Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и выявить особенности и перспективы их использования во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
а) изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
б) классифицировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
1.3 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.
2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
2.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ.
3. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 75.28 Кб (Скачать)

Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривается  отдельными таможенными режимами, закрепленными  в Таможенном кодексе (ТК)11.

В большинстве стран базовый  размер пошлины относится к товарам  из стран, которым предоставлен режим  наибольшего благоприятствования. Смысл этого термина заключается  в том, что государства на взаимной основе представляют друг другу те же условия внешнеторговых операций, которые применятся к третьим  странам. Другими словами, это один из главных принципов международной  торговли, означающий не льготные, а  нормальные возможности для взаимной торговли. С тех государств, с которыми нет торговых соглашений, пошлины взимаются в максимальном размере. Товары развивающихся стран (по списку ООН) облагаются префернциальными пошлинами, сниженными на 50%. Товары из наименее развитых стран (также по списку ООН) пошлинами не облагаются. Это своего рода тарифная льгота.

Помимо таких тарифных льгот, какснижение ставки пошлины, рассрочка или отсрочка уплаты, существуют еще их виды: освобождение от уплаты пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота.

Таможенные пошлины - это ключевой элемент во внешнеэкономической  политике государства, поскольку они  регулируют взаимосвязь внутренних и внешних рынков. Наибольшее значение в странах с рыночной экономикой имеют импортные пошлины. Экономической  анализ выигрышей и потерь от импортных  тарифов показывает, что они пополняют  гос.бюджет и выгодны прежде всего отечественным производителям, конкурирующим с импортом, особенно в молодых отраслях производства. С этой точки зрения импортные пошлины можно рассматривать как средство стимулирования отечественного производства и защиты молодых отраслей.

В то же время таможенные тарифы почти  всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах, поскольку  потребитель сталкивается с повышением цен и тенденцией к монополизации  рынка. Повышение цен на импортные  товары ограничивает и спрос на отечественные  товары. Кроме того, страна, вводимая высокие импортные пошлины, теряет на ответной реакции государств, куда поступает ее экспортная продукция. В том случае, если страна, будучи крупнейшим производителем тех или  иных товаров, способна влиять на мировые  цены на данный товар, можно найти  такой уровень тарифов, который  принесет ей чистый выигрыш.  Экспортные пошлины для стран с рыночной экономикой не характерны. Они делают экспорт того или иного товара менее выгодным, что снижает доходы производителей и экспортеров, но влияют на внутренние цены в сторону их снижения, что выгодно потребителям. Как импортные, так и экспортные пошлины могут оправдываться интересами обеспечения обороноспособности страны и национальной безопасности в целом.

Импортные (ввозные) пошлины. Импортный  таможенный тариф неоднократно изменялся  в процессе становления внешнеэкономической  политики России. В колебаниях величины импортных пошлин отражаются изменения  экономической ситуации в стране. Импортные таможенные пошлины взимаются  в рублях и доход федерального бюджета.

Таможенная стоимость определяется на основании Постановлений Правительства  РФ. На базе таможенной стоимости исчисляются  не только импортные, но и налоги на импорт, таможенные сборы и штрафы, а также ведется таможенная статистика. Установленные Постановлением Правительства  РФ ставки импортных пошлин колеблются в основном в пределах от 1 до 30%. В 1994 году впервые введены пошлины, имеющие протекционистский характер. Размер импортной пошлины зависит  от страны происхождения товара и импортный таможенный тариф имеет в своем составе 3 колонки. Базовая ставка импортной пошлины (вторая колонка) применяется к странам, которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования (РНБ). В настоящее время в этом списке числится 127 государств и ЕЭС. Для товаров, происходящих из развивающихся стран, размер импортной пошлины уменьшен в 2 раза (первая колонка тарифа). В списке развивающихся стран - 104 государства. При этом товары из так называемых наименее развитых стран (всего их 47) импортной пошлиной вообще не облагаются. Наконец, товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере (третья колонка тарифа).

3 Особенности  и проблемы государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности в России

 

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности в России осуществляется, основываясь  на следующих принципах:

-  количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

-  ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

-  в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

-  на отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;

-  особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона;

-  соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством.

Среди проблем, стоящих  перед РФ в области внешнеэкономической  деятельности можно выделить следующие:

-  неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. Как видно из структуры российского экспорта в таблице 1 на странице 33, удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2006 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно из таблицы 2 на странице 34, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн долларов США в 1995 г. до 21614 млн долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, за несколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов до приблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российских экспортных товаров;

- сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из таблицы 3 на странице 34) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишь на 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;

-  противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран, например в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями;

-  низкая конкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение с 1999 за счёт опережающем росте цен в РФ на фоне других стран при почти не меняющемся курсе рубля;

-  спекулятивный характер большой части иностранных инвестиций в российские предприятий;

-  малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;

-  протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;

-  мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;

-  вступление РФ в ВТО, являющееся одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны.

На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической  деятельности РФ. Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля. Не существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических. Наконец, тяжёлым испытанием для российской экономики, возможно, станет мировой финансовый кризис. В этих условиях задача улучшения роли РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше усложняется. 

 

Таблица 1 - Структура экспорта РФ12 (в фактически действовавших ценах)

 

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Млн. 
долл. 
США

В про- 
центах 
к итогу

Экспорт – всего

78217

100

103093

100

106712

100

133656

100

181600

100

241452

100

301450

100

 в том числе:

                           

Продовольственные товары и  сельскохозяйственное сырье (кроме  текстильного)

1378

1,8

1623

1,6

2801

2,6

3411

2,5

3292

1,8

4492

1,9

5517

1,8

минеральные продукты

33278

42,5

55488

53,8

58897

55,2

76593

57,3

104950

57,8

156372

64,8

198597

65,9

продукция химической промышленности, каучук

7843

10,0

7392

7,2

7394

6,9

9159

6,9

12003

6,6

14367

6,0

16673

5,5

кожевенное сырье, пушнина  и изделия из них

313

0,4

270

0,3

267

0,3

332

0,2

353

0,2

330

0,1

367

0,1

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

4363

5,6

4460

4,3

4908

4,6

5584

4,2

7020

3,9

8305

3,4

9536

3,2

текстиль, текстильные изделия  и обувь

1154

1,5

817

0,8

883

0,8

947

0,7

1119

0,6

965

0,4

946

0,3

металлы, драгоценные камни  и изделия из них

20901

26,7

22370

21,7

19923

18,7

23735

17,8

36707

20,2

40592

16,8

49234

16,3

машины, оборудование и транспортные средства

7962

10,2

9071

8,8

10090

9,5

11994

9,0

14100

7,8

13505

5,6

17458

5,8

прочие товары

1026

1,3

1603

1,5

1550

1,4

1900

1,4

2056

1,1

2524

1,0

3123

1,1

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России