Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Содержание государственного голга………………………………………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы…………………………….. 5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы………………………. 7
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ………………………………….. 12
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга…………………………………. 12
2.2. Анализ управления государственным долгом в России………………….. 19
2.3. Перспективы погашения государственного долга РФ…………………….. 24
Заключение………………………………………………………………………………………. 31
Список используемой литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Государственный долг.doc

— 297.00 Кб (Скачать)
fy">Однако  отдельные стороны результативности управления государственным долгом можно измерить. В частности, о  масштабах реализации ресурсов для  финансирования бюджетного дефицита говорят ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных заимствований. Более полное представление об эффективности государственной долговой деятельности дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле.

Э = (П  – Р) / Р * 100, где

П –  поступления по системе государственного долга;

Р –  расходы по системе государственного долга.

Наиболее  общим показателем долговой нагрузки является отношение совокупного государственного долга к объему ВВП, выраженное в процентах (в международной практике он не должен превышать 40-42% ВВП). Этот же показатель, при необходимости более углубленного анализа, рассчитывается отдельно для внутреннего и внешнего долга [.

Показательным для характеристики долговой нагрузки является также отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объему ВВП к доходам  или расходам федерального бюджета, выраженное в процентах. И эти показатели при необходимости рассчитываются раздельно для внутреннего и внешнего долга.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и нефакторных услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания внешнего долга принято считать значение коэффициента, не превышающее 25%.

Россия  сейчас активно использует метод  погашения внешней задолженности товарными поставками, но остальные приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клуба кредиторов разработка программ конверсий внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективой могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.

Новации явились следствием долгового кризиса, который в свою очередь вызван кризисом экономики и финансов России. Долговой кризис проявился, прежде всего, в значительных объемах внутренней и внешней задолженности и неуклонном росте платежей по погашению и обслуживанию государственного долга. К началу 1998г. государственный долг составил 49,4% валового внутреннего продукта, в том числе внутренний – 19,3% и внешний – 30,1%. Доля расходов федерального бюджета на погашение и обслуживание долга увеличилась с 10,1% в 1995г. до 35,6% в первом полугодии 1998г. И это притом, что основной рынок государственных заимствований – рынок ГКО/ОФЗ практически перестал быть источником финансирования бюджетного дефицита. Напротив, в январе-июне 1998г. за счет бюджета было профинансировано погашение выходящих из обращения облигаций на сумму 17,3 млрд. рублей. Долг по ГКО/ОФЗ на 1 июля 1998г. достиг 436,0 млрд. рублей (это 69,4% всего внутреннего долга), увеличившись с начала года в 8,6 раза. На погашение соответствующих выпусков в августе-декабре 1998г. требовалось 20-25 млрд. рублей в месяц, а на рефинансирование долга никаких издержек не было. Прекращение выплат по ГКО/ОФЗ стало неизбежным.

Работа  по реструктуризации долга по ГКО/ОФЗ  велась параллельно с переговорами по уточнению решения проблемы «замороженного»  долга. Итогом переговоров явилось  распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.12.1998г. «О новации по государственным ценным бумагам». Новация проводилась в период с 15.12.1998г. по 15.03.1999г. (затем этот срок неоднократно продлевался). Она осуществлялась путем замены ГКО/ОФЗ со сроком погашения до 31.12.1999г. по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичные выплаты денежных средств. Для подтверждения новых обязательств выпускались облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет и размером купонного дохода 10-30% годовых и облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом. ОФЗ-ПД могли быть использованы на погашение просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшиеся по состоянию на 01.07.1998г. и оплату участия в уставном капитале кредитных организаций. На 70% суммы новых обязательств выдавались ОФЗ-ФД, на 20% – ОФЗ-ПД, на 10% – денежные средства.

Исключение  было сделано для организаций, которым федеральными органами власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги. Они имели право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами, с уменьшением доли ОФЗ-ФД до 50%. Физические лица-резиденты, фонды обязательного медицинского страхования, страховые компании (в отношении средств обязательного медицинского страхования, государственного обязательного личного страхования) и некоммерческие организации имели право получить всю сумму погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежавших им облигаций. Часть денежных средств можно было инвестировать в новые выпуски ГКО с погашением в марте и июне 1999г.

Большое значение для повышения эффективности  государственной долговой деятельности будет иметь создание в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Единой системы управления государственным долгом Российской Федерации. Органическое воздействие внутреннего и внешнего долгов, обеспечение беспрепятственного их взаимного обеспечения на основе проведения единой долговой политики, единства планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволит:

- оптимизировать  сроки обращения, погашения и  доходности государственных ценных бумаг;

- минимизировать  неблагоприятные воздействия колебания  курса иностранной валюты и  процентных ставок на международных  финансовых рынках на величину  и стоимость государственных  заимствований;

- оптимизировать  бюджетные расходы на обслуживание государственного долга;

- своевременно  и в полном объеме выполнять  обязательства перед внутренними  и внешними кредиторами.

В процессе разработки бюджета на 2008-2010гг. встал  вопрос о росте расходов на обслуживание внутреннего долга страны.

Было  подчеркнуто то, что соответствующий  рост расходов на обслуживание госдолга происходит на фоне роста негосударственного долга – увеличения заимствований  компаний на внешних рынках. По данным Счетной палаты, негосударственный  долг увеличился на конец 2006 года на 53 млрд. долларов – до 310 млрд. долларов.

В этой связи было принято решение о  необходимости ускорить разработку системы мониторинга внешних  заимствований компаний с высокой  долей государственного участия. При  этом Счетная палата будет продолжать аудит эффективности использования бюджетных средств. В свою очередь, как сообщил на заседании министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин, в проекте трехлетнего бюджета пришлось пойти на увеличение заимствований, в частности на внутреннем рынке. По его словам, объем заимствований будет превышать обслуживание государственного долга.

Как отметил  Кудрин, в 2008 году превышение привлечения  средств над погашением госдолга составит 0,5% ВВП, в 2009 году – 0,6% ВВП, в 2010 году – 0,7% ВВП.

«Это  означает, что долг будет расти, но эти средства пойдут на финансирование текущих расходов бюджета», – пояснил министр.

Ранее Кудрин отмечал, что в 2008 году уровень  государственного долга РФ будет  самым низким за всю историю Российской Федерации – около 8,5% ВВП. Начиная с 2008 года, Россия будет постепенно наращивать государственный долг в основном за счет внутренних заимствований.

Кудрин  подчеркнул, что это является взвешенной и разумной политикой. Минфин напоминает, что в 2008 году на эти цели запланировано  выделить 56 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2007 году. В 2009 году планируется выделить 70 млрд. рублей, в 2010 году – 85 млрд. рублей.

Согласно  проекту долговой политики Минфина  РФ на 2008-2010гг. основной задачей министерства в этой сфере в ближайшие годы будет повышение ликвидности внутреннего долгового рынка. В связи с дефицитным характером бюджета на 2008-2010гг. за три года планируется разместить ОФЗ на 1,6 трлн. рублей (чистое привлечение 1,3 трлн. рублей). Объем внутреннего государственного долга, выраженного в ценных бумагах, составит 2,62 трлн. рублей на конец 2010г. Также предполагается активнее использовать механизм государственных гарантий, особенно в отношении проектов, реализация которых требует активного участия государства; объем расходов, предусмотренных на 2008-2010гг., составляет почти 40 млрд. рублей. Объем внутренних заимствований согласно проекту не должен превышать 1% ВВП при благоприятной конъюнктуре (цены на нефть на уровне ориентира или выше). Политика внешних заимствований предполагает получение кредитов у международных финансовых организаций на сумму порядка 510 млн. долларов в 2009г и 415 млн. долларов в 2010г. с сокращением общей суммы займов; привлечение денежных средств у правительств других государств, иностранных компаний и банков не предусмотрено. Совокупный государственный долг Российской Федерации в ближайшие годы не будет превышать 9% ВВП.

Развитие  рынка государственных заимствований  в качественном направлении будет  способствовать решению правительственных  задач по удержанию рейтинга Росси как первоклассного заемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательств по государственному долгу.

Заключение

Долговые  проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени.

Не уделялось  внимание структуре и эффективности  новых заимствований и способности  своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии на направление внешних ресурсов на производство в производство для преодоления спада и возобновления экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а также использование для покрытия бюджетного дефицита. Эти тенденции на фоне непрерывного сокращения ВВП, промышленного производства и инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствовали о нарастании кризиса внешней задолженности. Рыночные институты регулирования внешнего долга в трансформационный период без вмешательства государства оказались не способными противостоять стихийным процессам в стране.

Применение  комплексного взвешенного подхода, учет потери большей части кредитных  активов СССР в третьем мире и  последствия финансового кризиса в современной России могут создать предпосылки для взаимоприемлемого решения на долгосрочной основе крайне сложных и болезненных проблем внешней задолженности России. Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать односторонних шагов и проявят готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным с минимальными потерями, как для должников, так и для кредиторов.

В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив. Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста – 6-7% в год. Согласно расчетам, это может произойти не раньше, чем через 6-7 лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что заметный рост российской экономики начнется на 3-4 года позже, то есть примерно в 2014 году.

Список используемой литературы

  1. Безруков В., Сафронов., Мельников. Социально-экономическое развитие  РФ в 2003 году и прогноз на 2004 год // Экономист. – 2004.
  2. Бирюков А.Г. О сбалансированности консолидированных бюджетов РФ в 2004 году // Финансы. 2004.
  3. Бочаров В.В Коммерческое бюджетирование. – СПб.: Питер, 2003.
  4. Бухалов М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. -2-е изд., испр. и доп. – М.; ИНФРА-М, 2003.
  5. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М., Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К»,  2004
  6. Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. -2004.
  7. Гусев С.И., Швецов Г.Ю. Федеральное Казначейство в системе бюджетного регулирования. – Новосибирск: Наука, 2004.
  8. Данилевский Ю.А. Влияние глобализации на экономику и финансы РФ // Финансы. – 2003.
  9. Деменцев В.В. Внешний долг России в  системе международной задолженности // Финансы. – 2003.
  10. Ковалев А.П. Финансы и кредит: Учебное пособие для среднего профессионального образования. – Ростов н/Дону: ФЕНИКС, 2007.
  11. Ковалева В.В. Финансы: Учебник. – М.: ПРОСПЕКТ, 2007.
  12. Кудрин А.Л Федеральный бюджет – 2004: новые экономические тенденции // Финансы. – 2004.
  13. Лаврушин О.И. Финансы и кредит: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008
  14. Любимцев Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики // Экономист – 2004.
  15. Налоги и налогообложение: Учебник / Под. ред. акад. Г.Б. Поляка.М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 г.
  16. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М,, Сазонов С.П. Финансы и кредит: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», «2007.
  17. Прокофьев С.Е., Горбунов В.В. Шведский опыт исполнения бюджета и возможность его применения в России // Финансы – 2004.
  18. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежно обращение, кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  19. Селезенев А. Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист. – 2004.
  20. Слепов В.А. Корпоративные финансы и финансовой системе страны // Финансы. 2003.
  21. Фетисов В.Д. Финансы: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  22. Финансы. Учебник / под. ред. проф. В.В. Ковалева. -2-е изд., перераб. И доп. –М.: ООО «ТК Велби», 2003.
  23. Финансы. Учебник / под. ред. Лушина С.И., Слепова В.А. М.: изд-во Рос. Экон. акад., 2000.
  24. Финансы. Учебник / под. ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 1-е изд., 2001.
  25. Христенко В.Б. Лавров А.М. Новая методика распределения трансфертов \\ Финансы. 2001.
  26. Цветков В. Финансово-промышленные группы: накопленный опыт и тенденции развития // Экономист. – 2044.
  27. Чередниченко Л. Необходимые условия роста ВВП // Экономист. -2004.

Информация о работе Государственный долг