Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:01, реферат
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В недалеком прошлом считалось, что осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
Введение
1. Цели и методы государственного регулирования
рынка труда. ……………………………………………………… 4-14
2. Зарубежный опыт государственного регулирования
рынка труда. ……………………………………………………… 15-17
3. Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь.
3.1 Состояние рынка труда Беларуси. ………………………….. 18-22
3.2 Государственное регулирование занятости. ………...…....... 23-24
3.3 Тенденции развития рынка труда в Беларуси. ……………... 26-27
Заключение
Литература
Модель двухсекторного рынка иллюстрирует, что рост заработной платы для одних работников оборачивается снижением ее для других или же ростом безработицы, а скорее всего и тем и другим одновременно. В то же время безработица может вырасти совсем незначительно.[5, с. 268-270]
Другое объяснение отсутствия заметного снижения занятости при введении МЗП дали О. Ашенфельтер и Р. Смит в модели дискриминирующего нанимателя. Они отметили, что многие наниматели продолжают платить некоторым работникам заработную плату ниже установленного минимума, нарушая тем самым закон. За это их могут оштрафовать. Возможные штрафы (фактор риска) выступают в роли своеобразного налога на заработную плату, уменьшая спрос на труд (рис.3).
Рис. 3. Модель дискриминирующего нанимателя, нарушающего закон о минимуме заработной платы
В результате введения МЗП часть работников (Lm) получают именно ее – wmin. Но занятость не сокращается до уровня Lm, так как часть работников (L1 – Lm) продолжают работать. При этом каждый следующий работник получает все более низкую заработную плату. Понятно, что эта модель предполагает дискриминирующего нанимателя, то есть фирму, которая не обязательно платит всем служащим одинаково за одну и ту же работу. Окончательный результат – сокращение занятости с L0 до L1 – будет зависеть как от величины штрафов, грозящих нанимателю за нарушение закона, так и от эластичности спроса и предложения труда.
Возможна ситуация, когда введение МЗП приведет не к снижению, а к росту и занятости, и заработной платы. Такое может произойти, если в качестве работодателя выступает монопсонист.
Рис. 4. Минимальная заработная плата в условиях монопсонии на рынке труда
На рис.4 минимальная заработная плата wmin превышает монопсонически равновесный уровень wM. В результате график предложения труда принимает вид линии wminCE1SL, так как теперь все работники (от 0 до Lmin) будут требовать заработную плату wmin. Линия предельных издержек станет ломаной: wminCBMCL, поскольку на участке до Lmin предельные издержки постоянны и равны wmin. Приравнивая предельную выручку к предельным издержкам, работодатель видит, что в условиях действия закона о МЗП ему выгодно увеличивать занятость с Lmon до Lmin, поскольку при заработной плате wmin дополнительные работники принесут ему дополнительный доход (пока линия MRPL расположена выше линии SL). В результате оказывается, что рост МЗП вызвал двойной положительный эффект: увеличил одновременно и заработную плату, и занятость. Видно, что дальнейшее повышение МЗП какое-то время будет по-прежнему увеличивать заработную плату и занятость, причем максимального значение занятость достигнет, когда горизонтальная линия wmin пройдет через точку E1 и затем станет снижаться. Рост заработной платы будет происходить, пока wmin < w’M. [3, с. 122-124]
2. Зарубежный
опыт государственного
В странах с развитой рыночной экономикой проблемы функционирования и регулирования (дерегулирования) рынков возникают и решаются в контексте мировых тенденций. Растущая скорость и глубина изменений, связанных с распространений высоких технологий и обострением глобальной конкуренции, создают экономическую среду, требующую от компаний организации гибкого реагирования на рыночные сигналы.
Сторонники дерегулирования (устранения введённого государством контроля над функционированием рынков) однозначно рассматривают регулирование как фактор, ограничивающий гибкое приспособление занятости к меняющимся требованиям работодателей и, следовательно, вызывающий дальнейший рост структурной безработицы, что чревато долговременной безработицей.
Причины, вызывающие
- в системе и уровне оплаты
труда, динамике реальной
- дифференциации оплаты труда в отраслях и регионах;
- несоответствии стоимости единицы труда производительности труда и производительности капитала;
- политике распределения
- факторе инфляции;
- неэластичности структуры
Регулирование рынка труда
- правовую защиту занятости;
- минимальную заработную плату;
- обязательную налоговую
- трудовые отношения (на уровне сделок, коллективных соглашений; роли профсоюзов).
Проведение политики
Согласно докладу Международной организации труда (МОТ) «Мировые тенденции в области занятости» (Будапешт, февраль 2005 г.), в 2004 г. ситуация несколько улучшилась: безработица уменьшилась с 6,3 до 6,1 % или с 185,2 до 184,7 млн. чел. В странах Европейского союза уровень безработицы снизился с 9,1 % в 2003 г. до 9 % в 2004 г.; в государствах Центральной и Восточной Европы и СНГ – с 8,5 до 8,3 %; в западноевропейских странах – не членах ЕС – с 4,2 до 4,1 %. [2, с. 194]
Несмотря на различия в
- повышение производительности и занятости одновременно на основе структурных изменений, комплексной трансформации в направлении «новой экономики»;
- обеспечение необходимой
- совершенствование системы
- сочетание действия факторов
регулирования и
Опыт высокоразвитых стран
3.
Особенности регулирования государством рынка труда в Республике Беларусь
3.1 Состояние рынка труда Беларуси
Активизация рыночных преобразований в экономике республики относится к 1992-1994 гг., когда началось разрушение системы централизованного управления, сопровождаемое быстрым, достаточно либеральным вхождением в рынок. Однако соответствующие сильные институты рыночного характера еще отсутствовали, а неформальные институты, по сути, были в основном постсоциалистическими и нерыночными.
Совершенно новым явлением стала безработица – чрезвычайно сложный по своей экономической, социальной, политической природе феномен рыночной экономики. Некоторый уровень безработицы – неизбежное свойство свободного рынка, она составляет цену рыночной экономики. Очень высокий ее уровень ведет к экономическим потерям, социальному напряжению из-за ухудшения личного благосостояния людей. Поэтому государственная политика в социально-трудовой сфере в переходный период не может быть направлена, как это было в эпоху социализма, на предотвращение какой бы то ни было безработицы. Ее задача иная: удерживать безработицу на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне. Для этого необходима определяющая роль государства и его институтов на рынке труда.
С 1995 г. начался этап укрепления
и формирования сильных
За прошедшие годы проведены
системные преобразования
В развитие положений
Трудовой кодекс Республики
· регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
· развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
· установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Важным регулирующим
документом является Декрет Президента
Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №
29 « О дополнительных мерах по
совершенствованию трудовых отношений,
укреплению трудовой и исполнительской
дисциплины », в котором закреплен
порядок контрактной формы
Данные документы
определяют правовые координаты, в
которых республиканскими органами
государственного управления осуществляется
регулирование рынка труда и
занятости населения. Важнейшие
параметры и основные целевые
показатели в этой сфере обосновываются
в пятилетних программах и годовых
прогнозах социально-
В 1995 г. численность экономически активного населения республики составляло 4,5 млн чел., в том числе занятого в экономике – 4,4 млн чел., безработных – 114 тыс. чел. В 2004 г. численность экономически активного населения уменьшилась до 4,4 млн, в том числе занятого в экономике – до 4,3 млн чел. и безработных – до 111 тыс. В 2009 г. численность экономически активного населения республики снова достигла отметки 4,7 млн чел., в том числе занятого в экономике – 4,4 млн чел. и безработных – 40,3 тыс. чел.
Функционирование
рынка труда в 1995 – 2009 гг. происходило
в условиях реформирования экономики,
совершенствования структуры
Напряженность на рынке труда после достаточно продолжительного периода относительной стабилизации вновь начала обостряться во второй половине 2001 г., а в два последующих года приобрела устойчивый характер. Это было обусловлено приростом трудовых ресурсов и реализацией мер по оптимизации численности работников организаций, повлекших за собой высвобождение излишней рабочей силы.
Данный процесс
сопровождался достаточно интенсивным
оборотом кадров в экономике республики:
в 1995 г. – 1380 тыс. чел., в 2000 г. – около
1730 тыс., в 2006 г. – около 1760 тыс. чел. В
2006 г. с предприятий и организаций
по различным причинам было уволено
864 тыс. чел. и принято на работу 898
тысяч. Подавляющее большинство
уволенных оставили рабочие места
по собственному желанию и соглашению
сторон, около 2,5 % высвобождено по сокращению
численности или штата
Ускорение движения рабочей силы, в том числе за счет высвобождения работников, сопровождалось притоком граждан в органы государственной службы занятости по вопросам трудоустройства. Численность таких граждан в совокупности с численностью безработных определяет предложение рабочей силы на официально контролируемой части рынка труда.
В структуре
предложения преобладают
Спрос на рабочую силу на официальной части рынка труда может быть оценен количеством вакансий, заявленных в органы государственной службы занятости. За 2009 г. оно составило 163 тыс. чел. (в 2000 г. – 33 тыс.).
Информация о работе Государственное регулирование рынком труда в РБ