Государственное регулирование в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании основ государственного регулирования в экономике. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
o определить сущность и содержание государственного регулирования в экономике
o проанализировать систему органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в сфере экономики
o проанализировать методы государственного регулирования в экономике
o рассмотреть экономические обязательства в системе методов государственного регулирования в экономике.

Работа содержит 1 файл

Гос. регулирование в экономике (500р).doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    На  практике встречаются экономические  методы, основанные, казалось бы, на договорном способе, предполагающие взаимную выгоду, а на самом деле искажающие природу  взаимного имущественного интереса. Это особенно свойственно для экономики со значительным государственным вмешательством, когда, например, основанием возникновения договора поставки является решение вышестоящего административного планового органа, который рассчитывает экономические условия (в частности, цены), исходя из долгосрочной основы, а в конкретной ситуации такие условия могут стать для хозяйствующего субъекта невыгодными (убыточными).

    Любой динамический метод государственного регулирования экономических отношений позволяет выделить его основу - экономический способ, что позволяет принять соответствующую классификацию за основу соответствующих экономических обязательств, которые предполагают межотраслевой характер, отражая наиболее общие закономерности формирования имущественного интереса.

    Вышесказанное позволяет сформулировать общетеоретическое  определение экономических обязательств, под которыми следует понимать отражающие наиболее общие закономерности правовой регламентации моделей имущественных  отношений, свойственных одновременно всем отраслям права, регулирующих относительные экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования экономических отношений.

    В свою очередь, экономические обязательства, участвующие в государственном регулировании экономики, необходимо рассматривать в двух смыслах: в узком смысле, имея в виду наиболее общие закономерности правовой регламентации динамических методов государственного регулирования; в широком смысле как совокупность обязательств всех отраслей права, входящих в систему государственного регулирования экономических отношений.

    В широком смысле экономические обязательства  в системе методов государственного регулирования экономики включают договорные обязательства, налоговые (фискальные) обязательства, обязательства государственной поддержки и сложные обязательства, представляющие собой сочетания обязательств различных отраслей права.

    Вместе  с тем узкое понимание экономических  обязательств позволяет рассматривать  их в качестве самостоятельного направления изучения по следующим основаниям:

    1) необходимость закрепления обобщенного  института экономических обязательств, отражающего наиболее общие закономерности  правовой регламентации экономических  отношений с обозначением императивных  и диспозитивных границ правовой регламентации, что позволяет разрешить проблемы:

    - правового обеспечения (закрепления  и регламентации) имущественного  интереса в институтах экономических  обязательств;

    - защиты имущественного интереса  посредством установления общих  границ императивности;

    - отражения обобщенных закономерностей  правовой регламентации моделей  экономических отношений (отрасль  права - генеральный конструктор  экономического законодательства) путем установления обязательного  перечня элементов и составных  частей, переходящих в отраслевые институты;

    - согласования отраслевых институтов  обязательств - разрешение конфликтов  между институтами различных  отраслей права, регулирующих  экономические отношения.

    В этом смысле обобщенный институт экономических  обязательств является объединяющим началом, которое формирует систему обязательств (динамических методов государственного регулирования экономики).

    Кроме того, обобщенный институт позволяет  устранить разрыв между обязательствами различных отраслей права, приблизив тем самым правовое закрепление методов государственного регулирования экономики к имущественной основе;

    2) необходимость правовой регламентации  института сложных обязательств, который не может быть предметом отраслевых институтов обязательств, поскольку включает в себя сочетания экономических обязательств различных отраслей права, объединенных единым имущественным интересом.

    Уточненная  классификация экономических обязательств в системе методов государственного регулирования экономики позволяет рассматривать их как звенья единой цепи, стирая тем самым отраслевые отличия и восстанавливая экономическую природу обязательственных отношений.

 

Заключение

    Таким образом, государственное регулирование  экономики и предпринимательской деятельности представляет собой набор различных методов и способов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность; при их правовом опосредовании возникает соответствующий правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности; организационно-правовыми формами государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности сложились принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, правовой режим государственного планирования, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование, правовой режим государственных закупок товаров, работ и услуг, правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям, правовой режим непосредственной предпринимательской деятельности государства и публично-правовых образований, правовой режим создания и деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов, правовой режим экспортно-импортных операций и правовой режим социальной защиты населения от негативных последствий рыночной экономики. С этой точки зрения содержанием общего правового режима государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности охватываются принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование и правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям. Все остальные организационно-правовые формы государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности носят избирательный характер, например: созданием и организацией деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов государство занимается только в определенных областях и сферах деятельности, обладающих особой значимостью. Избирательный (целевой) характер носят, например, государственные закупки товаров, работ и услуг, поскольку государство не закупает все и вся товары, работы и услуги, а только некоторые и в определенных целях.

 

Список использованных источников и литературы

I Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // «Российская газета», № 7, 21.01.2009
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001

II. Литература

  1. Братоновский С.Н. Роль и пределы государственного регулирования организации и деятельности потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям // Государство и право. 2001. № 8. С. 37.
  2. Веленто И.И. Теория экономического права: Курс лекций / И.И. Веленто, В.С. Елисеев. Гродно: ГрГУ, 2004. С. 251 - 296.
  3. Герасименко Н.В. Актуальные вопросы государственно-правового регулирования налоговой сферы // Законодательство и экономика, № 8, 2003
  4. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2008. С. 64 - 93.
  5. Гущин В.В., Гуреев В.В. Предпринимательское право России: Учебник. М.: Эксмо, 2008
  6. Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право: Учебно-методическое пособие. М.: Приор-издат, 2003. С. 91 - 92
  7. Елисеев В.С. О видах и месте экономических обязательств в системе методов государственного регулирования экономики // Государственная власть и местное самоуправление, 2009, № 5
  8. Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. 8-е изд. М.: Норма, 2007;
  9. Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы // Нотариус, 2009, № 2
  10. Мамутов В.К. Тенденции усиления государственного регулирования экономики // Хозяйственное право: Учебник / В.К. Мамутов и др.; Под ред. В.К. Мамутова. Киев: Юринком Интер, 2002. С. 184 - 185.
  11. Медолазов К.Л. Правовой аспект государственного регулирования тарифов (цен) в условиях рыночной экономики // Юрист, 2004, № 11
  12. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. М.: Владос, 1999. С. 366 - 480;
  13. Общая теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. Н.М. Марченко. М.: Зерцало-М, 2001. Т. 3. С. 56.
  14. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. 2-е изд. М.: Юристъ, 2006. С. 295.
  15. Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2009;
  16. Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. М.: Юридическая литература, 1993. С. 207 - 215;
  17. Тихомиров Ю.А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика, № 5, 2000
  18. Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации // Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2007
  19. Цакаев А.Х. Государственное регулирование экономики национально-территориальных образований. М.: Акад. народ. хозяйства при Правительстве РФ, 1998. С. 31 - 42.

Информация о работе Государственное регулирование в экономике