Государственное регулирование макроэкономических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Россия является самой субъективной федерацией в мире. Существующие, закрепленные в Конституции РФ разные права и полномочия субъектов, вплоть до наличия собственных конституций республик, делают Россию ассиметричной федерацией. Политическая ассиметрия дополняется серьезными различиями в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Сущность, содержание и принципы социальной политики
2. Приоритетные направления социальной политики государства
3. Социальная защита, гарантия и поддержка населения
4. Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ
5. Государственная политика обеспечения полной занятости
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

11121705(к)к.р.гос.регулирование макроэк.процессов.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

- Значительную социальную нагрузку несет наука, на достиже­ния которой опираются все отрасли народного хозяйства.

- Как уже отмечалось, имеется еще отрасль социального обес­печения населения.

              Среди приоритетов социальной политики особое место занимает забота об охране и восстановлении окружающей среды. Жизнеспособность и качество жизни людей находится в непосредственной зависимости от состояния окружающей среды и сложившейся экологической ситуа­ции. Ведь сколько загублено человеком морей, озер, рек, лесов и земли. Следует заметить, что экология и жизнь связаны между собой: человек, стремясь к лучшей жизни, настолько глубоко трансформи­ровал и безжалостно эксплуатировал природу, что жизнь становится хуже, опасней и более короткой. В настоящее время происходит демографический кризис: у нас в стране умирает уже больше, чем рождается. Смертность более чем в два раза превышает рождаемость. При нынешнем уровне смертности население страны к 2021 г., т.е. через 10 лет, может сократиться с 148,2 млн. до 138 млн. человек.

              Такие данные приводятся в исследованиях Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.

              Социальная задача состоит в соразмерности того, что мы берем от природы и что мы ей даем, как охраняем, защищаем и восстанав­ливаем ее во имя жизни настоящего и будущих поколений. Причем последствия пренебрежительного отношения предприятий и людей к природе, окружающей среде проявляются не сразу. Поэтому осознание значимости экологии должно проявляться в постоянном увеличении средств, выделяемых на охрану окружающей среды.

              Переходим к рассмотрению проблемы распределения доходов общества.

              Как уже отмечалось ранее, справедливое распределение доходов занимает особое место в государственном регулировании экономики. Эту важнейшую социально-экономическую проблему рассматривают обычно с таких сторон:

l Во-первых, распределение полученного совокупного дохода между участниками производства (имеется в виду личный фактор производ­ства). Это так называемое функциональное распределение. Оно сви­детельствует о том, какая доля НД направляется соответствующему личному фактору производства. К примеру, функциональное распреде­ление НД в США (2009 г.) выглядело следующим образом. Всего примерно 4 трлн. 400 млрд. долл., в том числе: заработная плата (включая доплаты и доходы мелких и средних предпринимателей) — 3 трлн. 600 млрд. долл.; доход по процентам — 465 млрд. долл.; при­быль корпораций 300 млрд. долл.; рентный доход — 7 млрд. долл.

              Такое распределение среди субъектов — непосредственных участников создания НД — называется также еще первичных распределением. Не случайно эти доходы называются основными.

l Во-вторых, в процессе реализации НД многократно перераспре­деляется как между его создателями, так и между лицами, занятыми непроизводительным трудом. Доходы, являющиеся результатом пере­распределения, называются производными. Основным инструментом перераспределения НД является госбюджет. НД перераспределяется также через сферу услуг.

              Адвокаты, юристы, артисты, служители культа и другие работ­ники непроизводственной сферы получают свой доход за предостав­ленные ими услуги населению. Перераспределение НД происходит не только внутри страны, но и между государствами.

l В-третьих, в статистике особо выделяется распределение дохода по его величине. Она характеризует распределение созданного в стране НД между семьями или отдельными лицами. Наша статистика, например, показывает структуру доходов и расходов семьи рабочего и служащего, семьи рабочего промышленности и семьи колхозника. Среднестатистическая семья при составлении потребительских бюдже­тов учитывается из четырех человек: муж и жена, работающие, а также двое детей: мальчик — 16 лет и девочка — 7 лет.

              В последние годы даже в некоторых развитых странах происходит углубление неравенства в распределении дохода. О России и говорить не прихо­дится.

              С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроиз­водство населения. Этот уровень и должен выступать как минимум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называе­мый порог или черта бедности). Более 30 % россиян находятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являются бедняками.

              Черту бедности в США определяет Министерство торговли, исхо­дя из необходимых объективных потребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 2009 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек — 10426 долл., из трех —  13078 долл., из четырех — 15730 долл.

              Социально-демографическая политика. Центральное место в де­мографии, как известно, занимает воспроизводство населения, которое происходит за счет естественной смены поколений, т.е. через рождаемость и смертность. Правда, численность населения отдельных регионов изменяется вследствие его миграции. За пределами России в других бывших республиках, т.е. в странах СНГ, проживает свыше 25 млн. русских и около 4 млн. граждан других национальностей. Приоритетными направлениями миграционной политики являются:

- защита прав и интересов граждан РФ, проживающих в респуб­лике и за ее пределами;

- регулирование въезда и выезда мигрантов, оказание помощи беженцам и внутренним переселенцам;

- создание законных и гуманных условий приема и размещения семей беженцев;

- формирование у населения понимания вынужденной миграции в Россию.

              Основным принципом в работе с вынужденными мигрантами стано­вится развитие инициативы и самостоятельности в собственном обустройстве на новом месте жительства, привлечение их средств, полученных в качестве компенсации за оставленное жилье и недвижи­мое имущество, предоставление им льготных кредитов, а также финансовых средств и материальных ресурсов в порядке оказания помощи.

              Главные акценты в демографической политике должны быть сде­ланы в отношении обеспечения здорового потомства, увеличения продолжительности активной жизни, сохранения здоровья и других качественных характеристик развития населения.

              Условия рынка выдвигают в число приоритетных задач социально-демографический политики укрепление экономической самостоятельности семьи с детьми: стимулировать рост трудовых доходов, а не увеличивать пособия и компенсационные выплаты. Политика в области снижения смертности состоит в профилактике детской и материнской смертности, в сокращении смертности мужского населения в трудо­способном возрасте и разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин, выравнивания качества медицинского обслуживания жителей городов и сельской местности. Если не выделить демографические проблемы в число приоритетных, то создается угроза для генофонда нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальная защита, гарантия и поддержка населения

              Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения, способной обеспечить максимально возможную нейтрализацию негативных явлений в экономике. То есть должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.

              Содержание социальной защиты. Социальная защита — система мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благо­получие уязвимых, незащищенных слоев населения, а также на пре­доставление им дополнительных прав и льгот:

- по налогообложению и выплате пенсий и пособий;

- по строительству и содержанию жилья, а также его получению и приобретению;

- по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;

- по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами;

- по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

- по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

- по пользованию услугами учреждений связи и спортивно-оздоровительных учреждений;

- по получению услуг социального обслуживания, социальной и юридической помощи.[4]

              В широком смысле, социальная защита, заключается в том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и бла­госостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по неза­висящим от него обстоятельствам. К сожалению, действующая система социальной защиты и социаль­ных гарантий не соответствует основным принципам рыночной эконо­мики, не обладает достаточной гибкостью и нуждается в коренном преобразовании.

              На каких же основных принципах должно происходить формирование новой системы социальной защиты?

1. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.

              Для нетрудоспособных (престарелых, детей, инвалидов) глав­ный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение уровня потребления важнейших материальных и социаль­но-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индиви­дуальных доходов и т.д.

              Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, включая и большинство благ, которые ранее предоставлялись бесплатно.

2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий.

              Система социальной защиты не должна строиться на основе эпи­зодического принятия разрозненных разовых решений по улучшению материального положения отдельных групп населения, оказавшихся в тяжелой ситуации.[5] А пока мы имеем дело не с комплексной систе­мой, а со своеобразным подобием "скорой помощи" для латания наиболее заметных социальных прорех. Если такая практика более или менее соответствовала потребностям административно-командной экономики, то в условиях рынка она бесперспективна.

3. Система социальной защиты должна быть интегрированной, действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, област­ном, региональном, даже на уровне предприятия (фирмы), АО с чет­ким определением прав, ответственности и функций каждого из них.

              Наиболее целесообразен путь создания многоуровневой системы, в которой гарантии, установленные на вышестоящем уровне, на нижестоящих дополнялись бы и развивались. Так, на федеральном уровне следует сохранить установление минимального уровня гаран­тий для всего населения страны независимо от места проживания.

              Безусловно, принципов (требований) проводимой политики со­циальной защиты населения значительно больше. Система социальной защиты (защищенности) населения сущест­вует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий.

              Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.

              Каждый человек, как член общества, имеет право на социаль­ное обеспечение и на осуществление необходимых условий для поддержания его достоинства и для свободного полного развития его личности.

              Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор ра­боты, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

              В самом общем виде социальные гарантии государства — это защита прав человека на свободный труд, обеспечение личной безо­пасности граждан в обществе, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей жизненным стандартам, сформированным к настоящему моменту.

              К наиболее важным элементам, например, жизнеобеспечения относятся:

1) материальная обеспеченность и создание условий, при которых доходы всех членов общества могут быть реализованы;

2) возможность получения образования, медицинской помощи и т.д.;

3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержание экологии на необходимом уровне;

4) улучшение материального положения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных семей и граждан;

5) расширение льгот работающим женщинам; создание необходимых условий для воспитания подрастающего поколения.

              Следует заметить, что система гарантий защиты от возможных негативных последствий рынка труда должна быть подкреплена созда­нием правовых, финансовых, организационных условий их обеспечения. В целом эта система должна интегрировать такие гарантии:

Информация о работе Государственное регулирование макроэкономических процессов