Государственное регулирование в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 10:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании основ государственного регулирования в экономике. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
o определить сущность и содержание государственного регулирования в экономике
o проанализировать систему органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в сфере экономики
o проанализировать методы государственного регулирования в экономике
o рассмотреть экономические обязательства в системе методов государственного регулирования в экономике.

Работа содержит 1 файл

Гос. регулирование в экономике (500р).doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Росрезерв осуществляет управление системой государственного материального резерва; экономический анализ деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке, а также осуществляет иные полномочия, указанные в Положении о нем.

     Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным  имуществом и оказанию государственных  услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.

     Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), согласно Положению о нем, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

     Министерство  финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

     Минфин  России осуществляет координацию и  контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных услуг.

     Федеральная налоговая служба (ФНС России), согласно Положению о ней, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

     Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере  страховой деятельности (страхового дела).

     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), согласно Положению о ней, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

     Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

     Федеральное казначейство (Казначейство России), является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

     Казначейство  России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

     Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) находится в непосредственном ведении Правительства. Служба, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

2.2. Экономические обязательства в системе методов государственного регулирования экономики

    В научной литературе выделяют достаточно много различных видов (методов, способов) государственного регулирования экономических отношений, формируемых по самым различным основаниям, - это прямые и косвенные экономические методы: инвестирование, дотации и субсидии, налоговые и кредитные методы и т.д.11 - все они классифицированы по экономическому признаку. С правовой стороны эти методы нуждаются в соответствующем правовом закреплении.

    Опираясь  на общее понимание термина "метод", в общем случае под методом государственного регулирования экономики понимается совокупность приемов, способов, посредством которых государство воздействует на участников экономических отношений.

    В свою очередь, государственное регулирование  экономики содержит статическую  составляющую, посредством которой  государство воздействует на условия  функционирования субъектов хозяйствования, участвующих в экономических отношениях, а также динамическую составляющую, предполагающую воздействие на экономический (имущественный) интерес участников экономических отношений через модели экономического поведения. Каждая из составляющих государственного регулирования содержит свою систему методов.

    Так, статические методы государственного регулирования экономических отношений  в общем случае представляют собой  организационное и экономическое  воздействие на саму возможность  заниматься экономической деятельностью (абсолютные экономические отношения). К таким методам, в частности, относятся государственная регистрация (реорганизация, ликвидация), лицензирование, техническое регулирование (стандартизация, сертификация и метрология), санитарно-эпидемиологическое регулирование, противопожарное регулирование и т.п. Статические методы обязательственных правоотношений не образуют.

    В отличие от указанных, динамические методы государственного регулирования  экономики предполагают непосредственное воздействие на имущественный интерес участников отношений в моделях экономического поведения (образующего относительные экономические отношения), примерами которых выступают, например, государственная закупка товаров и услуг, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, дотации и субсидии12, кредиты, субсидируемые государством, налоговые льготы, экспортные субсидии и др.

    Что касается методов, подобных антимонопольному (конкурентному) регулированию, то они  образуют совокупность статических и динамических методов государственного регулирования экономики, которые можно разложить на соответствующие методы.

    В литературе можно встретить также  иные методы государственного регулирования  экономики, например планирование и т.п.13, - по нашему мнению, указанные отношения не образуют самостоятельных экономических методов, а являются условием наиболее эффективного подбора и использования методов государственного регулирования экономических отношений в рамках определенной экономической задачи.

    Указанное позволяет закрепить наиболее общую  классификацию методов государственного регулирования экономики: статические, динамические и смешанные (статическо-динамические) методы государственного регулирования.

    В свою очередь, динамические методы государственного регулирования экономики в общем случае представляют собой модели экономического поведения, предлагаемые государством субъектам хозяйствования, - с экономической стороны их логическая связь возражений не вызывает. Что же касается их правового регулирования, то в юридических науках, изучающих данные отношения, единство подходов отсутствует, что особенно заметно в применении такого правового термина, как "обязательство".

    Принимая  позицию широкого понимания обязательства  за основу, предлагаем использовать термин "экономическое обязательство", что, в частности, поддерживается представителями т.н. экономического права14, в то же время ограничив предлагаемый термин отношениями, в которых имеет место имущественный интерес (имущественная выгода), т.е. применительно к динамическим методам государственного регулирования экономических отношений.

    По  нашему мнению, за основу классификации  динамических методов необходимо взять  признак имущественного интереса, формирование которого является предметом психолого-экономических наук, а в праве имущественный интерес, рассматриваемый в общем случае как выгода, только предполагает закрепление.

    По  нашему мнению, при всем многообразии экономических методов по признаку движения имущества (имущественных  прав) в их основе всего три первичных (образующих) экономических способа, отражающих имущественный интерес.

    1. Способ изъятия имущества (имущественных  прав) (применительно к отношениям  с участием государства: фискальный  способ), когда имеет место прямое  изъятие имущества (имущественных прав) одним участником экономических отношений, включая государство, у другого на безвозмездной основе. Для данного способа имущественный интерес на локальном уровне односторонний - для государства такие отношения с позиции экономического интереса всегда абсолютно выгодны, а для второй - абсолютно невыгодны. Наиболее типичным примером методов, основанных на фискальном способе, являются налоги.

    2. Способ безвозмездной поддержки,  в противоположность первому  экономическому способу, предполагает прямую безвозмездную передачу имущества (имущественных прав) одним участником экономических отношений, включая государство, другому. В отношении имущественного интереса для данного способа обратная картина. Примерами экономических методов, основанных на способе безвозмездной поддержки, являются дарение, пожертвование, государственные субсидии, дотации и т.п.

    Несмотря  на то что два приведенных экономических  способа противоположны по содержанию, нельзя сказать, что способ прямого  изъятия для одной стороны  является одновременно способом безвозмездной поддержки для другой стороны, отличие состоит в имущественной инициативе, которая для фискального способа исходит от приобретателя выгоды, а для безвозмездной поддержки - от стороны, выгоды не имеющей.

    3. Способ взаимного имущественного интереса (при широком толковании термина "договор" и с определенной натяжкой можно говорить о договорном способе, не принимая во внимание односторонние договорные методы, такие, например, как дарение или ссуда), в котором обе стороны имеют выгоду.

    Близкая по смыслу классификация предлагается отдельными учеными применительно  к регулятивным правоотношениям, которые  подразделяются на договорные и налоговые  правоотношения, а также правоотношения в сфере государственного регулирования.

    Любой экономический метод, а равно сформированный на его основе институт обязательств, в своей основе опирается на один из трех экономических способов. Например, кредит (метод кредитования) построен исключительно на механизме взаимной выгоды, т.е. на договорном способе; уплата налогов формируется исключительно посредством фискального способа; наконец, дотации и компенсации построены исключительно на способе государственной поддержки, т.е. безвозмездном предоставлении помощи государства определенным хозяйствующим субъектам, как, например, дотирование поставок средств химизации сельскохозяйственным производителям или предоставление им государственной помощи. Здесь следует вести речь об абсолютной выгоде, и сложно говорить о том, что кто-то из хозяйствующих субъектов откажется от такой помощи (точнее, теоретически такой отказ возможен, но разумный хозяйственник так не поступит).

    Нетрудно  заметить, что для отношений с  государством договорный способ при  потере выгоды для хозяйствующего субъекта приобретает признаки налогового способа, а при потере выгоды для государства - способа государственной поддержки.

Информация о работе Государственное регулирование в экономике