Государственное стимулирование экспорта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Важной задачей, стоящей в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Развитие системы стимулирования экспорта в России_____ 5
Финансовые аспекты содействия экспорту__________________6
Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования____________________________________8
Содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки____________________________________________11
Действующая в РФ система поддержки экспорта__________14
Финансовая поддержка экспорта___________________________15
Банк развития___________________________________________20
Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности в РФ___________22
Информационно-консультационная поддержка экспортеров_____ 24
Российский экспорт в 2007 году___________________________________ 28
Заключение______________________________________________________32
Список используемой литературы___________________________________34

Работа содержит 1 файл

курсовая ГРЭ.doc

— 186.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АЛТАЙСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

Кафедра менеджмента

 

Курсовая работа

 

Дисциплина: Государственное регулирование экономики

Тема: Государственное стимулирование экспорта в России

 

                                                                                  Выполнил

 Студент

                                                                                 Группы 

                                                                                 

                                                                                                         _________________________

                                                                                                             

  Научный руководитель:

                                                                                  Доктор экономических наук

                                                                                 

                                                                                   Оценка_____________

  «_____»________ 2008г.

  Подпись руководителя:

   _____________________

 

 

 

 

Рубцовск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение________________________________________________________3

        1. Развитие системы стимулирования экспорта в России_____ 5
    1. Финансовые аспекты содействия экспорту__________________6
    1. Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования____________________________________8
    2. Содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки____________________________________________11
        1. Действующая в РФ система поддержки экспорта__________14
    1. Финансовая поддержка экспорта___________________________15
    1. Банк развития___________________________________________20
    2. Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности в РФ___________22
    3. Информационно-консультационная поддержка экспортеров_____ 24
        1. Российский экспорт в 2007 году___________________________________ 28

Заключение______________________________________________________32

Список используемой литературы___________________________________34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важной задачей, стоящей в данный момент перед  Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.

С начала 90-х Правительство РФ практически отказалось от приоритетной поддержки наиболее развитых отраслей промышленности. Наиболее развитые отрасли, как правило, были связаны с оборонно-промышленным комплексом: авиастроение, ракетостроение, судостроение, производство простого вооружения, атомная энергетика, отдельные подотрасли химии и нефтехимии, а также определенные виды машиностроения и некоторые другие. Однако без поддержки правительственных структур предприятия указанных отраслей с трудом находят возможности для реализации своей продукции на внешнем рынке, а на внутреннем спроса на их продукцию мало. Декларируя программу конверсии предприятий, правительство не может обеспечить крупные оборонные заводы ни кредитные ресурсы, ни сбыт их продукции в случае удачной конверсионной реструктуризации. Внутри России с малой выгодой для государства используются современные формы международного сотрудничества.1

Объектом исследования курсовой работы является – Государственное стимулирование экспорта в России.

Предмет исследования – российский экспорт.

Целю курсовой работы является обозначение методов государственного стимулирования и поддержки российского экспорта.

Методологической  основой написания курсовой работы являются научные труды таких ученых как: В.А. Ачкасова, В.В.Мищенко, В.В.Покровская, Е.Ф. Прокушев, и др.

 

        1. Развитие системы стимулирования экспорта в России

 

 

В условиях существовавшей в бывшем СССР государственной монополии  внешней торговли необходимость  организации специализированной системы поддержки экспорта практически отсутствовала, поскольку все затраты, связанные с осуществлением экспорта (как средства зарабатывания свободно-конвертируемой валюты) покрывались за счет бюджета страны. При этом практически весь российский экспорт, с одной стороны, нес в себе элементы субсидирования и осуществлялся через уполномоченные государственные внешнеторговые объединения, с другой стороны, осуществлялся на фоне разницы внутренних и экспортных цен.

С началом радикальных  экономических преобразований в 1992 году ситуация качественно изменилась. Политика либерализации предполагала использование преимущественно рыночных механизмов для развития и совершенствования структуры российского экспорта. В марте 1993 года была создана Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта, а в июле того же года принято решение об образовании Российского экспортно-импортного банка.

Активное формирование государственной политики содействия экспорту началось со второй половины 1995 года под влиянием существенного ухудшения динамики экспорта. В это же время началась разработка первых программных документов по поддержке машинотехнической продукции.

Содействие экспорту формально включало в себя меры в области финансового, налогового и таможенно-тарифного регулирования, а также механизмы организационной поддержки экспортеров.2

 

    1. Финансовые аспекты содействия экспорту

 

 

Финансирование  экспорта за рамками технического содействия и военно-технического сотрудничества, представляющими собой весьма специфические виды деятельности, практически не осуществлялось. На протяжении всего переходного периода в России так и не была создана не просто эффективная, а и вообще работающая национальная система содействия экспорту. Принимаемые в этой области решения слабо подкреплялись делами и практически не финансировались.

В период с 1993 по 1996 год был принят ряд нормативных актов, определивших основные направления государственной финансовой поддержки экспорта. Среди них:

  • предоставление Правительством Российской Федерации в лице Минфина России гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных предприятий и организаций;
  • гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков;
  • предоставление краткосрочных бюджетных ссуд экспортерам машинотехнической продукции.

Предоставление  краткосрочных бюджетных ссуд было фактически единственной формой государственной  финансовой поддержки экспортеров.

Еще одним предусмотренным, но не реализованным средством государственной  финансовой поддержки экспорта являлось предоставление Правительством Российской Федерации в лице Минфина России гарантийных обязательств (финансовых средств в рублях и иностранной валюте, залога, платежных гарантий) под кредитные ресурсы, привлекаемые российскими банками (прежде всего Росэксимбанком) для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных предприятий и организаций. Подобные гарантии должны были выдаваться на платной основе (т.е. за пользование ими должны были начисляться проценты в пользу государства) и при условии обязательного долевого участия кредитных организаций, осуществляющих финансирование экспортоориентированных проектов.

Учитывая нерешенность основных вопросов создания эффективной  государственной системы поддержки  экспорта, Комиссией Правительства  Российской Федерации по оперативным вопросам в декабре 1998 г. было дано поручение Минторгу России совместно с Минэкономики России и Минфином России разработать проект Закона "О поддержке экспортоориентированных и импортозамещающих производств". Соответствующий проект был подготовлен и направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. В проекте в очередной раз была прописана система мер государственной финансовой поддержки экспортоориентированных производств в надежде на то, что таким образом удастся повысить статус соответствующей деятельности и обеспечить ее надлежащее финансирование из бюджетных средств.3

На рубеже 2000-2001гг. прорабатывался порядок предоставления государственных гарантий Правительства  Российской Федерации для проведения на конкурсной основе добровольного страхования экспортных кредитов, а также проект соответствующего постановления. Предполагалось, что предоставление государственных гарантий для страхования экспортных кредитов будет способствовать привлечению внебюджетных средств для реализации экспортных контрактов.

 

    1. Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования

 

 

Одной из основных проблем регулирования экспортных операций явилась проблема экспортной льготы, как на стадии льготирования  экспортного оборота, так и в процессе возмещения НДС, уплаченного за приобретенные материальные ресурсы, используемые при производстве экспортной продукции (работ, услуг). При этом сложилась ситуация, при которой борьба с лжеэкспортом постепенно стала напоминать борьбу с самой льготой.

В Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную  стоимость" предусматривалось освобождение экспортируемых товаров, работ, услуг  от взимания НДС. Однако условия и  порядок применения этой льготы непосредственно  данным Законом не устанавливался. Процедура ее применения была установлена в Инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.1995 № 39.

При этом порядок  использования экспортной льготы по НДС, фактически установленный ведомственными нормативными правовыми актами, постоянно менялся в сторону ее ужесточения.

Так, если до ноября 1995 года в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 07.12.1991 № 1 экспортеры имели право подтверждать льготу путем предъявления соответствующих документов о реализации товара вне территории Российской Федерации, то с ноября 1995 года, после принятия новой инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39, предъявление документов в соответствии с установленным перечнем стало обязательным.4

Данная ситуация еще более усугубилась тем, что несмотря на представление в налоговые органы всех документов, установленных инструкцией, предприятия-экспортеры сохраняли (и использовали) возможность реализации товаров, фактически предназначенных на экспорт, на территории Российской Федерации.

Дополнением к  указанной инструкции был введен новый порядок обоснования налоговой льготы по НДС, который предусматривал подтверждение фактического вывоза товаров из России грузовой таможенной декларации с отметкой пограничного таможенного пункта. Кроме того, предусматривался даже порядок предоставления документов от иностранных таможенных органов, подтверждающих поступление товара в страну назначения. Однако Решением Верховного Суда России от 07.02.1997 последнее требование было признано незаконным.

В заданном направлении, т.е. в сторону ужесточения, развивалось  налогообложение экспортных операций в целом. В связи с этим на практике возникла острая необходимость проведения либерализации в области налогового регулирования отечественного экспорта.

Для производителей поставляемой на экспорт машинотехнической  продукции предусматривалось совершенствование  соответствующей нормативно-правовой базы в части, касающейся таможенного  режима переработки под таможенным контролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обращения.

В первом случае подразумевалось, что импортер при  ввозе продукции может декларировать  таможенный режим ее переработки, предполагающий освобождение от уплаты импортных пошлин и налогов, взимаемых таможенными  органами. Последние должны были контролировать целевое использование ввезенной таким образом продукции, допуская применение таможенного режима переработки и в тех случаях, когда доля товаров российского производства в стоимости поставляемых на экспорт машинотехнических изделий достаточно высока, но не превышает 50%.

Информация о работе Государственное стимулирование экспорта в России