредиторами Парижского клуба было
подписано новое соглашение о долгосрочной
реструктуризации российского долга.
Величина долга России с процентами странам
— кредиторам Парижского клуба на 1 июля
2008 года12 снизилась до 1,5 миллиарда
долларов. Странам, не вошедшим в Парижский
клуб, Россия должна 2 миллиарда долларов.
Бывшим странам СЭВ мы задолжали 1,5 миллиарда
долларов. Задолженность перед международными
финансовыми организациями - 4,7 миллиарда
долларов. Остальные долги складываются
из еврооблигационных и валютных займов.
Предлагается комплексное решение проблемы внешней задолженности:
за счет возврата средств, незаконно вывезенных за рубеж; по оценке экспертов, это примерно 500 — 700 млрд. долл., которые хранятся в американских банках (в зарубежных банках ежегодно оседает от 15 до 17 млрд. долл.);
нужно добиваться возврата денежных средств от должников России, это около 96 млрд. долл.;
Россия должна привлечь на свою сторону мировое общественное мнение.
Таким
образом, решение проблемы платежей
по внешнему долгу во многом зависит
от восстановления авторитета России
на международной арене. Это не только
поможет выплатить внешние
Согласно опубликованным данным, в первом квартале 2008 года выплаты по внешнему долгу должны были составить $51,3 млрд. (из них $6 млрд. процентов, остальное — основное тело долга). Во втором и третьем кварталах 2008 года, по оценке ЦБ, выплаты значительно ниже, с тем чтобы вновь вырасти к четвертому кварталу. Характерно, что в 2009 году, судя по оценкам ЦБ, будет наблюдаться близкая динамика выплат по внешнему долгу. Разумеется, конкретные объемы выплат будут значительно отличаться: довольно существенная часть задолженности российских компаний и банков краткосрочна, то есть кредиты, которые надо будет возвращать в конце будущего года, еще не взяты.
Впрочем, главное, что следует из данных ЦБ,— то, что внешняя задолженность России невелика, а выплаты по ней распределены относительно однородно. Иными словами, никаких существенных проблем с этой стороны ждать не приходится. Самое неприятное, что теоретически может произойти,— трудности с рефинансированием взятых кредитов, возобновление чистого оттока капитала и проблемы с ликвидностью у российских банков.
Заключение
Назначение государственного
Список используемой литературы
Информация о работе Государственный кредит и проблема внешней задолжности