Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики. Соответственно цели работы такие задания:
исследовать роль государства в регулировании экономики;
изучить подходы авторов к определению сущности государственного регулирования экономики;
рассмотреть формы и методы регулирования экономики государством;
предложить программы усовершенствование государственного регулирования экономики.
Объектом исследования курсовой работы является государство, его роль и функции в экономике.
Предметом исследования являются проблемы государственного регулирования экономики.
При написании курсовой работы использованы теоретические разработки ведущих зарубежных и российских авторов.
Введение
Основная часть
Глава 1. Необходимость, суть, функции, цели, принципы и объекты государственного регулирования экономики
Глава 2. Формы и методы государственного регулирования экономики
Глава 3. Целевые государственные программы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
В условиях жестких бюджетных ограничений государство способно добиться решения задач стимулирования экономического роста за счет концентрации ресурсов на задачах:
развития институциональной системы, обеспечивающей снижение трансакционных издержек (рисков, издержек контроля за соблюдением договоров), прежде всего в сфере кредитования и финансового рынка;
стимулирования экономического развития на базе распространения технологий электронной коммуникации, позволяющих добиться повышения эффективности экономической системы за счет снижения трансакционных издержек;
относительного сокращения присутствия государства в социальной сфере за счет содействия развитию некоммерческих организаций — третьего сектора экономики.
Распространение и развитие технологий электронной коммуникации, Интернет, способствует значительному сокращению трансакционных издержек в распространении информации. Снижение таких издержек создает предпосылки для изменения структуры экономических и политических институтов и организаций.
В практической области, развитие Интернет-технологий создает предпосылки для:
а) повышения среднего качества образования за счет применения технологий дистанционного обучения;
б) повышения мобильности рабочей силы за счет вовлечения России в международный рынок дистанционной занятости;
в) ускорения интеграции малого и среднего бизнеса России в мировую экономику за счет участия отечественных предприятий в проектах «теле-кооперации» возможных при использовании Интернет-технологий;
г)
совершенствования системы
В этих условиях целесообразным представляется:
Во-первых, активное участие государства в распространении электронных коммуникаций и Интернет-технологий.
Во-вторых, разработка государственной программы по использованию и освоению Интернет-технологий в области:
— высшего и среднего образования, включая внесение соответствующих изменений в государственный образовательный стандарт;
—
политики информационной открытости федеральных
и местных органов
— консультационного содействия бизнесу в части коммерческого применения Интернет-технологий.
В-третьих, активное участие государства в межправительственных проектах сотрудничества в области развития технологий информационного общества, включая участие в программе «Технологии информационного общества» ЕС.
Программа содействия третьему сектору экономики
Государство, обладая монополией на легальное насилие, является необходимым инструментом поддерживающим соблюдение контрактов — неперсонифицированных сделок. Государство обладает также уникальной возможностью концентрации ресурсов, имея возможность использовать эффекты сокращения издержек от масштаба деятельности. Наконец, государство обладает монопольным правом официального представления интересов страны в мировом сообществе, что определяет его крайне высокую роль в международном сотрудничестве.
Вместе с тем, круг полномочий государства по контролю за экономической и социальной деятельностью может быть в значительной степени делегирован некоммерческим организациям. Характерный пример — официальный статус саморегулируемых организаций, объединяющих специалистов фондового рынка. Повышается роль благотворительных организаций, берущих на себя часть функций государства как по финансированию механизмов социальной помощи, так и поддержке научной, образовательной, культурной и социальной деятельности.
Наличие элементов конкуренции значительно повышает эффективность работы некоммерческих организаций по сравнению с деятельностью государственных институтов, позволяя использовать их потенциал в качестве исполнителей части социальных программ, финансируемых государством. При этом государству становится выгодным выводить благотворительные пожертвования из-под налогообложения, увеличивая тем самым общий объем средств, привлекаемых для финансирования общественно-значимых направлений, без увеличения общей налоговой нагрузки.
Так, в США по состоянию на 2007 г. объем благотворительных пожертвований только частных лиц составил 109,6 млрд. долл. или 2% личного годового дохода. В благотворительность было вовлечено 75% американских семей. При этом численность волонтеров (лиц безвозмездно работающих на добровольных началах в некоммерческих организациях) составила 6,4 млн. человек в пересчете на полную занятость. Таким образом, развитие третьего сектора позволяет добиться бюджетной экономии за счет введения элемента конкуренции в механизм предоставления социальных услуг и привлечения труда волонтеров10.
Государство может добиться увеличения объемов частных социальных трансфертов, на конкурсной основе финансово поддерживая деятельность некоммерческих организаций, обеспечивающих снижение трансакционных издержек благотворительной деятельности. Развитие информационных технологий, снижающих издержки функционирования негосударственных некоммерческих организаций, создает предпосылки для ощутимого расширения поля их деятельности и постепенного перехода к ним части функций государства. Поэтому при разработки стратегии государственного регулирования было бы ошибкой не использовать потенциал таких организаций.
Государственное регулирование экономики – это совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство влияет на деятельность субъектов хозяйствования, рыночную конъюнктуру с целью создания нормальных условий функционирования рынка и решения социально – экономических проблем общества.
Основными принципами государственного регулирования экономики принято считать: во-первых, минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы (выполнение ими лишь тех функций, которые не могут выполнять сами субъекты рыночных отношений); во-вторых, влияние соответствующих властных структур на развитие социально-экономических процессов с помощью устанавливаемых государством экономических регуляторов и нормативов.
Цель
государства в современной
В зависимости от влияния на субъекты рынка методы государственного регулирования делят на две группы: прямого и непрямого (опосредованного) влияния.
Помимо
приведенной классификации
Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики существуют объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.
Объекты
государственного регулирования экономики
- это сферы, отрасли, регионы, а также
ситуации, явления и условия социально-
Основными объектами являются: экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежных баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи.
Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу. В государствах с федеративным устройством существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно представляющие общегосударственные и местные экономические интересы.
Во всех субъектах государственного регулирования экономики следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов.
В целом, система государственного регулирования экономикой должна быть достаточно гибкой, учитывающей динамику развития социальной структуры общества и процессов глобализации, изменения характера информационных коммуникаций.
Увеличение эффективности государственного регулирования требует организации общественного мониторинга за результативностью государственных программ, детального анализа соотношения сопутствующих им издержек и выгод, значительного упрощения системы формальных административных требований к участникам хозяйственной деятельности.
Основной путь к этому — повышение открытости государственной политики регулирования, которое должно и способно инициировать само государство.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Государственное управление экономикой | Организующий и регулировочный процесс влияния государства на экономическую деятельность субъектов рынка с целью ее приведения в порядок и повышения результативности хозяйствования |
2 | Государственная экономическая политика | Стратегия целенаправленного влияния на экономические процессы на макро- и микроуровне, создание и усовершенствование условий экономического развития соответственно определенному общественному устройству |
3 | Государственное регулирование экономики | Сфера деятельности
органов государственной власти
относительно целенаправленного влияния
на поведение субъектов |
4 | Регулирование | 1) в широком
понимании он отождествляется
с государственным 2) в
более узком - с административно-правовой
регламентацией |
5 | Прямое регулирование экономики | Влияние государства на экономические процессы с помощью непосредственного использования соответствующих регуляторов |
6 | Косвенное регулирование экономики | Влияние государства на хозяйственную деятельность через внесение соответствующих изменений в условия функционирования рыночного механизма |
7 | Краткосрочное регулирование экономики | Антициклическое регулирование, основой которого является влияние на совокупный спрос (величину потребительских и инвестиционных расходов) |
8 | Долгосрочное регулирование | целенаправленное влияние на объем и структуру инвестиций, уровень сбережений в экономике |
9 | Объекты государственного регулирования экономики | Сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности |
10 | Субъекты государственного регулирования экономики | Органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу |