Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Содержание государственного голга………………………………………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы…………………………….. 5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы………………………. 7
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ………………………………….. 12
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга…………………………………. 12
2.2. Анализ управления государственным долгом в России………………….. 19
2.3. Перспективы погашения государственного долга РФ…………………….. 24
Заключение………………………………………………………………………………………. 31
Список используемой литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Государственный долг.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

На первом этапе идет процесс обоснования  предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, предельных объемов государственных внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления государственных гарантий, а также формируются программы государственных внутренних и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается тяжесть будущего совокупного долгового бремени, в том числе раздельно по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований.

На втором этапе управления государственным  догом формируется программа  эмиссии государственных ценных бумаг, и определяются конкретные параметры  предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование оригинальным и привлекательным для инвесторов резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на втором этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

На третьем  этапе проводится размещение облигаций  и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном рынке государственного долга. Воздействие на котировки  по государственным облигациям позволяет  регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего долга).

Четвертый этап – антикризисное управление – связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных  долговых ситуаций, обилием которых отмечена новейшая российская история в период после распада СССР. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами на предмет пересмотра графика платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении новации, секьюритизации и тому подобном.

Пятый этап – исполнение оригинальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных внутренних долгов.

Таким образом, под управлением государственным  долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств. 

Глава 2. Проблемы государственного долга РФ

2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга

В последнее  время интерес финансистов к  проблемам дефицита федерального бюджета  и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:

- высокая  доля государственных расходов  в структуре ВВП;

- неточный  финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному  занижению;

- высокая доходность государственных ценных бумаг.

Состояние внутреннего государственного долга (см. приложение 1).

Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2005 года составил 660,37 млрд. руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд. руб.

В структуре  государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 декабря составляют:

ОФЗ-АД – 372,26 млрд. руб. (на 2,35 млрд. больше, чем  на 1 ноября). 
ОФЗ-ФК – 199,31 млрд. руб. (на 9,03 млрд. меньше, чем на 1 ноября); 
ОФЗ-ПД – 50,48 млрд. руб. (без изменений); 
ОФЗ-ПК – 24,10 млрд. долл. (без изменений); 
ОГНЗ – 11,50 млрд. руб. (без изменений); 
ГКО – 2,72 млрд. руб. (на 2,47 млрд. руб. меньше, чем на 1 ноября). 
В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 5,86 млрд. руб., или на 0,9 проц. На 1 января 2005 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд. руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 года составил 663,53 млрд. руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд. руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 года составил 663,53 млрд. руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд. руб.

В структуре  государственного внутреннего долга  наибольшую его часть на 1 января составляют ОФЗ-АД – 375,42 млрд. руб. 
ОФЗ-ФК – 199,31 млрд. руб. (+0,0002); 
ОФЗ-ПД – 50,48 млрд. руб. (без изменений); 
ОФЗ-ПК – 24,10 млрд. долл. (без изменений); 
ОГНЗ – 11,50 млрд. руб. (без изменений); 
ГКО – 2,72 млрд. руб. (без изменений). 
В целом за год государственный внутренний долг увеличился на 9,02 млрд. руб., или на 1,4 проц. На 1 января 2005 года государственный внутренний долг составлял 654,51 млрд. руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2007 года составил 685,506 млрд. руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд. руб. 
ОФЗ-АД – 405,093 млрд. руб. (на 13,6 млрд. больше, чем на 1 февраля). 
ОФЗ-ФК – 187,693 млрд. руб. (-3,624 млрд.); 
ОФЗ-ПД – 50,471 млрд. руб. (-0,005 млрд.); 
ОФЗ-ПК – 24,100 млрд. руб. (-0,001 млрд.); 
ОГНЗ – 11,50 млрд. руб. (без изменений); 
ГКО – 6,649 млрд. руб. (+3,927 млрд.)

Финансирование расходов на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в январе – августе 2008 года составили 33,4 млрд. руб.

ОФЗ-ФК – 10,7 млрд. рублей,

ОФЗ-АД – 21,0 млрд. рублей,

ОФЗ-ПД – 1,7 млрд. рублей.

В соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса расходы  на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были уменьшены на общую сумму 1,42 млрд. рублей (накопленный купонный доход и сумма дохода, превышающая номинальную стоимость, полученную Минфином России при размещении государственных ценных бумаг на вторичных торгах), в том числе

ОФЗ-ФК – на 0,07 млрд. рублей,

ОФЗ-АД – на 0,79 млрд. рублей

ОФЗ-ПД – на 0,56 млрд. рублей

и составили 31,9 млрд. рублей.

Кроме того, за отчетный период были произведены  выплаты процентов по векселям АПК  в сумме 0,6 млрд. рублей.

Таким образом, кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации составили 32,6 млрд. рублей.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2009 г составил порядка 850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января 2005 г

В 2006 г  Минфин планирует привлечь посредством  выпуска государственных ценных бумаг 238,197 млрд. руб., чистое привлечение  в 2009 г составит 170 млрд. руб. Общее  привлечение в 2010 г составит 290 млрд. руб., чистое привлечение – 200 млрд. руб. Общее привлечение в 2008 г составит 340 млрд. руб., чистое привлечение – 230 млрд. руб.

Таким образом, общее привлечение за период 2007-2009 г составит 870 млрд. руб., чистое привлечение за этот период – порядка 600 млрд. руб. 
Говоря о размещении государственных облигаций в 2008 г Минфин будет размещать новые выпуски десятилетних ОФЗ с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние бумаги – в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет доводиться до 80-85 млрд. руб., 15-летних – до 90-100 млрд. руб. Кроме того, Минфин планирует проводить доразмещения государственных ценных бумаг. За 11 месяцев 2007 г Минфин провел на первичном рынке ОФЗ 18 аукционов, в ходе которых было привлечено средств 103,2 млрд. руб., и осуществил доразмещение на сумму 46,3 млрд. руб.

По показателю «внешний долг/ВВП» Россия находится  в числе наиболее проблемных стран, хотя до кризиса это соотношение  составляло всего 30%. Объем ее внешних  обязательств гораздо выше, чем аналогичные  показатели в  таких странах – экспортерах нефти, как Венесуэла и Мексика.  Но если в других странах показатель общей внешней задолженности значительно  превышает государственные обязательства, то в России это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что, во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования инвестиций (см. приложение  2).

Несмотря  на увеличение доходов российского  бюджета в % от ВВП, в долларовом выражении  они только сейчас выходят на докризисный  уровень (приложение 3).

До кризиса  система фиксированного валютного  курса обеспечивала относительную  предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход к плавающему курсообразованию сделали, с одной стороны, объемы ежегодных выплат менее прогнозируемыми в рублевом выражении.

Состояние внешнего государственного долга (см. приложение  4).

Государственный внешний долг РФ за 2006 год снизился на 9,2 млрд. долл. и составил на 1 января 2007г. 110,5 млрд. долл.

При расчетах в евро российский госдолг за минувший год снизился на 14,6 млрд. евро – до 81,1 млрд. евро.

Согласно  предварительной информации Минфина  РФ, задолженность странам-участницам Парижского клуба за год снизилась на 4,6 млрд. долл. с 47,7 млрд. долл. (38,2 млрд. евро) и на 1 января 2007 года составила 43,1 млрд. долл. (31,7 млрд. евро). Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб, уменьшилась на 0,4 млрд. долл. – с 7 млрд. долл. (5,6 млрд. евро) до 6,6 млрд. долл. (4,9 млрд. евро).

Коммерческая  задолженность РФ за 2006 год снизилась  на 0,9 млрд. долл. – с 3,8 млрд. долл. (3,1 млрд. евро) до 2,9 млрд. долл. (2,1 млрд. евро).   Задолженность перед международными финансовыми организациями снизилась на 2,4 млрд. долл. – с 12,1 млрд. долл. (9,6 млрд. евро) до 9,7 млрд. долл. (7,1 млрд. евро). Задолженность перед Международным валютным фондом (МВФ) уменьшилась на 1,6 млрд. долл. – с 5,1 млрд. долл. (4,1 млрд. евро) до 3,5 млрд. долл. (2,6 млрд. евро), перед Всемирным банком – на 0,6 млрд. долл. – с 6,6 млрд. долл. (5,3 млрд. евро) до 5,7 млрд. долл. (4,2 млрд. евро), долг ЕБРР по сравнению с началом 2004 год не изменился и составил 0,4 млрд. долл. (0,3 млрд. евро).

Госдолг России, выраженный в еврооблигациях за 2004 год, сократился на 0,3 млрд. долл. – до 35,4 млрд. долл. (долг в евро не изменился и составил 25,9 млрд. евро). Госдолг в ОВГВЗ не изменился  в долларовом исчислении и составляет 7,3 млрд. долл., но уменьшился на 0,5 млрд. евро – до 5,3 млрд. евро. Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России, снизилась на 0,7 млрд. долл. – с 6,2 млрд. долл. (5 млрд. евро) до 5,5 млрд. долл. (4 млрд. евро).

Внешэкономбанк в счет погашения и обслуживания долга перед странами – членами Парижского клуба кредиторов по поручению Минфина РФ в период с 18 по 22 февраля 2005 года выплатил сумму, эквивалентную 2 млрд. 203 млн. 930 тыс. 881,14 долл.

31 января 2007 года Россия полностью выплатила долг МВФ в размере 3,3 млрд. долл., подлежащих возврату в 2005-2008 годах. Данный платеж был осуществлен за счет средств Стабфонда сверх накопленной суммы в 500 млрд. руб., в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год». Расплатившись досрочно, Россия сэкономила на процентах 204 млн. долл.

До выплаты  странам – кредиторам Парижского клуба долги РФ составляли $45 млрд., из которых более $40 млрд. – долги  бывшего Советского Союза. Крупнейшими  кредиторами России являются Германия ($20,3 млрд.), Италия ($5,7 млрд.), Япония ($3,7 млрд.), США ($3,5 млрд.) и Франция ($3,4 млрд.).

Объем внешнего госдолга в 2007 году сократился на $32 млрд. Одновременно темпы роста внутреннего долга составили 11-12%.

Объем рыночной доли рублевых государственных ценных бумаг на начало 2006 года составил 84,8%, в то время как на начало 2005 года составлял 76%. Тенденции роста среднего срока платежей по облигациям. На начало 2006 года он составляет 5,2 года, в то время как на начало 2005 года – 4,8 года.

В конце  декабря Минфин досрочно выплатил около $4,4 млрд. по внешнему долгу по кредитам ЦБ РФ 1998-1999 года. В 1998-1999 годах в условиях острой нехватки средств, необходимых  для исполнения федерального бюджета  РФ и выполнения долговых обязательств перед внешними кредиторами, Минфин в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 1998 года “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики” и от 5 июля 1999 года “О внесении изменений в ст.102 закона “О федеральном бюджете на 1999 года” привлек от Внешэкономбанка за счет средств, предоставленных Банком России, кредиты в иностранной валюте на общую сумму 6,8 млрд. долл.

Полученные  средства были тогда использованы Минфином России для осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ.

Информация о работе Государственный долг