Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:10, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и выявить особенности и перспективы их использования во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
а) изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
б) классифицировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
1.3 Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.
2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
2.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ.
3. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
1. ПОНЯТИЕ
И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
2.АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
2.2 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ.
3. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Тема государственного регулирования
внешнеэкономической
Наша страна встала на путь рыночной
экономики, поэтому очевидно, что
прежние методы регулирования
Цель данной работы – проанализировать
различные виды мер государственного
регулирования
а) изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
б) классифицировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
в) исследовать историю государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
д) рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России;
е) выявить проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Объектом данной курсовой работы является
внешнеэкономическая
В данной работе описываются основные
понятия, теоретические концепции,
причины и принципы государственного
регулирования
Прежде чем мы приступим к
анализу внешнеэкономической
Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Международная торговля – совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
Все взгляды на государственное
регулирование
а) Свободная торговля – согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещё классиками А. Смитом и Д. Рикардо на основе принципов абсолютных и сравнительных преимуществ1. Предполагается, что для международной специализации стран определяющими факторами являются природо-климатические факторы, а также различный уровень экономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию, издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясь противниками государственного вмешательства в экономику, сторонники свободной торговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принципов свободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;
б) Протекционизм – согласно концепции
протекционизма, государственное регулирование
внешнеэкономической
Концепции либерализма и протекционизма
в чистом виде являются диаметрально
противоположными. Стоит отметить,
что в чистом виде ни та, ни другая
концепция не существует ни в одной
стране мира с рыночной экономикой.
Однако в зависимости от экономических
взглядов лиц, ответственных за государственное
регулирование, и от экономической
конъюнктуры эти концепции
Несмотря на наличие различных взглядов на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство может быть просто необходимо.
Во-первых, оно необходимо для поддержания
отечественных
Следует добавить, что свободная торговля в большей степени на руку и более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным странам, в то время как протекционизм более приемлем для экономически менее развитых стран.
Государственное регулирование основывается
на определённых принципах, заложенных
в законодательных актах
- внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политики страны;
- приоритет экономических мер регулирования;
- единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией;
- равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности и защита их интересов государством;
- государственное вмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономической деятельности и населению в целом;
- обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны, а также выполнение международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
- единство таможенной территории.
Для государственного регулирования
внешнеэкономической
Условно в России можно выделить
4 этапа развития руководства
В дореволюционный этап включается
множество веков, предшествовавших
Октябрьской революции. В эпоху
раздробленности Руси и отсутствия
единой, сильной, централизованной власти
сбором таможенных пошлин занимались
все княжества. В результате объединения
княжеств вопросами внешнеэкономической
деятельностью стала ведать Боярская
дума Великого княжества Московского.
Впоследствии в 1653 и 1755 гг. принимались
таможенные Уставы, а в 1724 – таможенный
тариф. Только в 1755 были полностью отменены
межрегиональные барьеры в
На советском этапе в бывшем
СССР монополия на осуществление
внешнеэкономической
- в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью как частью народнохозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы;
- определяло, какие организации и в каких отраслях могут осуществлять операции по внешнеэкономическим связям;
- на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;
- непосредственно регулировало ввоз, вывоз и операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий и контрактов.
В период НЭПа, действовавшего с 1921 по 1928-29 гг., когда допускалась частная собственность и мелкотоварная собственность, некоторые служащие государственного и партийного аппарата надеялись на отмену государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность и на допущение к внешнеэкономической деятельности частных предприятий и региональных органов власти. Были даже сделаны некоторые, пусть и несущественные шаги, в сторону децентрализации внешнеэкономической власти. Однако в 30е годы почти все сторонники таких взглядов были репрессированы, а принцип государственной монополии приобрел господствующий характер.
Все это не могло не привести к негативным тенденциям. При таком управлении:
- производитель не был заинтересован в экспортной деятельности;
- стремление к увеличению и расширению импорта часто было необоснованным;
- не было четкого распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за организацию и осуществление внешнеэкономических связей;
- при оценке результатов экспортной деятельности не учитывался конечный результат;
- прямые связи между производителями и потребителями практически отсутствовали;
- не было четкой концепции внешнеэкономической деятельности с отражением стратегических целей, приоритетов, средств их достижения;
- существовавшие жёсткая регламентация участников внешнеэкономических связей и отсутствие конкуренции снижало эффективность предприятий;
- происходил рост товарооборота, однако, особенно в 1970-80е годы, большая часть роста экспорта приходилась на топливно-энергетические ресурсы.
Проанализировав советский
этап, нельзя не прийти к выводу, что
государственное регулирование
внешнеэкономической
Неэффективность советской
экономической модели, в том числе
и во внешнеэкономической
В 1986 году была разработана стратегия развития внешнеэкономических связей СССР на период до 2000-2005 гг. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 991 от 19 августа 1986 года «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями»3 была сформирована задача осуществления мер по коренной перестройке управления, совершенствованию планирования и созданию действенного механизма в области внешнеэкономических связей.
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России