Государственный кредит и проблема внешней задолжности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного кредита и проблемы внешней задолжности.

Задачами данной работы являются:

1.Рассмотрение характеристики государственного кредита, его функций и форм.
2.Изучение государственного долга , его структуры и проблем на примере РФ.
Теоретической и методологической основой для написания данной курсовой работы являются учебные пособия, газетные статьи и сведения из интернета.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3х глав, заключения и списка используемой литературы.

В главе первой рассмотрены сущность и назначение государственного кредита.

В главе второй рассмотрены формы государственного кредита.

В главе третьей рассмотрен внешний государственный долг, его структура и проблемы внешней задолжности РФ.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 57.12 Кб (Скачать)

Введение

     Актуальность. Тема курсовой работы «Государственный кредит и проблема внешней задолжности» очень актуальна, т.к. государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

     Степень разработанности. Проблема государственного кредита и внешней задолжности разработана в экономической литературе такими авторами,  как: В.В. Бочаров, Г.Н. Белоглазова, Л.А. Дробозина, В.К. Сенчагов и др.

     Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного кредита и проблемы внешней задолжности.

     Задачами данной работы являются:

    1. Рассмотрение характеристики государственного кредита, его функций и форм.
    2. Изучение государственного долга , его структуры и проблем на примере РФ.

     Теоретической и методологической основой для написания данной курсовой работы являются учебные пособия, газетные статьи и сведения из интернета.

     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3х глав, заключения и списка используемой литературы.

     В главе первой рассмотрены сущность и назначение государственного кредита.

     В главе второй рассмотрены формы  государственного кредита.

     В главе третьей рассмотрен внешний  государственный долг, его  структура  и проблемы внешней задолжности  РФ. 
 
 

 

     Глава 1. Государственный  кредит

     1.1 Экономическая сущность и назначение государственного кредита1

     Развитие  финансовых отношений и изменение  функционального назначения государства в рыночной экономике приводит к модификации методов и форм государственного управления и регулированию макроэкономических процессов. При формировании бюджета современного государства используются различные методы выравнивания баланса между его доходами и расходами. Одним из таких методов аккумулирования денежных средств в доходной части бюджета (наряду с налогами и сборами) для покрытия государственных расходов служит государственный кредит (займы).

     Государственный кредит2 – это такая форма кредита, при которой кредитором или должником является государство.

     Осуществляя функции кредитора3, государство через центральный банк производит кредитование:

    • конкретных отраслей или регионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, если возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены в силу действия факторов конъюнктурного характера;
    • коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

     В роли заемщика государство выступает в процессе разменивания государственных займов или при осуществлении операций на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг.

     Государственный кредит как одна из форм кредитования имеет следующие признаки кредитных отношений:

  • наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  • мобилизация свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения на принципах возвратности, срочности и платности 
    (в отдельных случаях возможен беспроцентный заем денежных ресурсов);
  • возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и на международном рынке капитала.

     Данный  кредит служит основной формой государственного заимствования и выражает совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство (в лице органов высшей исполнительной власти), а кредиторами — юридические и физические лица. На практике это означает, что взятые взаймы средства поступают в распоряжение органов федеральной исполнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, которые направляются на покрытие государственных расходов. Источником погашения федеральных займов и выплаты процентов по ним выступает федеральный бюджет. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.

     Пассивная роль государственного кредита состоит  в том, что государство выступает в качестве заемщика средств. Основным проявлением таких отношений служит рост объема государственных займов. Их сумма отражает величину государственного долга.

     Государственный кредит как финансовую категорию  в силу его сущностных особенностей нельзя относить к традиционному  банковскому кредиту. При банковском кредите в роли кредитора выступают кредитные организации (банки), а в роли заемщика — юридические и физические лица.

     Банковский  кредит возвращается за счет доходов  хозяйствующих субъектов и личных доходов граждан. В процессе банковского кредитования используются имеющиеся в практике методы обеспечения кредита, которые складываются из сложившихся экономических условий, а также взаимоотношений между кредитором и заемщиком в процессе конкретной кредитной сделки.

     Следует иметь в виду, что мобилизуемые с помощью государственного кредита финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала хозяйствующих субъектов, т. е. в производстве материальных благ, а используются на покрытие государственных расходов. Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетных расходов характеризуется значительно меньшими негативными последствиями для экономики и денежного обращения страны по сравнению с эмиссионными методами балансирования доходов и расходов всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Это достигается путем перемещения спроса на денежные средства от юридических лиц и граждан к органам управления государством без увеличения совокупного спроса и массы денег в обращении.

     Следовательно, назначение государственного кредита  состоит в том, что с его помощью государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы. В случае дефицита федерального бюджета они направляются на покрытие разницы между бюджетными доходами и расходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью данного кредита средства непосредственно используются для финансирования инвестиционных и социальных программ. Как метод увеличения финансовых возможностей государства данный кредит может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     2.2 Функции государственного  кредита4

     Функции государственного кредита непосредственно  вытекают из его сущности. Как элемент  финансовой системы, государственный  кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

     1. Через распределительную  функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

     Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку  служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство  должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться  их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все  поколения, которые будут ими  пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий  срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное  финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

     Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном  случае). Зато потом, когда кредиты  погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения  процентов по задолженности.

       Налоги являются основным, но  не единственным источником финансирования  расходов, связанных с обслуживанием  и погашением государственного  долга. Источники финансирования  этих расходов зависят от направления  использования средств. В случае  производительного вложения мобилизованных  капиталов построенный объект  после вступления в действие  начинает приносить прибыль, за  счет которой и погашается  заем. Никакого усиления налогового  бремени в этом случае не  происходит.

     При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые  займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием  государственного долга.

     Усиление  тяжести налогового бремени, вызванное  заимствованиями государства, зависит  от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов  вынуждено направлять государство  на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

     Распределительная функция Российской Федерации5 с переходом к рынку претерпела ряд изменений, в частности изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации – иные государства, международные финансово-кредитные организации, консорциальные структуры и т.п. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения – все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствования посредством эмиссии облигаций, в том числе в международном фондовом рынке. Соответственно меняется и сам характер кредита – все в большей степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в основе которых лежит расположение сторон.

       2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

     Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Информация о работе Государственный кредит и проблема внешней задолжности