Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:01, реферат
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В недалеком прошлом считалось, что осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
Введение
1. Цели и методы государственного регулирования
рынка труда. ……………………………………………………… 4-14
2. Зарубежный опыт государственного регулирования
рынка труда. ……………………………………………………… 15-17
3. Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь.
3.1 Состояние рынка труда Беларуси. ………………………….. 18-22
3.2 Государственное регулирование занятости. ………...…....... 23-24
3.3 Тенденции развития рынка труда в Беларуси. ……………... 26-27
Заключение
Литература
В целом можно
говорить о стабилизации спроса, но
при этом и о значительном уровне
профессионально-
Однако по-прежнему острой остается проблема женской безработицы, уровень которой возрос с 60,7 в 2000 г. до 61,4 % в 2009 г.
Вместе с
тем в последние годы имеет
место стабилизация безработицы: если
в 1995 г. – 2,9 %, то в 2009г. – 1,2 %. Под уровнем
безработицы следует понимать соотношение
общей численности официально зарегистрированных
безработных к численности
Причины безработицы
различны. Одни из них связаны с
объективным процессом
3.2 Государственное регулирование занятости
Государственное
регулирование занятости
С целью эффективного
регулирования безработицы
·
содействие предпринимательской
· содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
·
переселение безработных и
· регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;
· реструктуризация градообразующих предприятий.
Достижению
указанных целей и смягчению
напряженности на рынке труда
во многом способствует реализация государственных
программ занятости населения Республики
Беларусь, принимаемых ежегодно правительством.
В целом основные показатели этих
программ выполняются успешно, чему
способствует деятельность государственной
службы занятости, которая обеспечивает
в полном объеме предоставление гражданам
социальных гарантий и компенсаций,
предусмотренных
Проблемы занятости решаются исходя прежде всего из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости. [9, c. 78]
Важным направлением
деятельности службы занятости является
создание новых рабочих мест с
использованием средств государственного
фонда содействия занятости. В значительной
мере смягчению негативных последствий
безработицы и незанятости
В результате
осуществленного государством комплекса
мер улучшилась общая конъюнктура
рынка труда. Если в 2002 г. на одно свободное
рабочее место условно
Проводимые
в стране преобразования, ориентированные
на обеспечение устойчивого
Государственная
политика занятости населения должна
быть сориентирована главным образом
на формирование рациональной структуры
занятости; повышение качества трудового
потенциала, конкурентоспособности
рабочей силы на рынке труда, действенности
механизма стимулирования создания
новых рабочих мест в прогрессивных
отраслях экономики; обеспечение равных
и благоприятных условий для
развития малого и среднего бизнеса;
усиление регулирующей роли в регламентации
предпринимательской
Основные направления государственного регулирования занятости населения приведены на схеме 1. [7, c. 452-454]
Тенденции развития рынка труда в Беларуси
В прогнозных
документах долгосрочного характера
(НСУР – 2020, Концепции социально-
· до 2010 г. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
· после 2010 г. – достижение качественной и количественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.
Основные
усилия в указанные периоды необходимо
направить на формирование эффективной
системы повышения
Главным приоритетом должно стать согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров.
Реализация
данного направления
Не менее важной задачей
Перспективным является
Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения. [7, c. 454-457]
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:
во-первых, удовлетворение
профессионально-экономических
во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ.
Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую,
кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в функционировании рынка труда.
Государственное
воздействие на занятость и уровень
безработицы трудоспособного
Литература
1.
Азаренко А.В. Организация
2. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: учебное пособие. – М.: 2001, 208 с.
3. Колосницына М.Г. Экономика труда: учебное пособие – М.: Магистр, 1998, 238 с.
4.
Корнейчук Б.В. Экономика
5. Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие/ А.Л.Мазин. – М.: 2007, 574 с.
6. Микроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева – Минск: БГЭУ, 2007, 415 с.
7.
Национальная экономика
8. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник – М.: 2007, 900 с.
9. Слабко О.О. Состояние и меры регулирования региональных рынков труда в Республике Беларусь. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2007, №1.
10. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007.
11. http://belstat.gov.by/homep/
Информация о работе Государственное регулирование рынком труда в РБ