Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:10, контрольная работа
Россия является самой субъективной федерацией в мире. Существующие, закрепленные в Конституции РФ разные права и полномочия субъектов, вплоть до наличия собственных конституций республик, делают Россию ассиметричной федерацией. Политическая ассиметрия дополняется серьезными различиями в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Введение
1. Сущность, содержание и принципы социальной политики
2. Приоритетные направления социальной политики государства
3. Социальная защита, гарантия и поддержка населения
4. Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ
5. Государственная политика обеспечения полной занятости
Заключение
Список литературы
1) полная занятость или право на получение рабочего места;
2) доступность профессиональной подготовки и переподготовки, а также квалификационного роста;
3) поддержание определенного уровня материальной обеспеченности на период переподготовки или временной незанятости;
4) защита основных прав работника в сфере труда и т.д.
Система социальных гарантий должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Ресурсные и финансовые основы системы социальных гарантий должны формироваться не по остаточному принципу, а из действительных потребностей общества. Поэтому система социальных гарантий должна быть построена таким образом, чтобы автоматически поддерживать планку социальной защиты на должном уровне. Основой для этого будет создание объективной, научно-обоснованной базы социальных гарантий в виде системы государственных социальных стандартов: минимальные размеры зарплаты и социальных выплат (пособия, пенсии, стипендии); рациональные нормы питания и семейный бюджет; прожиточный минимум и индексация личных доходов и т.п.
Поскольку полная социальная защита всего населения нереальна, постольку следует более правильно и обоснованно говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения. Такие категории населения принято называть слабо защищенными, а более точно социально уязвимыми слоями населения. К социально - уязвимым следует относить тех, кто лишен возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать необходимые условия жизни и существования. Это, как правило, многодетные и малообеспеченные семьи, пенсионеры и инвалиды, а также безработные люди.
В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи; семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; лица, пострадавшие от репрессий и от стихийных бедствий. Студентов, также можно отнести, к слабо защищенным категориям населения.
Все перечисленные слои и группы населения нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, государства, правительства, крупных предпринимателей, общественных, частных и благотворительных организаций.
В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен, инфляции и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению личного потребления и жизненного уровня должна меняться индексация доходов. То есть, зарплата, пенсии, стипендии и другие виды доходов и выплат должны увеличиваться по мере роста розничных цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Несколько слов о социальной благотворительности как о массовом и повседневном явлении демократического общества.
Для нашего общества такая функция общества необычна и нова. Хотя издавна принципы благотворительности заложены во многих христианских заповедях. Высший смысл и назначение человека состоит в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей.
Социальная благотворительность проявляется в том, что одни люди (или группы людей) бескорыстно, по внутреннему душевному зову помогают другим: деньгами, вещами, услугами, советом, заботой, лечением, уходом и утешением. В этом мы должны усматривать проявление благородства и достоинства таких людей.
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении более острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.
Стратегическими целями социальной политики являются:
— достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
— обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
— гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
— нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
— существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Для достижения этих целей потребуется:
- восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
- обеспечить справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения;
- стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;
- обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
- усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;
- создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;
- повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;
- обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.
Предусматривается ежегодное увеличение валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, рост объема промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее снижение инфляции и дефицита бюджета, укрепление национальной валюты, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом валовом внутреннем продукте.
Намечен комплекс мер, направленных на осуществление институциональных преобразований, прогрессивных структурных сдвигов в производстве, реформирование налоговой системы, бюджетной и денежно-кредитной политики. На этой основе будут формироваться благоприятные условия для развития современных конкурентоспособных производств и видов деятельности, в первую очередь высокотехнологических и наукоемких отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, изменения отраслевой структуры производства и его территориального размещения, повышения качества выпускаемой продукции и эффективности производства, роста производительности труда, сокращения издержек производства, создания новых рабочих мест.
В результате будет создана надежная экономическая основа для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения объема средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы.
Вместе с тем более активное использование социальных факторов и намечаемые меры по улучшению материального положения людей, увеличению денежных доходов населения, обеспечению рациональной структуры занятости, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы создадут благоприятные условия для устойчивого развития экономики, увеличения объема производства, роста платежеспособного спроса на товары и услуги.
В последующем, на основе стабильного экономического роста и усиления ориентации экономики на более эффективное удовлетворение потребностей человека, предстоит создать прочные предпосылки для устойчивого социального развития, формирования общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.
Лучшей гарантией от риска безработицы является государственная политика занятости населения. Успех политики полной занятости в народнохозяйственном аспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительно расширяет базу для достижения результативности социальной политики государства. С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает положительное влияние на их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект:
- она снимает необходимость предоставления пособий по безработице, социальной помощи и других видов вспомоществования;
- постоянная забота о трудовом доходе вынуждает прежде всего лично заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;
- уменьшается экономическая зависимость от государства.
Все это в совокупности порождает веру в жизнь и надежду на реализацию своих потребностей за счет участия в экономической сфере. Полная занятость оказывает к тому же длительное воздействие на рынок труда (рабочей силы) и на условия занятости:
- для полной занятости, как правило, характерно состояние всеобщего быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокращается предложение на большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия для переговоров с работодателями при участии профсоюза и т.д.);
- полная занятость повышает взаимозависимость рынка труда (исчерпание резервов рабочей силы на региональном и профессиональном рынке труда), воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.
В целях привлечения рабочей силы с других рынков работодатели должны (вынуждены) улучшать условия труда. Местные работодатели из-за опасности оттока рабочей силы также вынуждены идти на дополнительное улучшение условий труда и повышение заработной платы.
Правовые основы оказания социальной помощи. Правовой основой для оказания социальной помощи в развитых странах служит закон о социальной помощи, в котором отражаются цели, принципы и виды такой помощи. Так, например, в федеральном законе Германии цели социальной помощи определяются следующим образом:
- Социальная помощь оказывается для обеспечения средств к жизни, а также при особых жизненных обстоятельствах.
- Принятие социальной помощи призвано обеспечить ее получателю уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству.
Социальная помощь своей целью имеет также следующее обстоятельство: в максимальной степени способствовать тому, чтобы в своей жизни человек не принимал эту возможность в расчет. Каждый должен полагаться прежде всего на свои собственные силы, если таковые, разумеется, у него есть.
При оказании социальной помощи предполагается соблюдение, к примеру, таких принципов:
- Должно быть в обязательном порядке оформлено юридическое право на получение социальной помощи. Таким правом обладают также иностранцы и лица, не имеющие гражданства, но с определенными ограничениями в выплатах.
- Получатель социальной помощи должен быть реинтегрирован (т. е. возвращен) как нормальный человек в сообщество людей. Получателю должны помочь как можно быстрее избавиться от социальной помощи: одного — направить на работу; другого, не желающего работать, приобщить к труду; третьего — больного вылечить, восстановить его работоспособность и т.д.
- Социальной помощи должны предшествовать профилактические (упреждающие) меры для преодоления критической ситуации полностью или частично.
- В основе социальной помощи должно быть заложено, чтобы получатель проявлял инициативу и активность для своего возвращения в сообщество людей.
- В системе социальной помощи должен действовать принцип индивидуального подхода к каждому случаю ее предоставления.
- Рычаги социальной помощи должны включаться лишь тогда, когда уже исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней. Следует заметить, что существуют самые разнообразные виды социальной помощи:
- индивидуальная помощь в деле консультирования по личным вопросам;
- денежные выплаты малообеспеченным семьям, предоставление пособий по безработице и т.д.;
Информация о работе Государственное регулирование макроэкономических процессов