Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:08, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании государственного регулирования нефтегазового сектора в России.
Для исследования государственного регулирования нефтегазового сектора следует решить такие задачи, как:
1. Определение понятия и методов государственного регулирования.
2. Выявление роли государственного регулирования.
3. Описание характеристики нефтегазового комплекса в России.
4. Определение перспектив развития нефтегазового сектора в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования ……..….…4
Понятие и методы государственного регулирования…………………....4
Роль государственного регулирования…………………………………...9
Глава 2. Анализ государственного регулирования нефтегазового сектора в России………….....................................................................................................11
Характеристика нефтегазовой отрасли в России…..……………...…....11
Перспективы развития нефтегазового сектора в России ..…………….18
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список литературы………………………………………………………………28
Динамика мировой экономики XXI века определяет тенденции топливно-энергетической сферы, в том числе нефтегазового рынка, выступающих одновременно как результат, и как предпосылка экономического развития. При этом существующие проблемы нефтегазового комплекса требуют решения не столько на региональном уровне, сколько на государственном, учитывая возможности федеральных институтов, которые способны повлиять на изменение каких-либо неблагоприятных тенденций топливно-энергетического комплекса страны. На фоне международного финансового кризиса 2008 г. направления государственного регулирования и соответствующие действия с целью нивелирования отрицательных последствий в России приобрели особую актуальность и значимость. [4. С. 245-251]
Анализ
и прогноз развития российской
и международной системы
В июне 2002 г. Правительство РФ утвердило «Стратегию экономического развития Сибири». В ней подчеркнута «необходимость создания новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири». В стратегии уделено особое внимание развитию транспортных коммуникаций. «Сооружение магистральных нефте- и газопроводов "Запад - Восток" экспортного направления, - сказано в ней, - будет способствовать развитию топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона».
В августе 2003 г. Правительство РФ утвердило «Энергетическую стратегию России до 2020 г.». Стратегия предусматривает повышение роли восточных районов в нефтяной и газовой промышленности России, диверсификацию экспорта с выходом на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что основой формирования новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности на востоке страны, обеспечения внутренних потребностей этих регионов и организации долгосрочных поставок нефти и газа в АТР, в частности, в Китай, будут месторождения Западной Сибири, Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). На базе месторождений шельфа острова Сахалин будет сформирована еще одна крупная система нефтегазообеспечения, преимущественно экспортной ориентации.
Согласно Энергетической стратегии России, долгосрочное развитие нефтяной промышленности страны предполагает решение следующих основных задач: рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности; ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти; углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов; формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей; расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, приобретение перерабатывающей и сбытовой инфраструктуры в странах-реципиентах; расширение участия российских нефтяных компаний в зарубежных добывающих и транспортных активах, прежде всего, в странах СНГ, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Основным источником поставок нефти из России в Китай, особенно на первом этапе, стал крупнейший нефтедобывающий регион страны - Западная Сибирь. В связи с этим особую значимость приобрел прогноз добычи нефти в России с детализацией по всем макрорегионам с позиции обеспечения поставок на внутренний рынок, экспорта в традиционном западном и новом восточном направлениях.
Перспективные уровни добычи нефти в России стали определяться в основном уровнем мировых цен, объемом внутреннего спроса, уровнем развития транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы. Нижний уровень цен на нефть стал определяться уровнем издержек на месторождениях в крупных регионах добычи с замыкающими затратами, а верхний - издержками для возможного массового производства альтернативных нефти моторных топлив.
Мировая цена формировалась в зависимости от темпов развития мировой экономики, интенсивности внедрения нефтезамещающих энергоисточников, предложения нефти на мировых рынках и транспортных возможностей ее доставки к местам потребления. При прогнозировании цены на нефть учитывалось влияние различных политических, экономических и технологических факторов, оказывающих воздействие на формирование рыночной конъюнктуры на мировом рынке нефти.
Тенденция
к снижению цен начала
В России в целом продолжился рост добычи нефти, хотя его темп в Западной Сибири замедлился, а в европейской части страны снизились и абсолютные показатели. Годовая добыча нефти в стране может быть доведена в 2020 г. - до 550 млн. т, в 2030 г. - до 600 млн. т, добыча в Западной Сибири составит в эти же годы 350 и 355 млн. т соответственно. В Западной Сибири при стабилизации и постепенном снижении добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе будет происходить ее рост на севере этого макрорегиона - в Ямало-Ненецком автономном округе.
В последние годы в российском секторе Каспийского моря выявлен и подготовлен детальными работами к глубокому бурению ряд нефтегазоносных структур, выявлено и подлежит дальнейшему изучению большое количество неантиклинальных объектов, в том числе высокоперспективные ловушки рифового типа, открыто пять месторождений. В соответствии с долгосрочной программой геологоразведочных работ, в районе планируется прирастить запасы нефти и конденсата в количестве 348 млн. т. Это позволит к 2015 г. добывать в российском секторе Каспийского моря не менее 8 млн. т, а к 2020 г. - до 20 млн. т нефти и конденсата. Освоение Северо-Каспийской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций позволит в перспективе стабилизировать увеличение добычи нефти в европейской части страны до 140-150 млн. т в год.
В перспективе крупнейшим источником экспорта нефти из России в Китай и другие страны АТР станут Восточная Сибирь и Дальний Восток. Нефть рассматриваемых регионов отличается высоким качеством, превосходящим по основным параметрам российский экспортный стандарт Urals. Это в основном легкие и низкосернистые сорта. Большая часть запасов нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока имеет плотность менее 0,87 г/см3 и содержание серы менее 0,5 %.
По прогнозам СО РАН в регионе имеются серьезные предпосылки для новых открытий и наращивания минерально-сырьевой базы. Правительство Российской Федерации в ряде документов одобрило формирование на этой базе нового крупного нефтегазодобывающего района. Ряд серьезных открытий сделан на северо-западе Сибирского федерального округа, в Туруханском районе Красноярского края и в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе.
Оценки показывают, что добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха может быть доведена к 2020 г. до 100-105 млн. т, к 2030 г. - до 120-132 млн. т.
К 2010 г. добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) достигла примерно 12-13 млн. т. В дальнейшем при проведении активной государственной политики в области недропользования и лицензирования недр, резком расширении ГРР, развитии перерабатывающей и транспортной инфраструктуры добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (с учетом добычи на острове Сахалин и его шельфе) может быть к 2020 г. доведена до 140 млн. т, а к 2030 г. - до 165 млн. т.
К 2010 г. с учетом прогноза добычи и переработки нефти в России с детализацией по макрорегионам, экспорта в западном направлении, поставок на НПЗ Восточной Сибири и Дальнего Востока, ежегодный экспорт сырой нефти из России в страны АТР достигла примерно 44 млн. т, в том числе из Западной Сибири - 20 млн. т, из Восточной Сибири и Республики Саха - 6 млн. т, с Сахалина - 18 млн. т. К 2020 г. экспорт нефти составит около 135 млн. т в год, к 2030 г. - 140 млн. т в год.
Ежегодный экспорт сжиженных углеводородных газов (СУГ) в страны АТР может достигнуть уже к 2015 г. 1,0 млн. т, в том числе в Китай - не менее 800 тыс. т. Представляется целесообразным в контрактах на поставку сырья на экспорт предусматривать обязательства по закупкам в России соответствующих объемов продуктов переработки и химии нефти.
В рамках Энергетической стратегии России до 2020 г. стратегическими целями развития газовой промышленности являются: стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ; развитие действующей Единой системы газоснабжения страны (ЕСГ) и ее расширение на Восток России; совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью повышения экономических результатов ее деятельности и формирования либерализованного рынка газа; обеспечение стабильных поступлений в доходную часть государственного бюджета и стимулирование спроса на продукцию сопряженных отраслей (металлургии, машиностроения и др.); обеспечение экономических интересов России в Европе и сопредельных государствах, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северной Америке.
Состояние и перспективы увеличения разведанных запасов газа при наличии соответствующих инвестиций и благоприятной ситуации на внутреннем и внешнем рынках газа позволяют довести добычу газа в 2020 году - до 890 млрд. м3, в 2030 году - до 910 млрд. м3 в год с последующим поддержанием на этом уровне за счет ввода месторождений, прогнозируемых к открытию. Это позволяет удовлетворить внутренние потребности страны, обеспечить увеличение поставок в Европу, сформировать новые крупные экспортные направления - Китай и другие страны АТР, а также США.
Главными источниками поставок газа из России в АТР будут месторождения Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Добыча газа в Западной Сибири может быть доведена до 670 млрд. м3 в год, в Восточной Сибири - до 120 млрд. м3 в год, на Дальнем Востоке - до 30 млрд. м3 в год. При развитии газовой промышленности Восточной Сибири и Республики Саха следует учитывать высокое содержание в природных газах этого региона таких элементов, как этан, пропан, бутаны и конденсат. Ежегодная добыча гелия в Восточной Сибири и Республике Саха может быть доведена к 2020 г. до 135-150 млн. м3 в год. При освоении газовых месторождений Лено-Тунгусской провинции необходимо предусмотреть строительство заводов по выделению гелия и его хранилищ.
К 2012-2015 гг. по мере роста спроса на газ, в том числе в качестве моторного топлива, будет организован экспорт газа в восточном направлении из Западной Сибири.
Ежегодный объем поставок газа из Западной Сибири может быть доведен к 2020 г. до 40 млрд. м3, а к 2030 г. - до 60 млрд. м3. После удовлетворения внутренних потребностей экспорт газа из Западной и Восточной Сибири, Республики Саха и шельфа острова Сахалин в АТР может быть доведен к 2020 г. до 78 млрд. м3 в год, к 2030 г. - до 145 млрд. м3 в год.
Для организации крупных поставок нефти и газа российским потребителям и на экспорт в другие страны в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке необходимо формирование системы сверхдальнего трубопроводного транспорта, строительство заводов по переработке и сжижению природного газа, создание инфраструктуры для отгрузки нефти, нефтепродуктов, СПГ и конденсата.
Важнейший нефтетранспортный проект: магистральный нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан с отводом на Китай. Проектная мощность нефтепровода 80 млн. т в год, в том числе первой очереди 30 млн. т в год. Маршрут нефтепровода проходит вдоль трассы БАМ по линии Тайшет - Усть-Кут, от Усть-Кута - в северо-восточном направлении по левому берегу Лены (за водоохранной зоной) до Талаканского месторождения. Далее маршрут обходит город Ленск с северной стороны, пересекает Лену в районе Олекминска и уходит на восток до города Алдан. От Алдана трасса идет в южном направлении, минуя Нерюнгри, до поселка Тында и далее на Сковородино. Строительство второй очереди нефтепровода обеспечивает выход к российским портам на Тихом океане и сооружение отвода в Китай в районе Сковородино. Прокладка нефтепровода вдоль Лены дает возможность использовать реку в качестве транспортной магистрали для доставки грузов и техники.
Для достижения намеченных целей развития НГК востока страны необходимо выполнение следующих условий:
Информация о работе Государственное регулирование нефтегазового сектора