Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является анализ (роль и значение) государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели, выделим следующие задачи:
1.Изучить понятие и систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь;
2.Проанализировать законодательные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность;
3.Рассмотреть основные направления совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.1 Тарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности
1.2 Нетарифные меры в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности
2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОАНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬд.docx

— 50.71 Кб (Скачать)

     Лицензии  выдаются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней  торговли», а также Соглашением  о правилах лицензирования в сфере  внешней торговли от 09.06.2009г. уполномоченными  на то государственными органами. После  получения лицензии ее необходимо поставить  на контроль в таможенных органах  до начала таможенного оформления лицензируемых  товаров. Это делается с целью  учета количества (объемов) экспорта или импорта указанных в ней  товаров или контроля квот. Не требуется  постановка на контроль в таможне  только специальных лицензий образца  Европейского союза для торговли текстильными изделиями.

     Разрешение  на ввоз и (или) вывоз ограниченных к  перемещению товаров - это документ, выданный компетентным органом государственного управления, который дает право осуществить  ввоз / вывоз ограниченных к перемещению  товаров через таможенную границу  Республики Беларусь либо помещать товар  под таможенный режим, который требует  наличия такого разрешения. Система  выдачи разрешений на ввоз в страну или вывоз из нее отдельных  товаров является более либеральной  по сравнению с лицензированием, как мерой нетарифного регулирования  внешнеторговой деятельности, и основана, как уже упомянуто, на получении  разрешений на перемещение через  таможенную границу товаров в  соответствующих министерствах и ведомствах, контролирующих оборот в стране этих товаров. Приведем ряд примеров.

     В Республике Беларусь действует единый режим экспортно-импортных операций с лекарственными средствами на основе соответствующих разрешений, выдаваемых Министерством здравоохранения  Республики Беларусь, зарегистрированным на белорусской территории хозяйствующим  субъектом, независимо от их форм собственности  без права передачи этих лицензий другим лицам. Обязательными условиями  при этом являются наличие у лица лицензии на право заниматься коммерческой деятельностью по реализации лекарственных  препаратов, устава, в котором оговорен данный вид деятельности, а также  подписанного или парафированного  контракта. Разрешение оформляется  на каждый вид товара независимо от его количества по представленному  контракту (исключение - несколько видов  товаров, входящих в единую товарную позицию ТН ВЭД Республики Беларусь).

     Экспорт и импорт наркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируются в соответствии с требованиями действующих  конвенций ООН, в частности Конвенцией Организации Объединенных Наций  от 20.12.1988 «О борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ», ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 28.07.1990 № 218-XII «О ратификации  Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических  средств и психотропных веществ». Закупка за границей и ввоз в Республику Беларусь радиоэлектронных средств  и высокочастотных устройств  допускаются при наличии соответствующих  разрешений Госсвязьнадзора Республики Беларусь. На перемещение через границу  оружия невоенного назначения и боеприпасов  к нему разрешения выдает Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Химические средства защиты растений подлежат пропуску через таможенную границу только при представлении  в таможенный орган соответствующего разрешения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Внешнеторговый оборот культурных ценностей осуществляется по разрешению Министерства культуры Республики Беларусь. Существует еще ряд товаров, перемещение которых через таможенную границу требует соответствующего разрешения Государственной инспекции по карантину растений, Департамента ветеринарии и других компетентных органов.

     Разрешения  отличаются от лицензий еще и тем, что используются, как правило, только для однократного ввоза / вывоза отдельных, ограниченных к перемещению товаров  через таможенную границу Республики Беларусь. Лицензии же выдаются на неопределенный срок для неоднократного перемещения  ограниченных к такому перемещению  товаров.

     В соответствии с действующим белорусским  законодательством также запрещены  к вывозу из Республики Беларусь:

     - оружие огнестрельное всех видов  и боеприпасы к нему, холодное  оружие всех видов, воинское  снаряжение;

     - наркотические, психотропные, радиоактивные,  взрывчатые, ядовитые, легковоспламеняющиеся  и другие опасные вещества;

     - белорусская и иностранная валюта  сверх установленных сумм, иные  валютные ценности (ценные бумаги  в иностранной валюте, драгоценные  металлы, природные драгоценные  камни);

     - облигации государственных займов  и лотерейные билеты Республики  Беларусь, аннулированные ценные  бумаги;

     -печатные  и аудиовизуальные материалы,  а также иная изобразительная  продукция, могущая причинить  вред интересам государства, а  также правам граждан;

     - камнесамоцветное сырье, минералы, горная порода и т.п. (за исключением  сувениров, продаваемых в розничной  торговой сети);

     - представители флоры и фауны,  занесенные в Красную книгу;

     - непроявленные фоточувствительные  материалы;

     - произведения искусства и другие  предметы, представляющие художественную, историческую, научную или иную  культурную ценность.

     Запрет  на перемещение через таможенную границу указанных товаров не является абсолютным, и такое перемещение  в ряде случаев возможно с разрешения соответствующих государственных  органов. О таких случаях будет  сказано ниже при рассмотрении разрешительной системы ввоза и вывоза отдельных  товаров как меры нетарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности.

     Сертификация  заключается в проверке соответствия товаров нормам и требованиям, действующим  в Республике Беларусь. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, установлен совместным постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 08.06.2005 № 38/25 «Об условиях помещения под  таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия».

     Сертификаты соответствия могут выдаваться на партию товара и на сертификацию производства каких-либо товаров. Во втором случае не требуется постоянного получения  сертификата при ввозе товаров.

     Разрешительная  система органов фитосанитарного  контроля и ветеринарного контроля направлена на недопущение ввоза  в Республику Беларусь товаров, которые  могут нанести вред окружающей среде, жизни и здоровью граждан Республики Беларусь.

     Совместным  постановлением Государственного таможенного  комитета Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 05.07.2002 № 54/19 «Об  условиях помещения под таможенные режимы товаров, подконтрольных государственному учреждению "Главная государственная  инспекция по семеноводству, карантину  и защите растений» (далее - Постановление) утверждена Номенклатура товаров, подконтрольных Государственному учреждению «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений».

     Установление  предельных минимальных цен направлено на защиту экономических интересов  Республики Беларусь от необоснованного  занижения цен при экспорте отдельных  категорий товаров.

     В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.1998 № 1091 «О некоторых мерах по совершенствованию  государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь» субъекты хозяйствования при заключении договоров  на экспорт товаров, на которые установлены  предельные минимальные цены, должны устанавливать на эти товары цены не ниже утвержденных на них предельных минимальных цен. Предельные минимальные  цены установлены, например, на продукцию  лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, продукцию пищевой  промышленности и пр.

     Реализация  за пределами Республики Беларусь товаров  по ценам ниже утвержденных на них  предельных минимальных цен является нарушением законодательства. Нарушитель выплачивает разницу между предполагаемой выручкой от реализации товаров по предельным минимальным ценам и  фактической выручкой, полученной от их реализации, а также штраф в  том же размере.

     Одним из элементов мер нетарифного  регулирования перемещения товаров  через таможенную границу выступает  применение акцизных марок.

     В силу действующего законодательства Республики Беларусь подакцизные товары, предназначенные  для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Указ Президента Республики Беларусь от 13.12.2007 №636 «О ставках  акцизов на подакцизные товары»  регулирует применение размеров ставок на подакцизные товары. Лица, приобретшие  акцизные марки, одновременно с документами, подтверждающими факт уплаты акцизов, представляют таможенному органу расчеты  акцизов, подлежащих уплате, за исключением случаев ввоза табачных изделий государственными организациями и организациями потребительской кооперации.

     При ввозе табачных изделий государственными организациями и организациями  потребительской кооперации лицо, приобретшее  акцизные марки, представляет таможенному  органу расчет акцизов, подлежащих уплате, одновременно с подачей таможенной декларации, либо в случае их ввоза  с территории государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и  таможенное оформление, - расчет акцизов, подлежащих уплате, одновременно с  передачей таможенным органом данному  лицу табачных изделий для дальнейшего  распоряжения после контроля за выполнением  правил их маркировки и иных требований, установленных законодательством.

     При подведении итогов следует обратить внимание и на новации в сфере  применения мер нетарифного регулирования  внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь, которые начали действовать  с 1 января 2010г.

     По  решению Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза  Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации» с 1 января 2010г. вступили в силу ряд Соглашений:

     - Соглашение о единых мерах  нетарифного регулирования в  отношении третьих стран от 25.01.2008. Данное Соглашение устанавливает,  что в отношении торговли с  третьими странами на единой  таможенной территории применяются  единые меры нетарифного регулирования  (ст. 2). Под мерами нетарифного  регулирования следует понимать  комплекс мер регулирования внешней  торговли товарами, осуществляемыми  введения количественных и иных  запретов и ограничений экономического  характера (ст.1). Решения о применении  таких мер принимаются Комиссией  таможенного союза (ст.9). Соглашением  определены принципы применения  таких мер нетарифного регулирование, как запреты, введенные на ограничение экспорта или импорта, исключительное право на экспорт или импорт, лицензирование в сфере внешнеторговой деятельности, а так же вопросы применения мер затрагивающих внешнюю торговлю и вводимых исходя из национальных интересов.

     - Соглашение о порядке введения  и применения мер, затрагивающих  внешнюю торговлю товарами, иной  таможенной территории в отношении  третьих стран от 09.06.2009. Данное  соглашение определяет порядок  введения и применения на единой  таможенной территории в отношении  третьих стран единых мер нетарифного  регулирования; мер, затрагивающих  внешнюю торговлю товарами и  вводимых исходя из национальных  интересов государств-сторон, а также  особых видов запретов ограничений  внешней торговли товарами. Этим  Соглашением установлено, что  к мерам, затрагивающим внешнюю  торговлю товарами и вводимым  исходя из национальных интересов  государств-сторон, относятся меры  регулирования неэкономического  характера, в т.ч. запрет ввоза  и (или) вывоза, количественные  ограничения ввоза и (или) вывоза, предоставление исключительного права на ввоз и (или) вывоз, разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза и другие меры регулирования. Такие меры могут вводиться Комиссией таможенного союза. Особые виды запретов и ограничений внешней торговли применяются по решении Комиссии таможенного союза, если это необходимо для защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса. Единые меры нетарифного регулирования; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов государств-сторон, а также особые виды запретов ограничений внешней торговли товарами помещаются в единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Такой перечень утверждается Комиссией таможенного союза от даты наделения ее соответствующими полномочиями.

     - Соглашение о правилах лицензирования  в сфере внешней торговли товарами  от 09.06.2009. Данное соглашение определяет  порядок выдачи лицензий и  разрешений на экспорт и (или)  импорт товаров помещенных в  Единый перечень товаров, к  которым применяются запреты  или ограничения на ввоз или  вывоз государствами-участниками  таможенного союза в рамках  ЕврАзЭС в торговле с третьими  странами. Этим Соглашением предусмотрена  выдача разовых, генеральных и  исключительных лицензий. Разрешением  является разрешительный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой  сделки на основании внешнеторговой  сделки, предметом которой является  товар, в отношении которого  установлено наблюдение за экспортом  и (или) импортом в определенном  количестве (ст.1).

     Запреты и ограничения к товарам, включенным в вышеуказанный Единый перечень, предписано применять в торговле с третьими странами с 01.01.2010 (п.1 решения  КТС от 27.11.2009 №132).

     Таким образом, подводя итог всему сказанному мы видим, что меры экономической  политики представляют собой ограничения  на ввоз в Республику Беларусь и  вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из экономических  интересов Беларуси, либо в силу ее международных обязательств, либо в качестве ответной меры на дискриминационные  или другие ущемляющие интересы общественных лиц акции иностранных государств и союзов.

     Меры  экономической политики - это меры государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, главным образом административного  характера, которые могут включать в себя количественные и стоимостные  ограничения, квотирование, лицензирование, получение разрешений органов государственной  власти на определенные виды внешнеэкономической  деятельности, а также так называемые технические барьеры (соответствие товара определенным нормам, качественным характеристикам и т.д.). 

 

      2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     государственный внешнеторговый таможенный валютный

     В ноябре 2004 г. Национальным собранием  Республики Беларусь принят один из основополагающих нормативных правовых актов в  области правового регулирования  экспортных сделок - Закон "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности". Данный акт ориентирован на создание правовой основы государственного регулирования  внешнеторговых связей в соответствии с требованиями ВТО, а также обязательствами  Республики Беларусь в рамках Союзного государства. Вместе с тем необходимо признать, что процесс перехода на правила и принципы ВТО идет медленно, многие проблемы в области правового  регулирования экспорта Беларуси остаются неразрешенными.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Республики Беларусь