Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:01, реферат
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В недалеком прошлом считалось, что осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
Введение
1. Цели и методы государственного регулирования
рынка труда. ……………………………………………………… 4-14
2. Зарубежный опыт государственного регулирования
рынка труда. ……………………………………………………… 15-17
3. Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь.
3.1 Состояние рынка труда Беларуси. ………………………….. 18-22
3.2 Государственное регулирование занятости. ………...…....... 23-24
3.3 Тенденции развития рынка труда в Беларуси. ……………... 26-27
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1.
Цели и методы
рынка
труда. ………………………………………………………
4-14
2.
Зарубежный опыт
рынка труда. ……………………………………………………… 15-17
3.
Особенности регулирования
3.1 Состояние рынка труда Беларуси. ………………………….. 18-22
3.2 Государственное
регулирование занятости. ………..
3.3 Тенденции
развития рынка труда в
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Проблема
рынка труда, занятости и безработицы
являются одной из важнейших социально-
В связи с этим ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие остаются, в настоящее время, мало изученными.
Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а, следовательно, к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.
Цель данной работы – исследование рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития, выяснение роли государства в регулировании рынка и особенности такого регулирования в Республике Беларусь.
В работе использовались различные источники: учебные пособия, периодические издания, статистические сборники. Но основными стали учебник под редакцией В.Н. Шимова «Национальная экономика Беларуси» и учебник Мазина А.Л. «Экономика труда».
1.
Цели и методы государственного регулирования рынка труда
Рынок труда
можно определить как многомерную,
многоуровневую систему рыночных институтов,
организаций и учреждений государственного
сектора, бизнес-сообщества и общественных
объединений (профсоюзов и др.), решающих
всю совокупность проблем воспроизводства
рабочей силы, использования труда и выполняющих
для этого многочисленные функции как
на микро-, так и на макроуровне. К решаемым
проблемам относятся условия и механизмы
найма работников, порядок и уровень оплаты
их труда, объёмы и структура занятости,
уровень и динамика безработицы, направления
и механизмы повышения квалификации и
переквалификации работников и многое
другое. Сюда же входят и проблемы развития
человеческого капитала – категории,
синтезирующей в единое понятие современное
понимание роли и места человека в
обществе, в повышении эффективности экономики
на основе инвестиций развития способностей,
углубления знаний, расширения навыков,
повышения профессионально-
Эффективно
действующие рынки труда
Если на микроуровне ряд перечисленных проблем решается в правовом поле кадровыми службами предприятий, организаций, фирм с помощью территориальных органов занятости (бирж труда, юридических служб, информационно-рекламных агентств и др.), то на макроуровне – весь комплекс этих проблем решается соответствующими государственными и общественными структурами, союзами предпринимателей в рамках конституционных гарантий основных прав человека, в том числе права на труд, образование.
Для эффективного
функционирования рынков труда в
условиях свободы предпринимательства
требуются характерные для
труда. [7, с. 444-445]
Меры государственного
- по объектам воздействия. В
этой роли могут выступать
население и его отдельные
группы, работники и их отдельные
группы, а также предприниматели
и их группы. В то же время
в качестве объектов
- по направленности воздействия.
К этим мерам относятся: меры,
увеличивающие (уменьшающие)
- по форме воздействия меры регулирования рынка труда делятся на прямые и косвенные. При этом как прямое, так и косвенное влияние на рынок труда наиболее эффективно при обязательном учёте баланса интересов всех субъектов рынка;
- по характеру воздействия на
рынок труда меры
- по уровню воздействия меры государственного регулирования рынка труда подразделяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные;
- по источникам финансирования
– госбюджет, средств
Воздействие государства на
Государство регулирует работу
рынка труда с помощью как
административных, так и экономических
рычагов. Огромную роль играет
трудовое законодательство
Законы страны запрещают
Весьма разнообразны и меры
экономического регулирования
Государство может увеличить
количество рабочих мест, используя
для этой цели средства
Важную
роль для общества в целом
и системы трудовых отношений
в частности играет система
социальной защиты населения,
которая должна предоставлять
гарантии в области занятости,
защищать интересы работников
наёмного труда, поддерживать
определённый уровень жизни
Основные элементы механизма социальной защиты населения:
- минимальный потребительский
- минимальная заработная плата;
- индексация доходов населения;
- государственное регулирование цен;
- минимальные пенсии, стипендии, пособия по безработице;
- минимальные социальные
В комплексе
все эти меры могут обеспечивать
минимальный гарантированный
Основой построения системы социальной защиты населения является прожиточный минимум. Его величина непостоянна и изменяется под влиянием факторов социально-экономического развития общества.
Денежная
величина прожиточного минимума –
это стоимость набора товаров
и услуг, признанного минимально
необходимым для удовлетворения
потребности в питании на уровне
физиологических минимальных
Минимальный потребительский бюджет – это комплексный показатель, выражающий уровень потребления, обеспечивающий воспроизводство рабочей силы, удовлетворение в минимально допустимых размерах основных физиологических и социальных потребностях человека, который должен использоваться:
- в качестве базы для адресной социальной политики;
- для оценки
материальных и финансовых
- для обоснования
размеров минимальной
- для использования
в качестве одного их
Минимальный потребительский бюджет должен быть основой для законодательного установления минимального размера заработной платы.
Существую две точки зрения по поводу того, что должна включать в себя минимальная заработная плата (МЗП):
1.
Обеспечивать потребности
2.
Обеспечивать потребности
Минимальная заработная плата
и её законодательное
По мнению зарубежных
Дж. Стиглер первым предположил, что действие МЗП на конкурентном рынке труда должно привести к вынужденной безработице.
На рис.1 видно, что до введения МЗП на конкурентом рынке труда параметры равновесия были w0 и L0. После установления МЗП, равной wmin, объемы предложения труда и спроса на труд уже не будут равны: при такой заработной плате готовы трудиться L1 человек, но работодатели наймут лишь Lmin человек. Линия предложения труда будет ломаной (wminASL). Безработица (U) составляет L1 – Lmin человек. Таким образом, введение МЗП должно увеличить число безработных.
Рис. 1. Эффект минимальной заработной платы
Но действие закона о МЗП почти никогда не распространяется на весь рынок труда. Здесь стоит вспомнить о делении рынка труда на первичный и вторичный. Если на первичном рынке закон о МЗП действует, то на вторичном – не всегда. Причем это даже не обязательно связано с прямым нарушением закона, поскольку он может и не распространяться на все категории работников (например, человека принимают на временную или сезонную работу, без оформления контракта и т.п.). Модель МЗП с неполным охватом рынка (модель двухсекторного рынка), представленная на рис.2, позволяет объяснить, почему с законодательным введением минимума заработной платы безработица может и не вырасти.
Рис. 2. Модель двухстороннего рынка труда
Предположим, что работники могут свободно перемещаться между секторами А и В, причем закон о МЗП действует только в секторе А. Суммарная занятость на конкурентном рынке труда: L0A + L0B. Первоначальный уровень равновесной заработной платы в обоих секторах одинаков – w0. После введения МЗП в первом секторе занятость падает с L0A до LmA и вынужденная безработица должна здесь составить L1A – LmA. Но часть этих безработных (L0A - LmA ) ищет себе место в секторе В. Их приход в сектор В сдвигает кривую предложения S0B вправо на величину L1B – L0B = L0A – LmA (фигурными скобками обозначены равные отрезки). Работу здесь получают только (L2B – L0B) человек. Часть людей (L1B – L2B) останется без работы (отрезок выделен жирной линией). Потери занятости тем больше, чем выше эластичность предложения труда в секторе В. Что касается роста уровня заработной платы в секторе А (w0 – wmin) и снижения в секторе В (w0 – wB), то величины этих изменений зависят от эластичности спроса на труд в том и другом секторе.
Информация о работе Государственное регулирование рынком труда в РБ