Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:05, курсовая работа
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Содержание государственного голга………………………………………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы…………………………….. 5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы………………………. 7
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ………………………………….. 12
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга…………………………………. 12
2.2. Анализ управления государственным долгом в России………………….. 19
2.3. Перспективы погашения государственного долга РФ…………………….. 24
Заключение………………………………………………………………………………………. 31
Список используемой литературы………………………………………………………
Расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ в 2008 году прогнозируются в размере $5.91 млрд., в 2008-2009 годах – $5.73 млрд. и $4.97 млрд.
Расходы
на обслуживание государственного внешнего
долга РФ на 2006 год предусмотрены в размере
$5.91 млрд. (160.8 млрд. руб.), в 2007 году – $5.73
млрд. (157.5 млрд. руб.) и в 2008 году – $4.97 млрд.
(137.5 млрд. руб.). Такой прогноз Минфин РФ
представил в проектировках основных
показателей перспективного финансового
плана на 2006-2008 годы.
Как говорится в материалах Минфина, в
расчетах учтено увеличение процентных
ставок на 1-2% и рост курса евро до $1.33 за
евро. Объем платежей в евро по государственному
внешнему долгу составляет свыше 30% от
общей суммы.
Купонные
платежи по государственным облигационным
займам РФ, в том числе по выплате
процентов по ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года,
составят в 2006 году $2.57 млрд., в 2007 году
-$2.48 млрд., в 2008 году – $2.5 млрд.
Вместе с тем в 2006-2008 годах будут увеличиваться
расходы на обслуживание государственного
внутреннего долга. Так, расходы на обслуживание
долга по государственным ценным бумагам
составят в 2006 году 66.06 млрд. руб., в 2007 году
– 81.02 млрд. руб. и в 2008 году – 94.62 млрд.
руб. При этом, как отмечается в материалах,
основная доля будет приходиться на обслуживание
долга по ОФЗ: в 2006 году – 59.85 млрд. руб.,
в 2007 году – 68.96 млрд. руб., в 2008 году – 76.46
млрд. руб. Расходы на обслуживание ГСО
составят соответственно 6.21 млрд. руб.,
12.06 млрд. руб. и 18.16 млрд. руб.
В 2006 году платежи по погашению внешнего
госдолга предусмотрены в размере $9.5 млрд.
В 2007 году расходы на погашение внешнего
долга возрастут до $11.7 млрд. Это связано
с увеличением суммы погашения основного
долга по кредиту, предоставленному Внешэкономбанком
за счет средств Банк России с $1.7 млрд.
до $2.6 млрд., а также значительным объемом
погашения внешних облигационных займов,
которые составят в 2007 году $2.4 млрд. В 2008
году объем погашения внешнего долга составит
$10.2 млрд. Продолжительный и значительный
дефицит бюджета явился одной из основных
причин стремительного роста объема государственного
долга (приложение 5).
Проблема
внешней задолженности требует
постоянного контроля, поскольку
может оказывать очень
2.2. Анализ управления государственным долгом в России
Отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время регламентироваться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.
В настоящее время основными документами, регламентирующими отношения по управлению государственным долгом России, являются следующие: Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете» на соответствующий год.
Государственные
внешние заимствования
Государственные внутренние заимствования Российской Федерации – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте России.
Обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации финансируется исключительно из федерального бюджета. Управление государственным долгом осуществляется Правительством.
Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете» на соответствующий год– документ, в котором указывается полный постатейный перечень источников поступления финансовых средств, перечень выплат по внутренним и внешним долговым обязательствам Правительства, а также устанавливаются программы государственных внутренних и внешних заимствований России.
С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Однако, по сути единой, целостной системы управления государственным долгом до настоящего времени не создано.
В первую
очередь, существенным недостатком
управления государственным долгом
является отсутствие законодательно закрепленных
целей государственных
В действующем законодательстве также отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков – агентов эмитента государственных долговых обязательств.
Государственные
займы до недавнего времени
Необходимо
отметить, что одним из стимулов
масштабного выхода инвесторов из рублевых
финансовых инструментов в виде государственных
долговых обязательств ГКО и ОФЗ
в августе 1998 года явилось отсутствие
должной координации в
В настоящее время упомянутая координация осуществляется на стадии согласования бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства и Банка России на соответствующий год. При этом механизм координации текущей долговой, валютной и денежно-кредитной политики до сих пор законодательно не определен. В данной связи необходимым является четкое определение в законодательстве процедур и механизмов взаимодействия и координации, функций и сопряженной с ними ответственности, а также обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.
Поскольку денежно-кредитные операции нередко проводятся с использованием государственных долговых инструментов и их рынков, выбор денежно-кредитных инструментов и операционных процедур может повлиять на работу рынков государственных долговых инструментов и, потенциально, на финансовое положение дилеров на этих рынках. Аналогичным образом, для эффективного проведения денежно-кредитной политики необходимо хорошее понимание краткосрочных и долгосрочных финансовых потоков Правительства. В этих целях на оперативном уровне между управляющими долгом и денежно-кредитными и бюджетно-налоговыми органами должен быть налажен обмен информацией о текущих и будущих потребностях Правительства в ликвидных средствах.
Нужна координация рыночных операций, проводимых различными ведомствами с тем, чтобы не допустить одновременного участия двух таких ведомств в операциях в одном и том же сегменте рынка. Вместе с тем обеспечение должной степени разграничения между управлением долгом и денежно-кредитной политикой может стать более трудной задачей, поскольку операции по управлению долгом могут оказать определенное воздействие на уровень процентных ставок и работу отечественного рынка капитала. Разрабатывая законодательные механизмы, необходимые для достижения такого разграничения, важно не упустить из виду вопросы последовательности их проведения.
Ряд проблем,
затрудняющих управление долгом, существует
и в вопросах учета долговых обязательств,
отражения данных операций по итогам
исполнения федерального бюджета и
составления проекта
При составлении бюджета на очередной финансовый год в источниках внешнего финансирования и расходах по обслуживанию государственного внешнего долга не предусматриваются возможные операции по реструктуризации внешнего долга, а также уменьшение расходов по погашению и обслуживанию внешних долговых обязательств на суммы финансирования погашения долга товарными поставками, которые должны быть осуществлены в очередном финансовом году и финансирование которых было произведено ранее. Учитывая, что погашение государственного внешнего долга экспортом происходит в ряде случаев без соблюдения первоначальных сроков поставок, оговоренных в соглашениях (иногда с задержкой на несколько лет), в результате чего часто вместо погашения долга происходит списание процентных платежей, точно оценить объемы списания внешней задолженности Российской Федерации в результате данных операций не представляется возможным. Такое заключение было дано Счетной палатой Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год».
В основу расчетов платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга Российской Федерации положены графики платежей по внешним долговым обязательствам. Исходными данными по объему обязательств по двусторонним межправительственным соглашениям и соглашениям с международными финансовыми организациями являются данные инвентаризационных описей состояния государственного внешнего долга Российской Федерации. Вместе с тем данные описи не в полной мере отражают информацию о состоянии долга, в частности, эти описи не отражают объемы просроченной (неурегулированной) внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя Российской Федерацией.
2.3. Перспективы погашения государственного долга в РФ
С началом нового столетия можно связывать серьезные намерения поставить развитие долговой сферы государства на научную основу. Именно в этот период разрабатываются Основные направления политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга на 2003-2005годы (одобрены Правительством Российской Федерации 6 марта 2003г.). В эти годы Правительство исходит в своей долговой деятельности из необходимости:
- создания
условий для повышения
- ограничения
объема государственных
- увеличения
удельного веса внутреннего
- завершения урегулирования долга бывшего СССР;
- снижения
расходов на обслуживание
- ограничения привлечения средств международных финансовых организаций финансированием проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;
- получения Российской Федерацией к 2005 году инвестиционного рейтинга.
Эти направления долговой политики успешно реализуются Правительством России, и параллельно готовится проект Основных направлений долговой политики Российской Федерации на 2006-2008 годы. Согласно представленному документу Минфин России предлагает считать основными целями долговой стратегии следующие:
- сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;
- осуществление
государственных внутренних
- изменение
структуры государственного