Государственное регулирование нефтегазового сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании государственного регулирования нефтегазового сектора в России.
Для исследования государственного регулирования нефтегазового сектора следует решить такие задачи, как:
1. Определение понятия и методов государственного регулирования.
2. Выявление роли государственного регулирования.
3. Описание характеристики нефтегазового комплекса в России.
4. Определение перспектив развития нефтегазового сектора в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования ……..….…4
Понятие и методы государственного регулирования…………………....4
Роль государственного регулирования…………………………………...9
Глава 2. Анализ государственного регулирования нефтегазового сектора в России………….....................................................................................................11
Характеристика нефтегазовой отрасли в России…..……………...…....11
Перспективы развития нефтегазового сектора в России ..…………….18
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список литературы………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НГК.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

     В рыночной  экономике основным регулятором  хозяйственных пропорций является  рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится, на основе принципа  «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

     Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно экономические процессы могут эффективно регулироваться государством и какие — рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

     На этапе перехода к рынку роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно.

     Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. [3. С. 126-129]

 

Глава 2. Анализ государственного регулирования  нефтегазового сектора в                 России

 

    1. Характеристика нефтегазовой отрасли в России

 

     Нефть и газ - одна из основ российской экономики. В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса России - один из наиболее устойчиво работающих. В 2005 г. наибольший рост зафиксирован в нефтяной промышленности - 17,8%. На его долю приходится более 16% произведенного ВВП России, четвертая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки. Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом нефтяной отрасли.

     В недрах России сосредоточено около 13% разведанных запасов нефти. Эти ресурсы расположены в основном на суше (примерно 3/4). Примерно 60% приходится на долю Урала и Сибири, что создает потенциальные возможности экспорта как в западном, так и в восточном направлениях.

     В мировых объемах производства и экспорта нефти (включая газовый конденсат) доля России постоянно увеличивается и на настоящий момент составляет порядка 12%, что меньше доли лишь Саудовской Аравии. Экономика России потребляет менее трети добываемой нефти (включая продукты ее переработки).

     Однако последние  двадцать лет, были не лучшими в истории нефтегазового комплекса нашей страны. Темпы геологоразведочных, буровых работ, обновления оборудования сильно отставали от объемов нефтедобычи и экспорта сырьевых ресурсов. Все эти годы фактически «проедался» задел, созданный еще во время СССР. В ряде значимых компаний на волне приватизации к руководству пришли случайные люди, которых не волновало развитие отрасли. Параллельно разрушалась существовавшая ранее жесткая система государственного регулирования недропользования. [1. С. 115-116]

     Недостатки действующего законодательства позволили руководству нефтяных компаний использовать внутренние и внешние оффшоры, чтобы не платить в России налоги. Политика руководства ряда компаний напоминала поведение временщиков, основной задачей которых была варварская эксплуатация разведанных ранее месторождений, расширение экспорта сырьевых ресурсов через оффшорные структуры и последующая продажа компаний иностранцам.

     От благоприятной конъюнктуры мирового нефтяного рынка не получили должных финансовых поступлений не только российская культура, здравоохранение, образование, армия и флот, но и отрасли, непосредственно занятые техническим перевооружением нефтегазового комплекса. В частности, по итогам 2004 года, несмотря на необычайно высокие цены на нефть и рост доходов сырьевых компаний, наблюдалось снижение закупок нефтегазового оборудования.

     В ряде компаний идут процессы деградации, при которых все усилия направляются лишь на увеличение добычи (часто с нарушением режима эксплуатации) и экспорта сырья. Параллельно растет доля импортного оборудования и услуг в общем объеме заказов этих компаний.

     В целях предотвращения дальнейшей деградации сырьевых отраслей, Союз производителей нефтегазового оборудования предложил при подготовке новых лицензионных соглашений включать в них требования, обеспечивающие развитие предприятий нефтегазового комплекса на основе достижений российской промышленности. Требуется законодательно обязать все компании, разрабатывающие российские недра, использовать в основном отечественную продукцию и услуги.

     Сегодня основным условием сохранения и развития российского нефтегазового комплекса является государственное регулирование. Только государство может заставить недропользователей вкладывать средства не только в недвижимость, яхты и бензоколонки за рубежом, но и в закупку передовой отечественной техники и технологий.

     Нефтегазовый рынок России с точки зрения государственного регулирования рассматривается как составная часть топливно-энергетического комплекса со всеми внутренними взаимосвязями, и в качестве объекта исследования сочетает в себе различных по задачам участников – государство в лице уполномоченных органов, регулирующих и контролирующих ситуацию; организации, непосредственно осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, формирующие предложение; потребители нефти и нефтепродуктов (топлива, энергии в широком понимании), определяющие спрос.

     Нефтегазовый комплекс  занимает особое место в национальной экономике – практически 80% всех энергоресурсов в России производится с использованием нефти и газа, он является фундаментом всей российской экономики, также как и в любой стране, стремящейся получить определенный эффект от возможностей добычи нефти, газа и их переработки. Важнейшие показатели функционирования топливно – энергетических рынков, в том числе нефти и нефтепродуктов, входят в систему национальных счетов и отражают место рынка

в формировании результативных показателей мирового и российского хозяйства.

     Нефтяная отрасль Российской Федерации в настоящее время производит 12-14% промышленной продукции, обеспечивает 17-18% доходов федерального бюджета и более 35% валютных поступлений, в то время как

в 1996 г. рынок нефтепродуктов обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, в 1997 г. – 13%, в 1998 г. –16%, в 1997-1998 гг. – 22%, и в 1999 г. нефтяная промышленность обеспечила уже 25% валютных поступлений

страны. Кроме того, при всей сложности ситуации в нефтеперерабатывающей промышленности производство основных нефтепродуктов увеличилось за 1997-2007 гг., в частности автомобильного бензина – на 30,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 26,5%; дизельного топлива – на 43,3%, в том числе за 2000-2006 гг. на 30,5%; топочного мазута – на 1,2%, но за 2000-2006 гг. - на 23,0% с тенденцией к значительному снижению его потребления на внутреннем рынке России.

     Нефтяной комплекс России в 2007 г. обеспечил свыше 20,2% добавленной стоимости в ВВП, 49,7% экспорта страны и 40,7% налоговых поступлений в бюджетную систему с учетом таможенных платежей. Однако,

как и любая система, нефтяной комплекс России постоянно развивается и  в рыночных условиях одной их приоритетных задач является увеличение производства высококачественных конкурентных нефтепродуктов при

сокращении производства топочного  мазута и поставок нефтепродуктов на экспорт.

     Для газовой отрасли в современной обстановке характерен высокий уровень динамичного и устойчивого развития, о чем свидетельствуют значения технико-экономических показателей. В частности, при росте добычи газа ОАО «Газпром» за 2000-2007 гг. всего на 4,85%, рыночная капитализация компании увеличилась с 7,94 млрд. долларов в 2000 г. до 259,0 млрд. долларов в 2007 г., то есть в 32,6 раза, что выдвинуло её в мировом хозяйстве в лидеры по различным показателям.

     Всего на начало 2008 г. в России зарегистрировано 16100 предприятий и организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, из них 6500 (или 43,5%) – непосредственно добычей топливно-энергетических ископаемых, при этом 81,4% находятся в частной собственности. Добычу нефти в стране осуществляют более 150 компаний, из которых 10 вертикально-интегрированных нефтедобывающих холдингов, включая ОАО

«Газпром», обеспечивают около 92,5% всего объема добычи. Кроме  того, в России в 2008 г. производством кокса и нефтепродуктов занимались 2700 предприятий и организаций, 88,9% которых имеют частную форму

собственности, примерно 955 организаций – действующие. В сфере транспорта нефти и нефтепродуктов свыше 95% приходится на деятельность государственной компании ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (а с 2007-2008 гг. и транспортом нефтепродуктов), в газовой отрасли также монополистом является ОАО «Газпром», 50,002% акций которого контролируется государством, в том числе 38,373% Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, 10,740% - ОАО «Роснефтегаз» и 0,889% - ОАО «Росгазификация».

     На рынке нефти и нефтепродуктов предложение товаров осуществляется крупными нефтяными компаниями, которые сформировались в результате неоднократных слияний, поглощений, раздела и т.д.: ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «ТНК-ВР», ОАО «АНК Башнефть», ОАО «Татнефть», ОАО «НГК «Славнефть», ОАО «РуссНефть», ОАО «Газпром», в том числе ОАО «Газпром нефть», а также рядом независимых нефтеперерабатывающих заводов и компаний. В той или иной степени в акционерном капитале каждой из них присутствует пакет акций, контролируемый либо федеральными органами власти, либо региональными. Данные компании стали образовываться в 1990-х годах, когда Министерство нефтяной промышленности России провело реформирование отрасли на фоне структурных преобразований в экономике страны. Постепенно государственное регулирование экономики и нефтегазового рынка снижало степень своего влияния в пользу рыночных методов регулирования нефтегазовой отрасли. Однако, в условиях кризиса финансовой системы 2008 года, роль государств в мировой и национальных экономиках возросла, особенно в отношении государственной поддержки крупных коммерческих организаций и банков, чей размер капиталов наиболее зависим от колебаний фондовых и сырьевых рынков. [5]

     Фактически государственное регулирование рынка – это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Осуществляется с целью организации процессов, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов. Государственное регулирование реализуется через налоговую, бюджетную, структурно-инвестиционную, валютно-финансовую, научно-техническую политику. Государственная политика подразумевает помимо налоговой и других вышеперечисленных видов, участие в международных организациях и соглашениях, внешнеэкономическую политику, политику расходов (государственные закупки, инвестиции), экологические ограничения и, конечно же, ценовую политику. При этом эффективность государственного регулирования нефтегазового рынка зависит от степени монополизации и необходимости реализации структурных реформ; территориально-географических особенностей страны и ее экономики;

степени зависимости  бюджета и внешнеторгового баланса страны от нефтегазовой отрасли и других. В то же время эффективность функционирования рынка зависит от таких явлений, как структура экономики, ее масштаб, уровень ВВП на душу населения, состояние технико-технологических схем, плотность инфраструктуры, квалификационный состав трудовых ресурсов, устойчивость организационной системы и других.

     Растущие потребности экономики и населения в перспективе требуют значительных инвестиционных потоков, обеспечить которые за счет средств консолидированных бюджетов или собственных средств нефтегазовых компаний не всегда представляется возможным, особенно при поиске, разведке, разработке и эксплуатации новых нефтегазоносных провинций в труднодоступных, стратегически важных и оспариваемых другими странами регионах. Одним из вариантов выхода в данных обстоятельствах является сотрудничество, либо партнёрство нескольких нефтегазовых компаний (в том числе на международном уровне), либо при поддержке или непосредственном долевом участии государства в лице уполномоченных представителей в различных проектах. При этом системы бухгалтерского учета в коммерческих организациях и бюджетного учета в учреждениях сопоставимы и согласованы.

     Экономический эффект развития нефтегазового сектора в условиях глобализации определяется не только и не столько количественным ростом комплекса в целом и составляющих его отраслей, сколько воздействием этой сферы на технико-технологическую структуру экономики, научно-технический прогресс, рост производительности общественного труда и качество жизни человека.

Информация о работе Государственное регулирование нефтегазового сектора