Операции по купле-продаже государственных
ценных бумаг или выдача кредитов
под их залог, проводимые центральным
банком, являются важным инструментом
регулирования ликвидности коммерческих
банков в стране. В РФ такого
рода операции получили распространение
после августовского кризиса
рынка межбанковских кредитов
в 1995 г. Кредиты под залог
высоко ликвидных государственных
ценных бумаг стали предоставляться
Банком России с апреля 1996 г.
Выступая
на финансовом рынке в качестве заемщика,
государство увеличивает спрос
на заемные средства и тем самым
способствует росту цены кредита. Чем
выше спрос государства, тем выше
при прочих равных условиях уровень
ссудного процента, тем более дорогим
становится кредит для предпринимателей.
Дороговизна заемных средств
вынуждает бизнесменов сокращать
инвестиции в сферу производства,
в то же время она стимулирует
накопления в виде приобретения государственных
ценных бумаг.
До
определенных пределов этот процесс
не оказывает существенного негативного
влияния на производство. В том
случае, если в стране достаточно свободных
капиталов, негативное воздействие
будет равняться нулю до их полного
поглощения. Только после этого активность
государства на финансовом рынке
выразится в росте ссудного процента,
а отвлечение значительной доли денежных
накоплений для непроизводительного
использования существенно замедлит
темпы экономического роста.
3.
Контрольная функция государственного
кредита органически вплетается в контрольную,
функцию финансов. Однако она имеет свои
специфические особенности, порожденные
особенностями этой категории: 1) тесно
связана с деятельностью государства
и состоянием централизованного фонда
денежных средств; 2) охватывает движение
стоимости в двустороннем порядке поскольку
предполагает возвратность и возмездность
получения средств; 3) осуществляется не
только финансовыми структурами, но и
кредитными институтами. В основном контролируется
целевое использование средств, сроки
их возврата и своевременность уплаты
процентов.
Глава
2. Формы государственного
кредита6
2.1
Внутриэкономический
кредит
В
системе кредитных отношений
внутренний государственный кредит
выступает в следующих формах:
1. государственные займы; 2. обращение
части вкладов населения в
государственные займы; 3. заимствование
средств общегосударственного ссудного
фонда; 4. казначейские ссуды; 5. гарантированные
займы.
Государственные
займы характеризуются тем, что
временно свободные денежные средства
физических и юридических лиц
привлекаются на финансирование общественных
потребностей путем выпуска государственных
ценных бумаг: облигаций, казначейских
обязательств и др. Государственные
внутренние займы классифицируют по нескольким
признакам. По праву эмиссии они делятся
на выпускаемые: а) центральным правительством;
б) республиканскими правительствами;
в) местными органами власти. По признаку
держателей ценных бумаг займы могут подразделяться
на реализуемые только среди населения,
среди юридических лиц и универсальные,
т.е. предназначенные для размещения среди
физических и юридических лиц. В зависимости
от формы выплаты доходов выделяют: а)
процентные займы; б) выигрышные займы;
в) процентно-выигрышные займы; г) беспроигрышные
займы; д) беспроцентные (целевые) займы.
Владельцы долговых обязательств процентного
займа получают твердый доход ежегодно
путем оплаты купонов или один раз при
погашении займа путем начисления процентов
к номиналу ценных бумаг (без ежегодных
выплат). По выигрышным займам весь доход
держатели облигаций получают в форме
выигрышей в момент погашения облигаций.
Условиями выпуска процентно-выигрышных
займов предусматривается выплата части
дохода по купонам, а другой части - в форме
выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов
гарантируют, что в течение срока действия
займа выигрыш упадет на каждую облигацию.
Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают
выплату доходов держателям облигаций,
но гарантируют получение соответствующего
товара, спрос на который пока полностью
не удовлетворяется. Местные органы власти
могут проводить целевые займы на строительство
дорог, осуществление работ по охране
окружающей среды, финансирование других
мероприятий, в которых заинтересовано
население административно-территориальной
единицы. По срокам погашения займы делятся
на: а) краткосрочные займы - срок погашения
до 1 года; б) среднесрочные займы - срок
погашения до 5 лет; в) долгосрочные займы
- срок погашения более 5 лет. По методу
размещения займы подразделяют на: а)
добровольные займы; б) займы размещенные
по подписке; в) принудительные займы.
Каждому методу размещения займов соответствует
свой способ реализации. Облигации добровольных
займов свободно продаются и покупаются
банковскими учреждениями. Принудительные
займы распространяются среди кредиторов
в силу постановления правительства, предусматривающего
строгую ответственность за уклонение
от покупки облигаций. Займы, размещаемые
среди населения по подписке с рассрочкой
платежа, формально являются добровольными.
Однако их реализация сопровождается
такой массово-политической компанией,
которая делает их по существу обязательными.
Это возможно в условиях тоталитарного
режима. В настоящее время в нашей стране
действуют только добровольные займы.
Государственные займы могут быть облигационными
и безоблигационными. Облигационные займы
сопровождаются эмиссией ценных бумаг
государства. Безоблигационные займы
оформляются подписанием соглашений,
договоров, а также путем записей в долговых
книгах и выдачей особых свидетельств.
В настоящее время безоблигационные займы
используются на межправительственном
уровне.
В тесной связи с государственными
займами находится вторая форма
государственного кредита, функционирование
которой опосредуется системой
сберегательных учреждений (банков,
касс и т.п.) и является важным
каналом формирования финансовых
ресурсов государства - обращение
части вкладов населения в
государственные займы. Эта форма
кредитования осуществляется через
покупку особых ценных бумаг
(например, казначейских сберегательных
сертификатов) или рыночных ценных
бумаг (облигаций, казначейских
обязательств), а также оформление
безоблигационных займов. Безоблигационные
займы являются, по существу, бессрочными.
Они оформляются государством
не выпуском ценных бумаг, а
путем непосредственного учета
сумм на счетах соответствующих
учреждений и в книге государственного
долга. Сроки погашения таких
займов заранее не оговариваются,
но государство оставляет за
собой право выкупа займа и
обязуется выплачивать проценты
за весь период его действия.
Очевидно, что процент по вкладам,
хранящимся в сберегательных
учреждениях, не может быть
ниже официального уровня инфляции.
Для большей активизации сберегательного
дела начисляемый процент должен
превышать этот уровень в целях
обеспечения получения вкладчиком
хотя бы минимального дохода.
В нашей стране сейчас это
достигается на основе покупки
Сбербанком долговых обязательств
государства.
Заимствование
средств общегосударственного ссудного
фонда, как форма государственного
кредита характеризуется тем, что
государственные кредитные учреждения
непосредственно (не опосредуя эти
операции покупкой государственных
ценных бумаг) передают часть кредитных
ресурсов на покрытие расходов правительства.
Эта форма государственного кредита
функционирует в тоталитарном обществе.
Она способствует развитию инфляционных
процессов, что особенно опасно в
условиях жесткого контроля за эмиссией
денежных знаков со стороны демократически
избранных органов. Поэтому полная
нормализация отношений между государством
и кредитной системой лежит на пути признания
невозможности прямого позаимствования
ссудных средств для покрытия бюджетного
дефицита.
Казначейские
ссуды выражают отношения оказания
финансовой помощи предприятиям и организациям
органами государственной власти и
управления за счет бюджетных средств
на условиях возвратности, срочности
и платности. В настоящее время
в нашей стране эта форма активно
не используется. Казначейские ссуды
выдаются на льготных условиях по срокам
и норме процента, они возможны
в случае финансовых затруднений
предприятий и хозяйственных
организаций в виду их особого
положения на рынке, не имеют коммерческой
цели, а являются средством поддержки
жизненно важных для народного хозяйства
экономических структур. По гарантированным
займам правительство реально несет
финансовую ответственность только
в случае неплатежеспособности плательщика.
В нашей стране созданы условия
для возрождения гарантированных
займов в связи с предоставлением
местным органам власти, а так
же отдельным хозяйственным структурам
права проводить операции по заключению
займов.
2.2
Международный государственный
кредит
Международный
кредит традиционно играл роль фактора,
который главным образом обслуживал
внешнеторговые связи между отдельными
странами. Во второй половине нашего столетия
положение стало все больше меняться,
и к настоящему времени фактически
уже сформировался международный
рыночный механизм кредита, который
опосредует не только сферу международной
торговли товарами и услугами, но и
процессы реальных инвестиций, регулирование
платежных балансов, обслуживание внешнего
долга стран-дебиторов. Традиционно
международный кредит представлял
собой предоставление валютных и
товарных ресурсов предприятиям и финансовым
институтам одной страны предприятиям,
финансовым институтам и правительству
другой страны на условиях возвратности,
срочности и платности. Кредиторами и
заемщиками были представители двух разных
стран. Источником финансирования товарного
кредита и перевода валютных ресурсов
в этом случае всегда являлся национальный
рынок капиталов. В современных же условиях
помимо национальных рынков капиталов
важнейшим источником кредитных ресурсов
стал собственно международный рынок
капиталов, не имеющий непосредственно
какой либо национальной принадлежности.
Международные кредиты, если они предназначены
для производительных целей: приобретение
за границей нового оборудования или важного
вида сырья для непосредственного осуществления
инвестиций в производство, в конечном
итоге увеличивают масштабы производства
валового внутреннего продукта в стране-заемщике
и, следовательно, сами создают эквивалент
той суммы средств, которая должна пойти
на возмещение полученной за рубежом ссуды
и уплаты процентов по ней. Если же международные
кредиты предназначены для других, не
производительных целей: приобретение
продовольствия за границей, промышленных
товаров потребительского характера,
содержание государственного аппарата,
преодоление дефицита государственного
бюджета или платежного баланса, то это
ведет к тому, что возврат основной суммы
долга и уплата процентов по нему осуществляется
не за счет созданного с использованием
их эквивалента и в конечном итоге сказывается
на сокращении валового внутреннего продукта
страны. Традиционной формой международного
кредита является внешнеторговый кредит.
Последний представляет собой важный
фактор повышения конкурентоспособности
товаров поставляемых на внешний рынок.
Сегодня подавляющая часть машин и оборудования
на мировом рынке продается как правило
в кредит. Условия этого кредита - сроки,
процентная ставка, сумма комиссионных,
условия погашения, методы страхования
рисков - существенно влияют на конкурентоспособность
товара. Чем продолжительнее срок кредита,
чем ниже его стоимость (проценты плюс
комиссионные), чем больше льгот предоставляет
при этом кредитор, тем при прочих равных
условиях, выше конкурентоспособность
товара на мировом рынке. Старейшая форма
внешнеторгового кредита - фирменные кредиты.
Преимущественно это ссуды, предоставляемые
экспортером одной страны импортеру другой
в виде отсрочки платежа или коммерческий
кредит во внешней торговле. Фирменный
кредит, сроки которого, как правило, колеблются
в пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей:
покупательский аванс, кредит по открытому
счету. Фирменный кредит чаще всего реализуется
посредством открытого счета. Кредит по
открытому счету осуществляется через
банки импортера и экспортера. Между экспортером
и импортером заключается долговое соглашение,
по которому первый записывает на счет
последнего в качестве его долга общую
стоимость отгруженных товаров с учетом
начисляемых процентов, а импортер, в свою
очередь, обязуется в установленный срок
погасить сумму кредита и выплатить проценты.
При фирменном кредите импортер часто
вносит так называемый покупательский
аванс в размере, чаще всего, 10-20% стоимости
поставки в кредит, что представляет своего
рода обязательства принять поставляемые
в кредит товары. Вплоть до начала 60-х годов
нашего века фирменные кредиты были преобладающей
формой внешнеторгового кредита и по своему
стоимостному объему более чем в два раза
превышали банковский экспортный кредит.
Однако быстрый рост международной торговли,
необходимость импорта взаимосвязанной
продукции сразу у нескольких поставщиков,
увеличение сроков кредита продемонстрировали,
что у фирменного кредита есть свои недостатки.
Среди них, с точки зрения импортера, наиболее
существенными являются: ограниченные
сроки кредита, сравнительно небольшие
объемы кредитования, жесткая привязанность
импортера к продукции фирмы поставщика.
Поэтому с ростом масштабов и диверсификацией
международной торговли доля фирменных
кредитов в общей сумме внешнеторгового
кредитования начала снижаться, все более
уступая место банковскому внешнеторговому
кредитованию. Банковский внешнеторговый
кредит имеет с позиций импортера определенные
преимущества перед фирменным кредитом:
возможность некоторого маневра в выборе
фирмы поставщика определенной продукции;
более длительные сроки кредита; большие
объемы поставок по кредиту; сравнительно
меньшая стоимость кредита. Первоначально
банки вышли в сферу внешней торговли
как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому
такие внешнеторговые кредиты именуются
кредитами поставщику. Со временем национальные
банки страны фирмы экспортера стали осуществлять
более гибкую политику внешнеторгового
кредитования: они стали предоставлять
кредиты непосредственно импортеру. За
счет полученных от банка средств импортер
оплачивает поставки экспортера. Такой
метод банковского внешнеторгового кредитования
получил наименование кредиты покупателю.
Они для импортера более выгодны. Появляется
возможность выбора фирмы поставщика,
однако, пока что только в данной стране.
Сроки кредита удлиняются, а его стоимость
несколько снижается. При этом фирмы поставщики,
устраненные от непосредственного участия
в кредитования экспорта, не могут завысить
цены кредита, что весьма типично при фирменном
кредите и даже при кредите поставщику.
Помимо внешнеторгового кредита банки
предоставляют своим контрагентам из
других стран финансовые и валютные кредиты.
Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю
(частному или государственному) использовать
их в гораздо широком спектре, нежели чисто
внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять
за счет этого кредита закупки товаров
и услуг в любой стране, где качество и
цена окажутся для него наиболее подходящими.
Валютные же кредиты предоставляются
заемщику в наиболее стабильной свободно
конвертируемой валюте в целях выплаты
внешнего долга, уплаты процентов по нему,
пополнения счетов в свободно конвертируемой
валюте.
Глава 3. Государственный
внешний долг
3.1
Государственный внешний
долг и его структура
Внешний
долг7– обязательства, возникающие
в иностранной валюте, за исключением
обязательств субъектов РФ и муниципальных
образований перед Российской Федерацией,
возникающих в иностранной валюте, в рамках
использования целевых иностранных кредитов
(займов).
Внешний
долг содержит8:
- Займы международных
организаций;
- Реструктуризированный
долг бывшего СССР;
- Кредиты и
займы российских банков;
- Кредиты и
займы российских предприятий;
- Валютные
облигации внутреннего займа;
- Еврооблигации
и субфедеральные внешние займы и кредиты.
-
Задолженность перед
МВФ
Урегулирование
задолженности перед Международным
Валютным Фондом является краеугольным
камнем в решении всей долговой проблемы
(фактически урегулирование означает
одобрение Фондом текущего экономического
курса; устав МВФ запрещает реструктуризацию
задолженности). Высокую цену вопроса
определяет крупный размер предстоящих
выплат. Позиция МВФ в значительной
степени определяет дальнейшие возможности
России как заемщика. От позиции
МВФ существенным образом зависит
решение вопроса по реструктуризации
прочих видов задолженности, в частности
Парижскому и Лондонскому клубам.
Согласно существующей практике соглашения
клубов с должниками опираются на выводы
МВФ. В мировой финансовой истории еще
не возникало дефолта по обязательствам
перед Валютным фондом. Прецедент может
привести не только к временной финансовой
изоляции России, но и способен создать
серьезные проблемы в прочих областях
внешнеэкономической деятельности.
-
Еврооблигации
В
1996 г. произошло событие, которое могло
стать поворотным в кредитной истории
страны, Россия выходит на рынок еврооблигаций,
впервые с 1917 года заняли деньги на рынке
у частных инвесторов, а не у государств
под обещания реформ. Несмотря на то, что
кредитные рейтинги суверенных еврооблигаций
не высоки, вероятность погашения данного
вида задолженности своевременно и в полном
объеме достаточно высока, даже в случае
не самого оптимистичного сценария развития
экономической ситуации в России.