Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и выявить особенности и перспективы их использования во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
а) изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
б) классифицировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
1.3 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.
2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
2.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ.
3. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 75.28 Кб (Скачать)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ПОНЯТИЕ  И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    2. История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
    3. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.

2.АНАЛИЗ  ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

   2.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

  2.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ.

3. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна  в настоящее время.

Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очевидно, что  прежние методы регулирования внешнеэкономической  деятельности неэффективно применять  в современных условиях. Выработка  новых способов регулирования, наиболее эффективных для нашей экономики, до сих пор не завершена. Регулирование  внешнеэкономической деятельности по-прежнему не является наиболее оптимальным  в России. А тем временем Россия с каждым годом становится всё более интегрирована в международную экономику. Внешнеторговая деятельность является ключевой для экономики России, так как очень большую долю своих потребностей она удовлетворяет за счёт импорта товаров, средства на которые она получает от экспорта других товаров, в наибольшей степени сырьевых ресурсов. В 2006 году мировой товарооборот составил чуть менее 14 триллионов долларов, что составило чуть менее трети от мирового ВВП. В том числе в России в 2007 году объём экспорта составил 355 миллиардов долларов, а объём импорта – 260 миллиардов долларов. Поэтому нельзя оставаться в стороне от этой темы. Безусловно, необходимо брать многое из международной практики, однако применять с учётом особенностей нашей экономики. Данная тема имеет большое количество доступного теоретического материала, который её описывает. Что касается практического материала, то некоторые части этой темы имеют больше доступного практического материала, чем другие, например гораздо легче на практике рассмотреть применение таможенно-тарифных мер, чем нетарифных.

Цель данной работы – проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности и выявить особенности  и перспективы их использования  во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:

а) изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

б) классифицировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

в) исследовать историю государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

д) рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России;

е) выявить проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность, а предметом – её регулирование  со стороны государства.

В данной работе описываются основные понятия, теоретические концепции, причины и принципы государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, классифицируются методы регулирования внешнеэкономической  деятельности. Большое внимание уделяется истории развития государственно регулирования внешнеэкономической деятельности в России, структуре органов власти, осуществляющих эту деятельность.

1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Прежде чем мы приступим к  анализу внешнеэкономической деятельности, необходимо определить ряд наиболее важных для этой темы понятий.

Внешнеэкономическая деятельность –  одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно  связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Международная торговля – совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений  всех стран мира, торгующих друг с другом.

Все взгляды на государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности можно разделить на 2 категории:

а) Свободная торговля – согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещё классиками А. Смитом и Д. Рикардо на основе принципов абсолютных и сравнительных преимуществ1. Предполагается, что для международной специализации стран определяющими факторами являются природо-климатические факторы, а также различный уровень экономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию, издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясь противниками государственного вмешательства в экономику, сторонники свободной торговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принципов свободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;

б) Протекционизм – согласно концепции  протекционизма, государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности необходимо для поддержания и  развития отечественных производителей, для поддержания активного торгового  баланса. Сторонники кейнсианства и  институционализма являются приверженцами концепции протекционизма.

Концепции либерализма и протекционизма в чистом виде являются диаметрально противоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепция не существует ни в одной  стране мира с рыночной экономикой. Однако в зависимости от экономических  взглядов лиц, ответственных за государственное  регулирование, и от экономической  конъюнктуры эти концепции применяются  на практике в разных пропорциях.

Несмотря на наличие различных  взглядов на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство может быть просто необходимо.

Во-первых, оно необходимо для поддержания  отечественных предпринимателей, которые  зачастую оказывают давление на правительства  своих стран, требуя ограничить свободную  торговлю. Во-вторых, свободная торговля не всегда способствует обеспечению  безопасности страны. К этому подталкивают и международные соглашения. Например, несмотря на перспективу получения  огромной прибыли, продажа ядерного оружия террористическим организациям запрещена международным законодательством и национальным законодательством всех стран. В-третьих, свободная торговля может привести к прекращению деятельности целых отраслей промышленности, что приведёт к росту уровня безработицы и падению уровня благосостояния населения. Наконец, свободная торговля не способствует развитию новых отраслей в экономике страны, для этого необходима протекционистская политика.

Следует добавить, что свободная  торговля в большей степени на руку и более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным странам, в  то время как протекционизм более  приемлем для экономически менее  развитых стран.

Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных актах государства, а также в международных соглашениях. К основным принципам регулирования  внешнеэкономической деятельности относятся:

-  внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политики страны;

-  приоритет экономических мер регулирования;

-  единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией;

-  равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности и защита их интересов государством;

-  государственное вмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономической деятельности и населению в целом;

-  обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны, а также выполнение международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

-  единство таможенной территории.

Для государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности применяются определённые меры, или  методы.

1.2 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

 

Условно в России можно выделить 4 этапа развития руководства внешнеэкономической  деятельностью: дореволюционный (до 1918 г.), советский (1918-1986 гг.), перестроечный (1986-1991 гг.), современный этап (с 1991 г.)2.

В дореволюционный этап включается множество веков, предшествовавших Октябрьской революции. В эпоху  раздробленности Руси и отсутствия единой, сильной, централизованной власти сбором таможенных пошлин занимались все княжества. В результате объединения  княжеств вопросами внешнеэкономической  деятельностью стала ведать Боярская дума Великого княжества Московского. Впоследствии в 1653 и 1755 гг. принимались  таможенные Уставы, а в 1724 – таможенный тариф. Только в 1755 были полностью отменены межрегиональные барьеры в экономических  связях регионов Российской империи. На этом этапе в таможенный тариф неоднократно вносились изменения, исходя из национальных интересов. Относительно успешная внешнеэкономическая политика привела к тому, что к началу ХХ века Россия имела активный торговый баланс и долю в мировой торговле, равной 3.6 %., что можно считать успешным результатом. Органами, ответственными за внешнеторговую деятельность, являлись с XVI века – Посольский приказ, с 1720 г. – Коммерцколегия, с 1802 г. – Министерство коммерции.

На советском этапе в бывшем СССР монополия на осуществление  внешнеэкономической деятельности принадлежала государству. Согласно декрету  Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918 года, государство:

-  в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью как частью народнохозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы;

-  определяло, какие организации и в каких отраслях могут осуществлять операции по внешнеэкономическим связям;

-  на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;

-  непосредственно регулировало ввоз, вывоз и операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий и контрактов.

В период НЭПа, действовавшего с 1921 по 1928-29 гг., когда допускалась частная собственность и мелкотоварная собственность, некоторые служащие государственного и партийного аппарата надеялись на отмену государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность и на допущение к внешнеэкономической деятельности частных предприятий и региональных органов власти. Были даже сделаны некоторые, пусть и несущественные шаги, в сторону децентрализации внешнеэкономической власти. Однако в 30е годы почти все сторонники таких взглядов были репрессированы, а принцип государственной монополии приобрел господствующий характер.

Все это не могло не привести к негативным тенденциям. При таком управлении:

-  производитель не был заинтересован в экспортной деятельности;

-  стремление к увеличению и расширению импорта часто было необоснованным;

-  не было четкого распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за организацию и осуществление внешнеэкономических связей;

-  при оценке результатов экспортной деятельности не учитывался конечный результат;

-  прямые связи между производителями и потребителями практически отсутствовали;

-  не было четкой концепции внешнеэкономической деятельности с отражением стратегических целей, приоритетов, средств их достижения;

-  существовавшие жёсткая регламентация участников внешнеэкономических связей и отсутствие конкуренции снижало эффективность предприятий;

-  происходил рост товарооборота, однако, особенно в 1970-80е годы, большая часть роста экспорта приходилась на топливно-энергетические ресурсы.

Проанализировав советский  этап, нельзя не прийти к выводу, что  государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности на советском этапе было крайне неэффективно.

Неэффективность советской  экономической модели, в том числе  и во внешнеэкономической деятельности, привело к необходимости реформ.

В 1986 году была разработана  стратегия развития внешнеэкономических  связей СССР на период до 2000-2005 гг. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 991 от 19 августа 1986 года «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями»3 была сформирована задача осуществления мер по коренной перестройке управления, совершенствованию планирования и созданию действенного механизма в области внешнеэкономических связей.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России