Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и выявить особенности и перспективы их использования во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
а) изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
б) классифицировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
1.3 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.
2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
2.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ.
3. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривается отдельными таможенными режимами, закрепленными в Таможенном кодексе (ТК)11.
В большинстве стран базовый
размер пошлины относится к товарам
из стран, которым предоставлен режим
наибольшего
Помимо таких тарифных льгот, какснижение ставки пошлины, рассрочка или отсрочка уплаты, существуют еще их виды: освобождение от уплаты пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота.
Таможенные пошлины - это ключевой элемент во внешнеэкономической политике государства, поскольку они регулируют взаимосвязь внутренних и внешних рынков. Наибольшее значение в странах с рыночной экономикой имеют импортные пошлины. Экономической анализ выигрышей и потерь от импортных тарифов показывает, что они пополняют гос.бюджет и выгодны прежде всего отечественным производителям, конкурирующим с импортом, особенно в молодых отраслях производства. С этой точки зрения импортные пошлины можно рассматривать как средство стимулирования отечественного производства и защиты молодых отраслей.
В то же время таможенные тарифы почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах, поскольку потребитель сталкивается с повышением цен и тенденцией к монополизации рынка. Повышение цен на импортные товары ограничивает и спрос на отечественные товары. Кроме того, страна, вводимая высокие импортные пошлины, теряет на ответной реакции государств, куда поступает ее экспортная продукция. В том случае, если страна, будучи крупнейшим производителем тех или иных товаров, способна влиять на мировые цены на данный товар, можно найти такой уровень тарифов, который принесет ей чистый выигрыш. Экспортные пошлины для стран с рыночной экономикой не характерны. Они делают экспорт того или иного товара менее выгодным, что снижает доходы производителей и экспортеров, но влияют на внутренние цены в сторону их снижения, что выгодно потребителям. Как импортные, так и экспортные пошлины могут оправдываться интересами обеспечения обороноспособности страны и национальной безопасности в целом.
Импортные (ввозные) пошлины. Импортный
таможенный тариф неоднократно изменялся
в процессе становления
Таможенная стоимость
Государственное регулирование
внешнеэкономической
- количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;
- ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;
- в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;
- на отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;
- особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона;
- соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством.
Среди проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:
- неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. Как видно из структуры российского экспорта в таблице 1 на странице 33, удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2006 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта, как видно из таблицы 2 на странице 34, преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2006 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии, однако, с другой стороны, в абсолютном выражении их количество выросло (с 13152 млн долларов США в 1995 г. до 21614 млн долларов в 2006 г.), поэтому возможно, что сокращение доли в импорте объясняется тем, что страна просто сумела насытить свои потребности в продовольствии. Высокая зависимость от цен минеральных товаров означает, что в случае их падения, выручка от их реализации сократится, как следствие у РФ не станет возможности импортировать всю необходимую её продукцию, возможно возникновение дефицита торгового баланса. Эта проблема особо актуальна в настоящий момент в условиях мирового финансового кризиса, так как, например, за несколько месяцев цена за баррель нефти упала с приблизительно 140 долларов до приблизительно 60 долларов, а нефть является одним из основных российских экспортных товаров;
- сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта (как видно из таблицы 3 на странице 34) в 2007 г. импорт вырос на 44.9%, в то время как экспорт вырос лишь на 17 %), оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;
- противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран, например в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями;
- низкая конкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение с 1999 за счёт опережающем росте цен в РФ на фоне других стран при почти не меняющемся курсе рубля;
- спекулятивный характер большой части иностранных инвестиций в российские предприятий;
- малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;
- протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;
- мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;
- вступление РФ в ВТО, являющееся одной из наиболее остро стоящих проблем. С одной стороны, РФ до сих пор не может добиться вступления в ВТО, с другой стороны, она уже соблюдает подписанные двухсторонние соглашения с другими странами, не пользуясь выгодами членства в этой организации. Выгоды от членства в этой организации также не столь однозначны.
На основании
Таблица 1 - Структура экспорта РФ12 (в фактически действовавших ценах)
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | ||||||||
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- | |
Экспорт – всего |
78217 |
100 |
103093 |
100 |
106712 |
100 |
133656 |
100 |
181600 |
100 |
241452 |
100 |
301450 |
100 |
в том числе: |
||||||||||||||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
1378 |
1,8 |
1623 |
1,6 |
2801 |
2,6 |
3411 |
2,5 |
3292 |
1,8 |
4492 |
1,9 |
5517 |
1,8 |
минеральные продукты |
33278 |
42,5 |
55488 |
53,8 |
58897 |
55,2 |
76593 |
57,3 |
104950 |
57,8 |
156372 |
64,8 |
198597 |
65,9 |
продукция химической промышленности, каучук |
7843 |
10,0 |
7392 |
7,2 |
7394 |
6,9 |
9159 |
6,9 |
12003 |
6,6 |
14367 |
6,0 |
16673 |
5,5 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
313 |
0,4 |
270 |
0,3 |
267 |
0,3 |
332 |
0,2 |
353 |
0,2 |
330 |
0,1 |
367 |
0,1 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
4363 |
5,6 |
4460 |
4,3 |
4908 |
4,6 |
5584 |
4,2 |
7020 |
3,9 |
8305 |
3,4 |
9536 |
3,2 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
1154 |
1,5 |
817 |
0,8 |
883 |
0,8 |
947 |
0,7 |
1119 |
0,6 |
965 |
0,4 |
946 |
0,3 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
20901 |
26,7 |
22370 |
21,7 |
19923 |
18,7 |
23735 |
17,8 |
36707 |
20,2 |
40592 |
16,8 |
49234 |
16,3 |
машины, оборудование и транспортные средства |
7962 |
10,2 |
9071 |
8,8 |
10090 |
9,5 |
11994 |
9,0 |
14100 |
7,8 |
13505 |
5,6 |
17458 |
5,8 |
прочие товары |
1026 |
1,3 |
1603 |
1,5 |
1550 |
1,4 |
1900 |
1,4 |
2056 |
1,1 |
2524 |
1,0 |
3123 |
1,1 |
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России