Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики.

Содержание

Введение 2
Сущность государственного долга 3
Внутренний государственный долг 7
Внешний государственный долг 9
Государственный долг, обслуживание и погашение долговых
обязательств, государственные заимствования 15
Проблемы и противоречия государственного долга 24
Пути выхода из государственного долга 27
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

эклнрм теория.docx

— 50.52 Кб (Скачать)

 

 В среднесрочном периоде  предполагаемая динамика государственного  долга по отношению к ВВП  имеет понижающуюся направленность, что связано, прежде всего,  с ограничительной политикой  заимствований в целях рефинансирования  государственного долга в условиях  относительно благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры. Согласно прогнозу, к началу 2003 года совокупный размер  государственного долга составит  порядка 50% ВВП, что почти вдвое  ниже уровня начала 2000 года.

 

 

 

Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2003 года достигнет 652,1 млрд. рублей и увеличится за 2002 год на 47,2 млрд. рублей.

 

 

 

В структуре внутреннего  государственного долга основную долю (81,5%) занимают обязательства, оформленные  облигациями федерального займа.

 

 Основной прирост правительственных  обязательств предусмотрен в секторе облигаций федеральных займов с фиксированным купонным доходом – 39,5 млрд. рублей. Объем государственного долга, оформленного краткосрочными облигациями, увеличится за 2002 год на 5,2 млрд. рублей. Заметно возрастут в 2002 году государственные гарантийные обязательства - с 0,8 до 6,6 млрд. рублей. [25]

 

 Проектом федерального  закона "О федеральном бюджете  на 2002 год" учтены расходы на  компенсацию выплат владельцам  вкладов, предусмотренную федеральным  законом “О восстановлении и  защите сбережений граждан Российской  Федерации”. В то же время общая  сумма указанной задолженности  в структуре государственного  внутреннего долга отсутствует.

 

 В связи с изложенным, объем и структура государственного внутреннего долга не является достоверной и требует уточнения.

 

 

 

Объем государственного внешнего долга за 2002 год снизится на 4,6 млрд. долларов США и составит к началу 2003 года 142 млрд. долларов США.

 

 Вместе с тем, подтвердить  объем и структуру внешнего  долга без предоставления дополнительных  обоснований не представляется  возможным. До настоящего времени  полностью не подтвержден в  документальной форме объем коммерческой  задолженности, заявленный Правительством  Российской Федерации. Соответственно  задолженность в части государственных  ценных бумаг, а именно еврооблигаций,  по состоянию на 1 января 2003 года  ввиду предполагаемого переоформления  части коммерческой задолженности  также требует уточнения. Значительной  неопределенностью характеризуются  отражаемые в структуре государственного  внешнего долга объемы резерва  на изменение процентных ставок  и валютных курсов (5,2 млрд. долларов  США - на 1.01.2002 г., 7,3 млрд. долларов  США - на 1.01.2003 г.), а также гарантий (4,4 и 2,8 млрд. долларов США – соответственно). При этом объем государственных гарантий, включаемых в состав государственного внешнего долга отдельной строкой, отражает объем потенциальных обязательств по государственным заимствованиям, которые могут быть осуществлены после 2002 года. Гарантийные обязательства по реально осуществленным заимствованиям учитываются в объеме государственного внешнего долга по соответствующим позициям в разрезе кредиторов. [25]

 

 Проектом федерального  закона "О федеральном бюджете  на 2002 год" предусмотрены платежи  по погашению государственного  внешнего долга в размере 6,8 млрд. долларов США и государственного  внутреннего долга в размере  141,7 млрд. рублей. [26]

 

 Без учета источников  финансирования дефицита федерального  бюджета финансовый разрыв составляет 288,7 млрд. рублей. Требуемую сумму  предполагается привлечь на внешнем  рынке заимствований - 2,875 млрд. долларов  США и за счет внутренних  источников - 198,2 млрд. рублей. [25]

 

 Программы государственных  внутренних и внешних заимствований  на 2002 год сформированы в соответствии  с требованиями статьи 92 Бюджетного  кодекса Российской Федерации.  Привлечение средств из источников  финансирования дефицита федерального  бюджета для покрытия расходов  федерального бюджета в предстоящем  бюджетном году предусматривается  только в пределах затрат на  погашение долга. 

 

В сфере внутренних заимствований  проект федерального закона "О федеральном  бюджете на 2002 год", учитывая необходимость  значительного объема погашения  государственного внешнего долга в  условиях отказа от привлечения кредитов МВФ, предусматривает некоторое  превышение заимствований на внутреннем рынке государственного долга над  объемами погашения внутренних обязательств. Сальдо внутренних заимствований составит в следующем году 9,8 млрд. рублей.

 

Проектом программы государственных  внешних заимствований Российской Федерации на 2002 год предусматриваются  привлечение целевых иностранных  кредитов в размере 0,685 млрд. долларов США, а также несвязанных (финансовых) займов на сумму 2,19 млрд. долларов США. [26]

 

 По результатам проведенных  проверок Счетная палата Российской  Федерации неоднократно отмечала, что Правительство Российской  Федерации не создало систему,  позволяющую обеспечить привлечение  иностранных кредитов на решение  действительно жизненно важных  проблем социально-экономического  развития страны, а также систему  действенного контроля за целевым использованием и своевременным возвратом российскими предприятиями и организациями предоставленных займов.

 

 Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации  была также поставлена задача  об окончательном отказе от  доказавшей свою неэффективность  практики привлечения под государственные  гарантии иностранных связанных  кредитов. В связи с этим Правительством  Российской Федерации в 2002 году  не предусматривается привлечение  новых кредитов. В очередной финансовом году будет продолжено использование только тех кредитов, которые были включены в Программу внешних заимствований Российской Федерации на 2001 год.

 

 Следует отметить, что  проект программы государственных  внешних заимствований на 2002 года  в части целевых займов международных  финансовых организаций по ряду  крупных проектов (“Поддержка предприятий”, “Жилищный проект” и других) не содержит сведений о конечных  получателях кредитов, что не  способствует повышению степени  прозрачности бюджетного процесса.

 

 В целом задолженность  Российской Федерации перед международными  финансовыми организациями сократится  за 2002 год на 1,6 млрд. долларов США.  Заметное снижение государственного  внешнего долга в 2002 году произойдет  в секторе обязательств по  кредитам правительств иностранных  государств - на 4,1 млрд. долларов США,  в том числе задолженность  Российской Федерации официальным  кредиторам Парижскогосократится на 2,5 млрд. долларов США. [26]

 

 

 Отсутствие единой  системы управления государственным  внутренним и внешним долгом  в предыдущие годы в сочетании  с произошедшей девальвацией  рубля привели к довольно высокой  долговой нагрузке на федеральный  бюджет. Расходы федерального бюджета  на обслуживание и погашение  государственного внутреннего и  внешнего долга будут и в  дальнейшем занимать доминирующее  положение в бюджетных расходах  и оказывать негативное влияние  на экономическую политику страны.

 

 Вместе с тем, позитивные  тенденции в развитии экономики,  профицитная бюджетная политика государства, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой проблемы. Динамика относительных затрат на обслуживание и погашение государственного долга свидетельствует, что ежегодные платежи по долговым обязательствам в процентах к ВВП сократятся за период 1999-2004 годы практически в 2 раза - с 10,8 до 5,6 процента, соответственно значительно снизится долговая нагрузка на федеральный бюджет.

 

 

 

 В соответствии с  проектом федерального закона  “О федеральном бюджете на 2002 год” расходы на погашение  и обслуживание государственного  долга увеличатся с 563,2 млрд. рублей (ожидаемое исполнение 2001 года) до 647 млрд. рублей. Пик платежей по  государственному долгу придется  на 2003 год (867,7 млрд. рублей), что связано  со значительным ростом в данный  период выплат по внешним долговым  обязательствам (18,8 млрд. долларов США). [25]

 

 В представленных одновременно  с проектом федерального закона  “О федеральном бюджете на 2002 год” материалах отсутствует  информация о планируемом погашении  долговых обязательств в 2003 году. Перспективный финансовый план, представленный на заседании  Правительства Российской Федерации  7 июня 2001 года, не содержал сведений  об источниках финансирования  дефицита федерального бюджета  в 2003 году.

 

Для объективной оценки обслуживания и погашения государственного долга  в среднесрочной перспективе  Счетная палата Российской Федерации  полагает необходимым внести дополнение в статью 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающее включение  перспективного финансового плана  в перечень документов и материалов, представляемых в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, необходимо внести изменения в статью 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации, конкретизирующие состав показателей перспективного финансового плана в части источников финансирования дефицита федерального бюджета. [26]

 

 По расчетам Счетной палаты Российской Федерации с учетом предполагаемого профицита в 2003 году, а также потенциально возможных объемов привлечения средств на внутреннем и внешнем финансовых рынках, финансовый разрыв в средствах на погашение внешнего долга в 2003 году может составить около 5 млрд. долларов США. В качестве дополнительного источника финансирования дефицита федерального бюджета предусматривается использование средств создаваемого в 2002 году финансового резерва, аккумулирующего в соответствии со статьей 1 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" часть профицита федерального бюджета 2002 года, свободные остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2002 года, а также дополнительные доходы федерального бюджета, за исключением средств единого социального налога. Однако представленные к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" материалы не содержат сведений о прогнозируемых остатках средств федерального бюджета, что затрудняет прогнозирование размера финансового резерва на начало 2003 года.

 

 Ожидаемое состояние  платежного баланса в 2003 году  подтверждает наличие у Российской  Федерации потенциальных возможностей  платить по долгам. Активное сальдо  счета текущих операций, даже исходя из предположения о существенном ухудшении ценовой конъюнктуры на мировом рынке нефти, останется достаточно высоким. Предполагается, что сокращение иностранных обязательств государственного сектора будет нейтрализовано значительным снижением масштабов вывоза частного капитала в связи с предполагаемым Правительством Российской Федерации улучшением инвестиционного климата в Российской Федерации. Не исключено при этом, что осуществление крупных выплат по внешнему долгу приведет к некоторому сокращению объема золотовалютных резервов страны, но ввиду довольно высокого их уровня это не должно иметь угрожающих последствий для проведения валютной и денежно-кредитной политики. [26]

 

 В представленном на  рассмотрение проекте федерального  закона "О федеральном бюджете  на 2002 год" статьей 1 устанавливается  направление части профицита  (57,95 млрд. рублей) на образование  финансового резерва в составе  источников финансирования дефицита  бюджета. [25]

 

Вместе с тем, образование  в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета финансового резерва не предусмотрено Бюджетным кодексом. Принятие решения о формировании указанного резерва требует его законодательного оформления. Кроме того, порядок использования средств финансового резерва необходимо установить проектом федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год”. При этом необходимо иметь в виду, что решение проблемы государственного долга требует взвешенного подхода и должно учитывать необходимость создания предпосылок обеспечения платежеспособности государства в будущем.

 

 Правительству Российской  Федерации необходимо активизировать  работу по созданию единой  системы управления государственным  долгом Российской Федерации,  включающей всеобъемлющую систему  учета как внешних, так и  внутренних государственных долговых  обязательств, а также единую  стратегию управления государственным  долгом.

 

 В ходе проведения  Счетной палатой Российской Федерации  проверок соответствия программ государственных внешних заимствований Российской Федерации решению приоритетных социально-экономических задач выявлены многочисленные нарушения и недостатки в действующем механизме управления государственным внешним долгом и формировании основных параметров программ государственных внешних заимствований Российской Федерации.

 

 Из-за отсутствия единой  стратегии привлечения и использования  внешних заимствований сложилось  бессистемное использование иностранных  кредитов (займов) для решения проблем  в различных отраслях народного  хозяйства, отсутствует утвержденный  порядок оценки эффективности  проектов. Нет ни одного инвестиционного  проекта, завершившегося в сроки,  первоначально установленные в  соответствии с заключенными  соглашениями.

 

 Не разработан действенный  механизм по включению в программу  государственных внешних заимствований  Российской Федерации конкретных  получателей заемных средств  и их гарантов. В результате  в программу включались уже  недействующие или неплатежеспособные  предприятия (организации), отражались  гарантии, которые никем не предоставлялись.  В этой связи Правительству  Российской Федерации следует  активизировать работу по разработке  и утверждению методики оценки  эффективности проектов, финансируемых  за счет внешних займов, повысить  ответственность групп реализации  проектов, управляющих средствами  займов. [18]

Информация о работе Государственный долг