Государственное регулирование рынком труда в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В недалеком прошлом считалось, что осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.

Содержание

Введение
1. Цели и методы государственного регулирования
рынка труда. ……………………………………………………… 4-14
2. Зарубежный опыт государственного регулирования
рынка труда. ……………………………………………………… 15-17
3. Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь.
3.1 Состояние рынка труда Беларуси. ………………………….. 18-22
3.2 Государственное регулирование занятости. ………...…....... 23-24
3.3 Тенденции развития рынка труда в Беларуси. ……………... 26-27
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

реферат по микроэкономике.docx

— 37.45 Кб (Скачать)

 

Модель двухсекторного рынка иллюстрирует, что рост заработной платы для одних работников оборачивается  снижением ее для других или же ростом безработицы, а скорее всего  и тем и другим одновременно. В  то же время безработица может  вырасти совсем незначительно.[5, с. 268-270]

 

Другое объяснение отсутствия заметного снижения занятости  при введении МЗП дали О. Ашенфельтер и Р. Смит в модели дискриминирующего нанимателя. Они отметили, что многие наниматели продолжают платить некоторым работникам заработную плату ниже установленного минимума, нарушая тем самым закон. За это их могут оштрафовать. Возможные штрафы (фактор риска) выступают в роли своеобразного налога на заработную плату, уменьшая спрос на труд (рис.3).

 

 

 

Рис. 3. Модель дискриминирующего нанимателя, нарушающего  закон о минимуме заработной платы

В результате введения МЗП часть работников (Lm) получают именно  ее – wmin. Но занятость не сокращается до уровня Lm, так как часть работников (L1 – Lm) продолжают работать. При этом каждый следующий работник получает все более низкую заработную плату. Понятно, что эта модель предполагает дискриминирующего нанимателя, то есть фирму, которая не обязательно платит всем служащим одинаково за одну и ту же работу. Окончательный результат – сокращение занятости с L0 до L1 – будет зависеть как от величины штрафов, грозящих нанимателю за нарушение закона, так и от эластичности спроса и предложения труда.

 

Возможна  ситуация, когда введение МЗП приведет не к снижению, а к росту и  занятости, и заработной платы. Такое  может произойти, если в качестве работодателя выступает монопсонист.

 

 

 

Рис. 4. Минимальная  заработная плата в условиях монопсонии на рынке труда

На рис.4 минимальная  заработная плата wmin превышает монопсонически равновесный уровень wM. В результате график предложения труда принимает вид линии wminCE1SL, так как теперь все работники (от 0 до Lmin) будут требовать заработную плату wmin. Линия предельных издержек станет ломаной: wminCBMCL, поскольку на участке до Lmin предельные издержки постоянны и равны wmin. Приравнивая предельную выручку к предельным издержкам, работодатель видит, что в условиях действия закона о МЗП ему выгодно увеличивать занятость с Lmon до Lmin, поскольку при заработной плате wmin дополнительные работники принесут ему дополнительный доход (пока линия MRPL расположена выше линии SL). В результате оказывается, что рост МЗП вызвал двойной положительный эффект: увеличил одновременно и заработную плату, и занятость. Видно, что дальнейшее повышение МЗП какое-то время будет по-прежнему увеличивать заработную плату и занятость, причем максимального значение занятость достигнет, когда горизонтальная линия wmin пройдет через точку E1 и затем станет снижаться. Рост заработной платы будет происходить, пока              wmin < w’M.    [3, с. 122-124]

 

        

2. Зарубежный  опыт государственного регулирования  рынка труда

В странах  с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в контексте мировых тенденций. Растущая скорость и глубина изменений, связанных с распространений высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду, требующую от компаний организации гибкого реагирования на рыночные сигналы.

 

         Сторонники дерегулирования (устранения введённого государством контроля над функционированием рынков) однозначно рассматривают регулирование как фактор, ограничивающий гибкое приспособление занятости к меняющимся требованиям работодателей и, следовательно, вызывающий дальнейший рост структурной безработицы, что чревато долговременной безработицей.

 

         Причины, вызывающие безработицу,  например в странах ЕС, в основном идентичны и коренятся:

 

         - в системе и уровне оплаты  труда, динамике реальной заработной  платы;

 

         - дифференциации оплаты труда  в отраслях и регионах;

 

         - несоответствии стоимости единицы труда производительности труда и производительности капитала;

 

         - политике распределения доходов;

 

         - факторе инфляции;

 

         - неэластичности структуры рынка  труда и других факторах.

 

         Регулирование рынка труда охватывает  ряд ключевых моментов, способствующих  снижению издержек на труд  и приспособлению спроса на  него к изменению рыночных  условий:

 

         - правовую защиту занятости;

 

         - минимальную заработную плату;

 

         - обязательную налоговую нагрузку  на труд;

 

         - трудовые отношения (на уровне  сделок, коллективных соглашений; роли  профсоюзов).

 

         Проведение политики регулирования  на рынке труда, в частности,  реализация активных программ  противодействия безработице и  обеспечения социальной безопасности, приносит определённые результаты. [7, с. 445-446]

 

         Согласно докладу Международной организации труда (МОТ) «Мировые тенденции в области занятости» (Будапешт, февраль 2005 г.), в 2004 г. ситуация несколько улучшилась: безработица уменьшилась с 6,3 до 6,1 % или с 185,2 до 184,7 млн. чел. В странах Европейского союза уровень безработицы снизился с 9,1 % в 2003 г. до 9 % в 2004 г.; в государствах Центральной и Восточной Европы и СНГ – с 8,5 до 8,3 %; в западноевропейских странах – не членах ЕС – с 4,2 до 4,1 %. [2, с. 194]

 

         Несмотря на различия в степени  и методах регулирования рынка  труда, зарубежные страны в  своей экономической политике  в области занятости решают  и ряд общих проблем:

 

         - повышение производительности  и занятости одновременно на  основе структурных изменений,  комплексной трансформации в  направлении «новой экономики»;

 

         - обеспечение необходимой степени  гибкости в политике занятости,  непрерывное повышение образовательного  уровня служащих компании как  факторов создания информационного  и инновационного потенциалов  фирм, определяющих их конкурентоспособность  на рынке;

 

         - совершенствование системы образования  с учётом структурной трансформации  и меняющихся требований рынка;

 

         - сочетание действия факторов  регулирования и дерегулирования с целью снижения издержек на рабочую силу, налоговой нагрузки на труд, изменения их роли в процессе роста, производительности труда и создания новых рабочих мест.

 

         Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование  рынка труда предполагает наличие  устойчивых рыночных институтов  и множество зрелых элементов  рыночной инфраструктуры. Это возможно путём формирования законодательной и нормативной баз рыночных преобразования, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, создания новой культуры деловых отношений, реализации контрактного права, укрепления доверия между хозяйственными субъектами, реформирования трудовых отношений, введения новой системы социальной защиты населения и осуществления других новаций.[7, с. 446-447]

3.    

Особенности регулирования государством рынка  труда в Республике Беларусь

           

3.1 Состояние  рынка труда Беларуси

Активизация рыночных преобразований в экономике  республики относится к 1992-1994 гг., когда  началось разрушение системы централизованного  управления, сопровождаемое быстрым, достаточно либеральным вхождением в рынок. Однако соответствующие сильные  институты рыночного характера  еще отсутствовали, а неформальные институты, по сути, были в основном постсоциалистическими и нерыночными.

 

Совершенно  новым явлением стала безработица  – чрезвычайно сложный по своей  экономической, социальной, политической природе феномен рыночной экономики. Некоторый уровень безработицы  – неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий ее уровень  ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения  личного благосостояния людей. Поэтому  государственная политика в социально-трудовой сфере в переходный период не может  быть направлена, как это было в  эпоху социализма, на предотвращение какой бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу  на максимально низком, экономически эффективном  и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда.

 

         С 1995 г. начался этап укрепления  и формирования сильных государственных  структур при одновременном переходе  к эволюционной модели либерализации  экономики, последовательному созданию  институтов свободного рынка  как необходимому условию либерализации  в сфере оплаты труда и занятости.

 

         За прошедшие годы проведены  системные преобразования нормативно-правовой  базы рыночных институтов, в том  числе в сфере трудовых отношений  и занятости, разработаны конституционные  гарантии и законодательное обеспечение  рыночных реформ. В статье 41 Основного  Закона страны « гарантируется  право на труд как наиболее  достойный способ самоутверждения  человека, т.е. право на выбор  профессии, рода занятий и работы  в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной  подготовкой и с учетом общественных  потребностей, а также на здоровые  и безопасные условия труда  ». Статья 42 гарантирует справедливое  вознаграждение за экономические  результаты труда в соответствии  с его количеством, качеством  и общественным значением. 

 

         В развитие положений Конституции  в республике приняты Гражданский и Трудовой кодексы, установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда, включая трехуровневую тарифную систему, и осуществлены другие преобразования.

 

         Трудовой кодекс Республики Беларусь  призван решать следующие задачи:

 

·        регулирование трудовых и связанных  с ними отношений;

 

·        развитие социального партнерства  между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;

 

·        установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

 

Важным регулирующим документом является Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 « О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской  дисциплины », в котором закреплен  порядок контрактной формы найма.

 

Данные документы  определяют правовые координаты, в  которых республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и  занятости населения. Важнейшие  параметры и основные целевые  показатели в этой сфере обосновываются в пятилетних программах и годовых  прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных  программах занятости населения. Система  мониторинга рынка труда Республики Беларусь при Департаменте по занятости  Министерства труда и социальной защиты отслеживает выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как  демографическая ситуация, состояние  рынка труда, деятельность государственной  службы занятости, безработица и  меры по ее регулированию.

 

В 1995 г. численность  экономически активного населения  республики составляло 4,5 млн чел., в том числе занятого в экономике – 4,4 млн чел., безработных – 114 тыс. чел. В 2004 г. численность экономически активного населения уменьшилась до 4,4 млн, в том числе занятого в экономике – до 4,3 млн чел. и безработных – до 111 тыс. В 2009 г. численность экономически активного населения республики снова достигла отметки 4,7 млн чел., в том числе занятого в экономике – 4,4 млн чел. и безработных – 40,3 тыс. чел.

 

Функционирование  рынка труда в 1995 – 2009 гг. происходило  в условиях реформирования экономики, совершенствования структуры органов  государственного управления и характеризовалось  ускорением движения рабочей силы, ростом высвобождения работников в  связи с сокращением численности  или штата, ликвидацией организаций  и, как следствие, основными тенденциями  на рынке труда стали рост предложения  рабочей силы при одновременном  снижении спроса на нее.

 

Напряженность на рынке труда после достаточно продолжительного периода относительной  стабилизации вновь начала обостряться  во второй половине 2001 г., а в два  последующих года приобрела устойчивый характер. Это было обусловлено приростом  трудовых ресурсов и реализацией  мер по оптимизации численности  работников организаций, повлекших  за собой высвобождение излишней рабочей силы.

 

Данный процесс  сопровождался достаточно интенсивным  оборотом кадров в экономике республики: в 1995 г. – 1380 тыс. чел., в 2000 г. – около 1730 тыс., в 2006 г. – около 1760 тыс. чел. В 2006 г. с предприятий и организаций  по различным причинам было уволено 864 тыс. чел. и принято на работу 898 тысяч. Подавляющее большинство  уволенных оставили рабочие места  по собственному желанию и соглашению сторон, около 2,5 % высвобождено по сокращению численности или штата работников.  

 

Ускорение движения рабочей силы, в том числе за счет высвобождения работников, сопровождалось притоком граждан в органы государственной  службы занятости по вопросам трудоустройства. Численность таких граждан в  совокупности с численностью безработных  определяет предложение рабочей  силы на официально контролируемой части  рынка труда.

 

В структуре  предложения преобладают безработные (70 – 80 %), студенты и учащиеся, желающие работать в свободное от учебы  время (5 – 15 %). Всего в течение 2009 г. обратились в службу занятости 322 тыс. чел., из них трудоустроено более 199 тыс., в том числе свыше 131 тыс. из числа безработных.

 

Спрос на рабочую  силу на официальной части рынка  труда может быть оценен количеством  вакансий, заявленных в органы государственной  службы занятости. За 2009 г. оно составило 163 тыс. чел. (в 2000 г. – 33 тыс.).

Информация о работе Государственное регулирование рынком труда в РБ