Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:06, курсовая работа
В работе и будут рассмотрены вопросы, связанные с доходной и расходной частью бюджета. По моему мнению, если удастся решить хотя бы часть вопросов по доходной части, то многие проблемы, тормозящие сегодня социально-экономическое развитие страны, просто перестанут существовать.
Введение …………………………………………………………………………….….. 3
1. Сущность государственного бюджета ………………………………….. 4
2. Расходы государственного бюджета …………………………………….. 7
3. Доходы государственного бюджета …………………………………….. 11
3.1. Приложения ……………………………………………………………………….. 13
4. Бюджетный дефицит, управление им …………………………………... 19
5. Основные характеристики проектов федерального
бюджета на 2002-2003гг. ………………………………………………………….. 21
Заключение ………………………………………………………………………….... 22
Список литературы ……………………………………………………………… 24
Трансферты
Прочие безвозмездные поступления
ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ОТ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
4. Бюджетный дефицит, управление им
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
За последние семь лет произошел резкий скачок бюджетного дефицита. Он привел к быстрому росту государственного долга как внутреннего, так и внешнего. Если учесть, что положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2-3%, то нынешнее финансовое положение страны можно оценить как тяжелейший кризис, ибо и по дефициту бюджета, и по государственному долгу превышены предельно допустимые нормы.
Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90-х годов явились:
- низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;
- нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь ( нередко безвозмездную ) развивающимся странам и т. п. ;
- неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги ( так называемая видимая инфляция ) и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса ( подавленная, т.е. скрытая инфляция). Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной напряженности.
Крайне отрицательные последствия ( финансовые, экономические, социальные ) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это сегодня одна из главных задач. Только решая ее, можно проводить целенаправленную финансовую политику.
Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов.
Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:
1. Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, т.к. государство обычно финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.
2. Изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро растут абсолютные суммы доходов фирм и граждан, а значит, и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.
3. Выпуск ( эмиссия ) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.
4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка ( этот путь сегодня и использует Россия ), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны.
Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% ВНП страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг.
5. Основные характеристики проектов федерального бюджета РФ
На 2002г.
| Правительственный (1) | Альтернативный (2) | (2)-(1) | |||
млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | |
Доходы | 1998,4 | 18,9 | 2423,0 | 22,5 | 425,0 | 3,6 |
в том числе без ЕСН | 1741,0 | 16,4 | 2166,0 | 20,1 | 425,0 | 3,7 |
ЕСН | 257,5 | 2,4 | 257,5 | 2,4 | 0,0 | 0,0 |
Расходы | 1871,9 | 17,7 | 2423,4 | 22,5 | 551,5 | 4,8 |
в том числе без ЕСН | 1614,3 | 15,2 | 2165,9 | 20,1 | 551,5 | 4,9 |
Процентные расходы: | 289,7 | 2,7 | 289,7 | 2,7 | 0,0 | 0,0 |
Непроцентные расходы | 1582,1 | 14,9 | 2133,7 | 19,8 | 551,5 | 4,9 |
в том числе ЕСН | 1324,6 | 12,5 | 1876,1 | 17,4 | 551,5 | 4,9 |
перечисляемые в ПФР в счёт поступлений от ЕСН | 257,5 | 2,4 | 257,5 | 2,4 | 0,0 | 0,0 |
Дефицит | -126,5 | -1,2 | 0,0 | 0,0 | 126,5 | 1,2 |
На 2003г.
| Правительственный (1) | Альтернативный (2) | (2)-(1) | |||
млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | |
Доходы | 2417,8 | 18,5 | 2895,4 | 21,9 | 477,6 | 3,3 |
в том числе без ЕСН | 2052,2 | 15,7 | 2529,7 | 19,1 | 477,6 | 3,4 |
ЕСН | 365,6 | 2,8 | 365,6 | 2,8 | 0,0 | 0,0 |
Расходы | 2345,6 | 18,0 | 2895,4 | 21,9 | 549,7 | 3,9 |
в том числе без ЕСН | 1980,0 | 15,2 | 2529,7 | 19,1 | 549,7 | 3,9 |
Процентные расходы: | 277,5 | 2,1 | 277,5 | 2,1 | 0,0 | 0,0 |
Непроцентные расходы | 2068,1 | 15,8 | 2617,8 | 19,8 | 549,7 | 3,9 |
в том числе ЕСН | 1702,5 | 13,0 | 2252,2 | 17,0 | 549,7 | 4,0 |
перечисляемые в ПФР в счёт поступлений от ЕСН | 365,6 | 2,8 | 365,6 | 2,8 | 0,0 | 0,0 |
Дефицит | -72,2 | 0,6 | 0,0 | 0,0 | 72,2 | 0,6 |
Заключение
Сегодня главная цель - макроэкономическая стабилизация. Но наступит она лишь тогда, когда все начнут играть по твердым и ясным правилам, жить и работать, получать прибыль и платить налоги по писаным законам, регулирующим баланс интересов. И в этом смысле принятый бюджет является во многом новаторским, поворотным во всей нашей бюджетной политике. И если он будет исполнен точно по плану, то у России действительно появится реальный шанс выйти из опасной зоны и начать восход к процветанию.
Рассмотрев структурное построение доходной части бюджета, мы видим, что за несколько лет реформ здесь так и не произошло коренных положительных изменений, проблема же межбюджетного федерализма тоже еще ждет разрешения.
Руководство страны с полным основанием сочло такую ситуацию чрезвычайной и, соответственно, требующей чрезвычайных мер. Обеспечить поступление всех предусмотренных действующим законодательством налогов должна Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины при Президенте РФ, созданная в соответствии с президентским указом № 1428. В ее состав входят руководители финансовых и силовых ведомств. Идея, заложенная в ВЧК-2, весьма проста: к недоимщикам разные ведомства могут применять разные меры. Поэтому чтобы к злостным недоимщикам нужно применить системно все необходимые меры, для этого представителей всех ведомств следует собрать в единый комитет, которому и поручить данную проблему.
Если же это будет осуществлено, то успех работы ВЧК и в дальнейшем будет более или менее гарантирован. Может быть, это и есть выход из, казалось бы, тупиковой ситуации с задолженностью по налоговым платежам в бюджет. С другой стороны ожидаемое принятие налогового кодекса должно также в определенной степени упорядочить общую ситуацию с налоговыми поступлениями в бюджет, следовательно, стоит все-таки ожидать положительных сдвигов в сфере доходов бюджета Российской Федерации.
В заключении можно заметить, что расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях. Сегодня же в большей мере развиваются в качестве безвозмездного выделения средств субъектам Федерации - трансферты.
Информация о работе Государственный бюджет, проблема баланса доходов и расходов