Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:10, контрольная работа
Россия является самой субъективной федерацией в мире. Существующие, закрепленные в Конституции РФ разные права и полномочия субъектов, вплоть до наличия собственных конституций республик, делают Россию ассиметричной федерацией. Политическая ассиметрия дополняется серьезными различиями в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Введение
1. Сущность, содержание и принципы социальной политики
2. Приоритетные направления социальной политики государства
3. Социальная защита, гарантия и поддержка населения
4. Главные цели и приоритеты социальных реформ в РФ
5. Государственная политика обеспечения полной занятости
Заключение
Список литературы
- Значительную социальную нагрузку несет наука, на достижения которой опираются все отрасли народного хозяйства.
- Как уже отмечалось, имеется еще отрасль социального обеспечения населения.
Среди приоритетов социальной политики особое место занимает забота об охране и восстановлении окружающей среды. Жизнеспособность и качество жизни людей находится в непосредственной зависимости от состояния окружающей среды и сложившейся экологической ситуации. Ведь сколько загублено человеком морей, озер, рек, лесов и земли. Следует заметить, что экология и жизнь связаны между собой: человек, стремясь к лучшей жизни, настолько глубоко трансформировал и безжалостно эксплуатировал природу, что жизнь становится хуже, опасней и более короткой. В настоящее время происходит демографический кризис: у нас в стране умирает уже больше, чем рождается. Смертность более чем в два раза превышает рождаемость. При нынешнем уровне смертности население страны к 2021 г., т.е. через 10 лет, может сократиться с 148,2 млн. до 138 млн. человек.
Такие данные приводятся в исследованиях Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.
Социальная задача состоит в соразмерности того, что мы берем от природы и что мы ей даем, как охраняем, защищаем и восстанавливаем ее во имя жизни настоящего и будущих поколений. Причем последствия пренебрежительного отношения предприятий и людей к природе, окружающей среде проявляются не сразу. Поэтому осознание значимости экологии должно проявляться в постоянном увеличении средств, выделяемых на охрану окружающей среды.
Переходим к рассмотрению проблемы распределения доходов общества.
Как уже отмечалось ранее, справедливое распределение доходов занимает особое место в государственном регулировании экономики. Эту важнейшую социально-экономическую проблему рассматривают обычно с таких сторон:
l Во-первых, распределение полученного совокупного дохода между участниками производства (имеется в виду личный фактор производства). Это так называемое функциональное распределение. Оно свидетельствует о том, какая доля НД направляется соответствующему личному фактору производства. К примеру, функциональное распределение НД в США (2009 г.) выглядело следующим образом. Всего примерно 4 трлн. 400 млрд. долл., в том числе: заработная плата (включая доплаты и доходы мелких и средних предпринимателей) — 3 трлн. 600 млрд. долл.; доход по процентам — 465 млрд. долл.; прибыль корпораций 300 млрд. долл.; рентный доход — 7 млрд. долл.
Такое распределение среди субъектов — непосредственных участников создания НД — называется также еще первичных распределением. Не случайно эти доходы называются основными.
l Во-вторых, в процессе реализации НД многократно перераспределяется как между его создателями, так и между лицами, занятыми непроизводительным трудом. Доходы, являющиеся результатом перераспределения, называются производными. Основным инструментом перераспределения НД является госбюджет. НД перераспределяется также через сферу услуг.
Адвокаты, юристы, артисты, служители культа и другие работники непроизводственной сферы получают свой доход за предоставленные ими услуги населению. Перераспределение НД происходит не только внутри страны, но и между государствами.
l В-третьих, в статистике особо выделяется распределение дохода по его величине. Она характеризует распределение созданного в стране НД между семьями или отдельными лицами. Наша статистика, например, показывает структуру доходов и расходов семьи рабочего и служащего, семьи рабочего промышленности и семьи колхозника. Среднестатистическая семья при составлении потребительских бюджетов учитывается из четырех человек: муж и жена, работающие, а также двое детей: мальчик — 16 лет и девочка — 7 лет.
В последние годы даже в некоторых развитых странах происходит углубление неравенства в распределении дохода. О России и говорить не приходится.
С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности. Можно ли определить бедность? Очевидно. Возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как минимум материальной обеспеченности, или прожиточный минимум (так называемый порог или черта бедности). Более 30 % россиян находятся ниже черты бедности. Все группы населения, живущие ниже этой черты, являются бедняками.
Черту бедности в США определяет Министерство торговли, исходя из необходимых объективных потребностей человека и стоимости жизни для определенного периода. Так, в 2009 г. черта бедности оценивалась для семьи из одного человека в 7740 долл. в год, из двух человек — 10426 долл., из трех — 13078 долл., из четырех — 15730 долл.
Социально-демографическая политика. Центральное место в демографии, как известно, занимает воспроизводство населения, которое происходит за счет естественной смены поколений, т.е. через рождаемость и смертность. Правда, численность населения отдельных регионов изменяется вследствие его миграции. За пределами России в других бывших республиках, т.е. в странах СНГ, проживает свыше 25 млн. русских и около 4 млн. граждан других национальностей. Приоритетными направлениями миграционной политики являются:
- защита прав и интересов граждан РФ, проживающих в республике и за ее пределами;
- регулирование въезда и выезда мигрантов, оказание помощи беженцам и внутренним переселенцам;
- создание законных и гуманных условий приема и размещения семей беженцев;
- формирование у населения понимания вынужденной миграции в Россию.
Основным принципом в работе с вынужденными мигрантами становится развитие инициативы и самостоятельности в собственном обустройстве на новом месте жительства, привлечение их средств, полученных в качестве компенсации за оставленное жилье и недвижимое имущество, предоставление им льготных кредитов, а также финансовых средств и материальных ресурсов в порядке оказания помощи.
Главные акценты в демографической политике должны быть сделаны в отношении обеспечения здорового потомства, увеличения продолжительности активной жизни, сохранения здоровья и других качественных характеристик развития населения.
Условия рынка выдвигают в число приоритетных задач социально-демографический политики укрепление экономической самостоятельности семьи с детьми: стимулировать рост трудовых доходов, а не увеличивать пособия и компенсационные выплаты. Политика в области снижения смертности состоит в профилактике детской и материнской смертности, в сокращении смертности мужского населения в трудоспособном возрасте и разрыва в продолжительности жизни мужчин и женщин, выравнивания качества медицинского обслуживания жителей городов и сельской местности. Если не выделить демографические проблемы в число приоритетных, то создается угроза для генофонда нации.
Продвижение к рынку невозможно без создания надежной системы социальной защиты населения, способной обеспечить максимально возможную нейтрализацию негативных явлений в экономике. То есть должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.
Содержание социальной защиты. Социальная защита — система мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие уязвимых, незащищенных слоев населения, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот:
- по налогообложению и выплате пенсий и пособий;
- по строительству и содержанию жилья, а также его получению и приобретению;
- по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;
- по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами;
- по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
- по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
- по пользованию услугами учреждений связи и спортивно-оздоровительных учреждений;
- по получению услуг социального обслуживания, социальной и юридической помощи.[4]
В широком смысле, социальная защита, заключается в том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. К сожалению, действующая система социальной защиты и социальных гарантий не соответствует основным принципам рыночной экономики, не обладает достаточной гибкостью и нуждается в коренном преобразовании.
На каких же основных принципах должно происходить формирование новой системы социальной защиты?
1. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.
Для нетрудоспособных (престарелых, детей, инвалидов) главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение уровня потребления важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов и т.д.
Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, включая и большинство благ, которые ранее предоставлялись бесплатно.
2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий.
Система социальной защиты не должна строиться на основе эпизодического принятия разрозненных разовых решений по улучшению материального положения отдельных групп населения, оказавшихся в тяжелой ситуации.[5] А пока мы имеем дело не с комплексной системой, а со своеобразным подобием "скорой помощи" для латания наиболее заметных социальных прорех. Если такая практика более или менее соответствовала потребностям административно-командной экономики, то в условиях рынка она бесперспективна.
3. Система социальной защиты должна быть интегрированной, действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, областном, региональном, даже на уровне предприятия (фирмы), АО с четким определением прав, ответственности и функций каждого из них.
Наиболее целесообразен путь создания многоуровневой системы, в которой гарантии, установленные на вышестоящем уровне, на нижестоящих дополнялись бы и развивались. Так, на федеральном уровне следует сохранить установление минимального уровня гарантий для всего населения страны независимо от места проживания.
Безусловно, принципов (требований) проводимой политики социальной защиты населения значительно больше. Система социальной защиты (защищенности) населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий.
Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых условий для поддержания его достоинства и для свободного полного развития его личности.
Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
В самом общем виде социальные гарантии государства — это защита прав человека на свободный труд, обеспечение личной безопасности граждан в обществе, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей жизненным стандартам, сформированным к настоящему моменту.
К наиболее важным элементам, например, жизнеобеспечения относятся:
1) материальная обеспеченность и создание условий, при которых доходы всех членов общества могут быть реализованы;
2) возможность получения образования, медицинской помощи и т.д.;
3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержание экологии на необходимом уровне;
4) улучшение материального положения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных семей и граждан;
5) расширение льгот работающим женщинам; создание необходимых условий для воспитания подрастающего поколения.
Следует заметить, что система гарантий защиты от возможных негативных последствий рынка труда должна быть подкреплена созданием правовых, финансовых, организационных условий их обеспечения. В целом эта система должна интегрировать такие гарантии:
Информация о работе Государственное регулирование макроэкономических процессов