Государственное регулирование нефтегазового сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании государственного регулирования нефтегазового сектора в России.
Для исследования государственного регулирования нефтегазового сектора следует решить такие задачи, как:
1. Определение понятия и методов государственного регулирования.
2. Выявление роли государственного регулирования.
3. Описание характеристики нефтегазового комплекса в России.
4. Определение перспектив развития нефтегазового сектора в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования ……..….…4
Понятие и методы государственного регулирования…………………....4
Роль государственного регулирования…………………………………...9
Глава 2. Анализ государственного регулирования нефтегазового сектора в России………….....................................................................................................11
Характеристика нефтегазовой отрасли в России…..……………...…....11
Перспективы развития нефтегазового сектора в России ..…………….18
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список литературы………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НГК.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Байкальский государственный  университет экономики и права» в г. Якутске

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА

 

 

 

Исполнитель студент       _________________________    ______

группы СМНГ-10                            подпись, дата

 

 

Руководитель

Ст. преподаватель           __________________________   Войникова Г.Н. 

                                                         подпись, дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск 2013 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования ……..….…4

    1. Понятие и методы государственного регулирования…………………....4
    2. Роль государственного регулирования…………………………………...9

Глава 2. Анализ государственного регулирования нефтегазового сектора в России………….....................................................................................................11

    1. Характеристика нефтегазовой отрасли в России…..……………...…....11
    2. Перспективы развития нефтегазового сектора в России ..…………….18

Заключение…………………………………………………………………….....26

Список литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на нефтегазовые продукты, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает нефтегазовую отрасль России крайне уязвимой  и вынуждает  государство проводить более эффективное регулирование нефтегазового сектора в России, что  требует дополнительного изучения на дальнейший  период развития, и безусловно говорит об актуальности данной темы.

     Цель данной работы заключается в исследовании государственного регулирования нефтегазового сектора в России.

     Для исследования государственного регулирования нефтегазового сектора следует решить такие задачи, как:

1. Определение понятия и методов государственного регулирования.

2. Выявление роли государственного регулирования.

3. Описание характеристики нефтегазового  комплекса в России.

4. Определение перспектив развития  нефтегазового сектора в России.

     Объектом исследования выступает государственное регулирование нефтегазового сектора, как совокупность мер применяемых государством для стимулирования в данной отрасли.

     Предметом исследования является государственное регулирование нефтегазового сектора в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования

 

    1. Понятие и виды государственного регулирования

 

     Экономика страны это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Синхронность работы гигантской экономической системы, ее динамическая устойчивость обеспечиваются хозяйственным механизмом, преследующим общие целевые задачи, но при условии достаточной свободы действия этого механизма в нижних звеньях явственной структуры. Каждое мельчайшее звено в рамках общих целевых задач и правил должно действовать самостоятельно. Все локальные вопросы должны решаться на том уровне, где они возникают. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления. Важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые структуры нуждаются в поддержке государства.       

     Предпринятые в 1992 г. меры разгосударствления и реформирования системы управления экономикой России и отказ от государственною участия в управлении оказались в целом разрушительными, вызвали резкий спад производства. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов. Главная задача хозяйственного законодательства и государственных органов, обеспечивающих его исполнение, недопущение крупных сбоев в экономике и ее зашита от хозяйственных злоупотреблений. Наряду с этим немыслимо и невозможно пытаться централизованно, с помощью приказов регулировать неисчислимое многообразие явлений и процессов, происходящих в каждом звене экономики страны. Государственные органы управления ставят перед хозяйственными структурами задачи общественного значения, а также вводят отдельные ограничения на их действия, способные нанести ущерб экономике страны или отдельным лицам. Наряду с этим государство определяет основные направления, развивает программы развития экономики и добивается безусловного выполнения этих программ.

     Практически во всех странах фундаментальные (поисковые) исследования, определяющие основные направления развития современной науки, техники и производства, в основном финансируются из государственного бюджета. Практика и многочисленные исследования показывают, что экономическое процветание страны и благосостояние ее народа зависят не от абстрактных экономических условий, а от конкретной экономической и политической стратегии государственного руководства. «Если руководство государства полноценно и эффективно работает, - делают вывод эксперты ООН, - не воруя при этом, и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать. Экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются, таким образом, формой, методами и профессионализмом государственного управления». По данным ООН, за последние 30 лет XX в. доля самых бедных стран мира, где сохранилась архаичная форма государственного управления (эти 1/5 всех стран), в общемировом доходе снизилась с 2,3 до 1,4%; тогда как доля 20% самых богатых стран, где вопросам государственного управления уделяется серьезное внимание (также 1/5 всех стран), выросла за это время с 70 до 85%. В связи с этим в большинстве стран мира деятельность хозяйственных организаций (коммерческих и некоммерческих) охватывается государственным регулированием, нередко включая и рычаги прямого административного управления. Для этого создаются правительственные органы (министерства, комитеты), реализующие функции государственного управления экономикой. Отраслевые, по отдельным функциям (финансы, налоги и пр.), а также территориальные и нейтральные органы не оставляют ни одного хозяйственного объекта вне сферы своего контроля и воздействия. Это оправдано. Доказано, что полное пренебрежение регулирующей ролью государства в управлении экономикой - идея, чуждая современным условиям хозяйствования.

     Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. [2. С. 344-350]

    Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды, Австрия, Испания), в Японии, в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии. Тем не менее, государственное регулирование экономики и в этих странах играет значительную роль, особенно в период ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

     Известны два основных способа регулирования экономики. Децентрализованный (экономические средства) - при помощи механизма рынка, товарно-денежных отношений, цен и т.д. И централизованный (административные средства) - административный, директивный.

     Если отвлечься  от промежуточных, смешанных вариантов,  то при первом способе рост производства зависит от спроса на продукцию и финансовых возможностей предприятия. Вместе с тем рыночный механизм ведет не только к существенному подъему экономики, но и сопровождается значительными спадами и кризисами. Чтобы предотвратить, предусмотреть или смягчить кризисную ситуацию, государство стремится разработать механизм прогнозирования и программирования национальной экономики.

     Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

     При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение объема производства - главная цель. Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя – «выбивать» у вышестоящих инстанций все новые и новые средства. В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания.

     Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Их также используют в развитых странах с рыночной экономикой в незначительных масштабах. Сфера их действия ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. [3. С. 345-349]

    1. Роль государственного регулирования

 

     Государство  на протяжении всей истории  своего существования наряду  с задачами поддержания порядка,  законности, организации национальной  обороны, выполняло определенные  функции в сфере экономики.  В современных условиях любое  государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

     Особенно  возрастает роль государственного  регулирования в условиях экономического  кризиса. Мировой опыт показал,  что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией).

     В плановой экономике государственное управление играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. Через систему директивных адресных  заданий государственные органы определяют основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия: объем и основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции. До предприятий доводятся директивные задания по повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции, по внедрению новой техники к формированию фонда оплаты труда, и т. п. За предприятиями сохраняется самостоятельность в решении очень небольшого и менее значимого круга хозяйственных вопросов, таких, например, как: определение детального ассортимента выпускаемой продукции, выбор конкретных, форм премирования работников, и т. п. При построения системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться государственными органами.

Информация о работе Государственное регулирование нефтегазового сектора