Государственный бюджет, проблема баланса доходов и расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

В работе и будут рассмотрены вопросы, связанные с доходной и расходной частью бюджета. По моему мнению, если удастся решить хотя бы часть вопросов по доходной части, то многие проблемы, тормозящие сегодня социально-экономическое развитие страны, просто перестанут существовать.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….….. 3
1. Сущность государственного бюджета ………………………………….. 4
2. Расходы государственного бюджета …………………………………….. 7
3. Доходы государственного бюджета …………………………………….. 11
3.1. Приложения ……………………………………………………………………….. 13
4. Бюджетный дефицит, управление им …………………………………... 19
5. Основные характеристики проектов федерального
бюджета на 2002-2003гг. ………………………………………………………….. 21
Заключение ………………………………………………………………………….... 22

Список литературы ……………………………………………………………… 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Тима .doc

— 224.50 Кб (Скачать)

   Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

   Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

   В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

   Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

  Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный.

При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

1.   финансирование промышленного производства;

2.   финансирование социально-культурных мероприятий;

3.   финансирование науки;

4.   финансирование обороны;

5.   содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

6.   расходы по внешнеэкономической деятельности;

7.   создание резервных фондов;

8.   расходы по обслуживанию государственного долга;

9.   прочие расходы и выплаты.

   Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

   Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

   Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

   Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

1.   заработная плата; 

2.   начисления на заработную плату;

3.   канцелярские и хозяйственные расходы;

4.   командировки и служебные разъезды;

5.   стипендии;

6.   расходы на питание;

7.   приобретение медикаментов и перевязочных средств;

8.   приобретение оборудования и инвентаря;

9.   приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

10.             государственные капитальные вложения;

11.             капитальный ремонт;

12.             содержание сооружений благоустройства;

13.             геологоразведочные работы;

14.             проектирование;

15.             государственная дотация;

16.             операционные расходы;

17.             платежи по ссудам;

18.             возмещение разницы в ценах;

19.             прочие расходы.

   Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону ) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

   Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

  Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

  Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

          

Динамика расходов федерального бюджета на социальную сферу

Наименование раздела

1999г.

фактически

2002г.

по закону

2003г.

проект

Итого расходов на социальную сферу

   млрд. руб.

   % к ВВП

   удельный вес в расходах федерального бюджета

 

68,3

1,44

10,29

 

240,4

2,20

12,35

 

312,8

2,41

13,45

Раздел 14 "Образование":

   млрд. руб.

   % к ВВП

   удельный вес в расходах федерального бюджета

 

21,2

0,45

3,20

 

79,3

0,72

4,07

 

97,3

0,75

4,18

Раздел 15 "Культура, искусство и кинематография":

  млрд. руб.

   % к ВВП

   удельный вес в расходах федерального бюджета

 

3,0

0,06

0,46

 

10,1

0,09

0,52

 

13,9

0,11

0,60

Раздел 16 "Средства массовой информации":

   млрд. руб.

   % к ВВП

   удельный вес в расходах федерального бюджета

 

2,0

0,04

0,31

 

10,0

0,09

0,52

 

11,9

0,9

0,51

Раздел 17 "Здравоохранение и физическая культура":

   млрд. руб.

   % к ВВП

   удельный вес в расходах федерального бюджета

 

 

10,2

0,22

1,54

 

 

31,3

0,29

1,61

 

 

38,7

0,3

1,66

Раздел 18 "Социальная политика":

   млрд. руб.

   % к ВВП

   удельный вес в расходах федерального бюджета

 

31,7

0,67

4,77

 

109,5

1,0

5,63

 

150,8

1,18

6,49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Доходы государственного бюджета.

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возни­кающие у государства с предприятиями, организациями и граж­данами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат разли­чные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным вопло­щением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участника­ми воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом  дальнейшего  распределения  сконцентрированной  в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствова­ния, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накопле­ниях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизован­ной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилиза­ции финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидете­льствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством,  а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обус­ловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей ; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

1)  федеральный бюджет РФ;

2)  бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

3)  местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов (см. приложение 1):

1)  налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

2)  налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

3)  налоги на совокупный доход;

Информация о работе Государственный бюджет, проблема баланса доходов и расходов