Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли государственного регулирования экономики. Соответственно цели работы такие задания:
исследовать роль государства в регулировании экономики;
изучить подходы авторов к определению сущности государственного регулирования экономики;
рассмотреть формы и методы регулирования экономики государством;
предложить программы усовершенствование государственного регулирования экономики.

Объектом исследования курсовой работы является государство, его роль и функции в экономике.

Предметом исследования являются проблемы государственного регулирования экономики.

При написании курсовой работы использованы теоретические разработки ведущих зарубежных и российских авторов.

Содержание

Введение
Основная часть
Глава 1. Необходимость, суть, функции, цели, принципы и объекты государственного регулирования экономики
Глава 2. Формы и методы государственного регулирования экономики
Глава 3. Целевые государственные программы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики 170144-КУР.doc

— 503.50 Кб (Скачать)
align="justify">     В период становления рыночных отношений  к этим функциям приобщаются дополнительные:

  • формирование институтов государственного регулирования экономики; создание условий и инфраструктуры существования рынка; развитие местного самоуправления;
  • осуществление программ разгосударствления и приватизации собственности;
  • поддержка предпринимательства, стимулирование конкуренции; осуществление ценовой политики; - кредитно-денежное регулирование, контроль за денежным обращением.

     Некоторые ученые выделяют такие функции ГРЭ:

     1. Целевую, которая состоит в  определении целей, приоритетов  и основных направлений развития  экономики.

     2. Стимулирующую, которая предусматривает  формирование таких рычагов и  регуляторов, которые способные эффективно влиять на деятельность субъектов хозяйствования.

     3. Регламентирующую, способную с помощью  нормативно-правовой базы определить  определенные правила деятельности  для субъектов хозяйствования, сформировать  соответствующее правовое пространство.

     4. Корректирующую, которая сводится  к внесению определенных изменений  в ход реализации экономической  политики с целью устранения  отрицательных экстремалий.

     5. Социальную, которая предусматривает  регулирование государством социальных  отношений, перераспределение доходов, социальную защиту и социальные гарантии.

     6. Контролирующую, которая означает  государственный надзор и контроль  за выполнением и соблюдением  нормативно-правовых актов, норм  и стандартов.

     7. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики.

     Цели  и приоритеты в социально-экономическом  развитии представляют основу объектов регулирования. Цели экономического развития определяются для страны в целом, отдельных ее регионов, институт национальных единиц, групп населения. Они должны быть конкретными, количественно определенными. Приоритеты - это важнейшие социально-экономические процессы, на стимулирование которых направляется в определенный период преобладающая часть ресурсов с помощью соответствующих регуляторов.

     Объектом регулирования является хозяйство страны, регионов, областей, городов и районов, а также социально-экономические процессы: экономический цикл, структура экономики, инвестиционная деятельность, инновационные процессы, денежное обращение, инфляция, цены, платежный баланс и т.п.

     Субъектом регулирования является государство  в лице государственных органов  управления (президента, парламента, правительства, местных администраций), которое  для решения сложных социально-экономических  проблем, всестороннего учета интересов привлекает научные учреждения, политические партии, общественные и религиозные организации6.

     Экономической основой государственного регулирования  является бюджетный фонд, а также  имущество государства (средства производства, сооружения, транспорт, которые находятся в собственности государства).

     Глава 2. Формы и методы государственного регулирования экономики

     Государственное регулирование экономики реализуется  в разных формах.

     Долгосрочное  регулирование обусловлено необходимостью достижения стратегических целей. В его системе главное место занимает целенаправленное влияние на объем и структуру инвестиций, уровень сбережений в экономике. Главная задача долгосрочного регулирования заключается в проведении структурных сдвигов в экономике, развития научноемких производств, поднятии отсталых в экономическом отношении районов.

     Краткосрочное регулирование - это прежде всего  антициклическое регулирование, основой  которого является влияние на совокупный спрос (величину потребительских и  инвестиционных расходов). В пределах этой формы применяется антиинфляционное регулирование, которое реализуется преимущественно через политику доходов (контроль над заработной платой и ценами, ограничение темпов роста денежной массы).

     За  характером влияния на хозяйственные  субъекты государственное регулирование экономики делится на две формы: прямое и косвенное (опосредствованное). Прямое регулирование - это влияние государства на экономические процессы с помощью непосредственного использования соответствующих регуляторов. Оно реализуется через бюджетное инвестирование государством соответствующих программ финансирования развития государственных предприятий, инфраструктуры, науки, культуры, образования, социальной защиты населения и т.п., а также через регламентацию цен, заработной платы и других инструментов рыночного механизма. Прямое влияние может осуществляться через использование административных рычагов, которые регламентируют конкретные задачи и ограничения хозяйственной деятельности.

     Косвенное регулирование экономики это  влияние государства на хозяйственную деятельность через внесение соответствующих изменений в условия функционирования рыночного механизма. Оно достигается с помощью правовых и экономических инструментов. Применяя эти инструменты, государство непосредственно ничего не изменяет в рыночном механизме, а создает лишь предпосылки для этих изменений7.

     Государственное регулирование базируется на определенной системе средств влияния на рынок. В совокупности их можно разделить  на две большие группы: средства прямого государственного влияния (государственные заказы, контракты, лимиты, финансирование целевых комплексных программ и некоторых областей с государственного бюджета и т.п. ) и средства опосредствованного влияния (налоги, субсидии, цены и др.).

     Среди основных средств государственного регулирования следует выделить законодательные акты; прогнозы развития национальной экономики; целевые комплексные программы; лимиты; государственные заказы и государственные контракты; государственные инвестиции; государственные и местные бюджеты; бюджетные дотации, субсидии, субвенции; налоги и налоговые льготы, государственные кредиты; государственные резервы; операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке; социально-экономические нормативы; разные отраслевые и общегосударственные нормы и стандарты; нормы амортизации, в том числе ускоренной; система фиксированных, предельных и свободных цен; индексирование цен; индексирование денежных доходов населения и сбережений; установление прожиточного минимума и минимума заработной платы; установление единой тарифной системы; установление заработной платы в государственных учреждениях, установление системы пенсий, помощи, лицензий, таможенные сборы, налоги; квоты; установление предельных уровней рентабельности.

     Государственное регулирование экономики опирается на систему государственных инструментов (регуляторов). В зависимости от их природы все государственные инструменты можно поделить на три вида: правовые, административные и экономические.

     К правовым инструментам принадлежат  законодательные и подзаконные документы, которые регламентируют основные направления и правила экономической деятельности хозяйственных субъектов и отдельных граждан. Они определяют как общие условия этой деятельности, так и допустимые исключения из этих условий, устанавливают права и обязанности юридических и физический лиц, а также возможные санкции за их нарушение.

     Административные  инструменты - это указы, постановления  и распоряжение исполнительных органов, которые разрешают, запрещают, ограничивают или нормируют отдельные виды хозяйственной деятельности. Например, установление квот, эмбарго, издание лицензий, утверждение стандартов качества продукции, экологических норм и т.п.

     Важнейшую роль в государственном регулировании  экономики играют экономические  инструменты. К главным из них  принадлежат: макроэкономическое планирование, государственный бюджет, налоги, деньги, кредит, цены, заработная плата.

     Государственное регулирование экономики осуществляется с помощью арсенала методов, т.е. способов влияния государства в  лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка и некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечение условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой8.

     За  формами влияния на субъекты рынка  методы государственного регулирования можно разделить на методы прямого влияния (основанные на системе ограничений, штрафов, разрешений, лицензий, квот, государственных контрактов) и методы косвенного влияния, суть которых сводится к установлению определенных условий для субъектов рынка, которые мотивируют их поведение. К этим методам следует отнести налоговое регулирование применения политики ускоренной амортизации, методы стимулирования конкуренции и т.п..

     В зависимости от избранных средств  влияния на рынок различают правовые, административные и экономические методы государственного регулирования.

     Правовое  регулирование — это деятельность государства относительно установления обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения субъектов права9.

     В мировой практике применяется два типа методов государственного регулированию экономики: административные и экономические.

     Сущность  административных методов заключается  в прямом управлении экономикой, основанном на применении обязательных для субъектов  рынка государственных заказов, государственных санкций, лицензий, разрешений, квот, установлении норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ и услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.. Они проявляется многогранно в зависимости от избранного средства управления субъектами рыночной деятельности.

     Экономические методы государственного регулирования  делятся на методы денежно-кредитной  и бюджетной политики.

     Самостоятельным комплексным методом ГРЭ является индикативное планирование, прогнозирование и государственное экономическое программирование, которое охватывает многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ.

     Основными экономическими способами денежно-кредитной  политики являются:

     а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

     б) установление и изменения размеров минимальных резервов, которые финансированные  институты страны обязаны сохранять  в центральном банке;

     в) проведение операций государственных учреждений на рынке ценных бумаг, таких как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и их погашение.

     Применяя  эти способы, государства стремятся  изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке (рынке заемных  капиталов, инвестиций) в желательном направлении. В меру относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения больших компаний средствами действенность этих способов в наиболее развитых странах несколько ослаблена.

     Прямое  государственное экономическое  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Главным средством  мобилизации финансовых средств  для покрытия государственных инвестиций являются налоги. Они также широко используются для влияния на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование с помощью налогов зависит решающей мерой от выбора налоговой системы, уровня налоговых ставок, а также видов и величины налоговых льгот.

     В странах с развитой рыночной экономикой основным экономическим методом регулирования рынка выступает кредитно-денежное регулирование. Это обусловлено тем, что кредитно-денежная система является той экономической средой, в которой происходят все важнейшие хозяйственные процессы в рыночной экономике.

     Анализ  элементов экономической политики, методов и средств государственного регулирования дает возможность  сделать вывод, что их объединение  должно максимально учесть особенности  экономических и социальных процессов  в стране, готовность субъектов рыночных отношений брать на себя те или иные экономические функции.

Информация о работе Государственное регулирование экономики