ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
1 Необходимость государственного
регулирования распределения товаров
………………………………………………………………………...4
2 Комиссионная торговля,
как особый канал распределения товаров,
основные сферы применения ………………………………………………15
3 Задача………………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………
23
Список использованных
источников……………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии
экономической структуры любого
современного общества ведущую, определяющую
роль играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической политики.
Сегодня в условиях перехода
экономики к рыночным отношениям
Республика Беларусь переживает сложный
период формирования правовых, экономических,
социальных основ нового общества.
В реализации социально-экономического
развития по пути постепенного и поэтапного
движения к обществу постиндустриального
типа, ориентированному на повышение
уровня и качества жизни населения,
улучшение среды обитания, важнейшая,
если не решающая, роль отводится государственному
регулированию экономики.
1 НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ТОВАРОВ
Практика
показала, что рынок не способен
решить всех проблем общества, особенно
в периоды резких циклических
колебаний в экономике, когда
банкротству подвергается огромное
количество предприятий, в том числе
и крупных, когда армия безработных
ставит под угрозу национальную безопасность
и даже само существование государства.
Государственное регулирование
экономических процессов в этих
условиях является тем средством, которое
способно уравновешивать совокупный спрос
и совокупное предложение, выводить
экономику из кризиса, содействовать
ее стабилизации и подъему '[9, с. 56].
Теоретически
необходимость государственного вмешательства
в экономику в условиях рынка
обосновал английский экономист
Дж. М. Кейнс. Его идеи легли в основу
макроэкономического регулирования
экономик тех стран, которые развивают
хозяйство на основе рыночных отношений.
В практическом
плане на основе идей Кейнса и через
соответствующие денежно—кредитные
и финансовые рычаги государство
регулировало и регулирует совокупный
спрос в большинстве развитых
стран мира. Так, например, на основе
этих идей проводимый президентом США
Ф. Рузвельтом «новый курс» вывел
страну из глубочайшего экономического
кризиса 1929—1933 гг. Рузвельт провел фактическую
централизацию банков, осуществил их
ревизию, освободился от слабых, запретил
вывоз золота, ввел контроль над
ценами, и в первую очередь на
сельхозпродукцию, обеспечил кредитование
фермеров, упорядочил цены на сельскохозяйственную
технику и т.п.
Развитие
рыночной экономики во второй половине
XX в. выявило четко обозначившуюся
тенденцию к расширению масштабов
деятельности государства и усилению
его роли в экономической сфере.
Это было обусловлено следующими
причинами:
- увеличением потребления общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые используются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система и т.п.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботы по производству таких товаров и услуг и организовывать совместную оплату их гражданами;
- интенсивным загрязнением окружающей среды и необходимостью регулировать побочные эффекты (негативные последствия производственной деятельности людей). Здесь государство должно использовать не только экономические, но и административные рычаги (например, запрещать использование вредных и опасных технологий);
- необходимостью рационального использования ресурсов, в первую очередь природных, в силу их интенсивного истощения;
— другими причинами [9, с. 56].
Общепризнано,
что наибольшая эффективность в
экономике достигается в условиях
действия конкурентного рыночного
механизма.
Поэтому
основная задача государства в рыночной
экономике не корректировать рыночный
механизм, а создавать условия
для его свободного функционирования:
конкуренция должна обеспечиваться
везде, где возможно; регулирующее воздействие
государства осуществляться везде,
где необходимо.
Как показывает
опыт развитых стран, все реально
функционирующие сегодня экономические,
системы — это смешанные системы,
в которых значительная роль принадлежит
государству. Степень вмешательства
государства в регулирование
экономических процессов определяется
многими факторами и в различных
странах может быть различной.
Многообразие
задач, стоящих перед государством,
определяет и многообразие экономических
функций, которые оно должно выполнять.
Составить какой—то исчерпывающий
перечень этих функций невозможно.
Однако есть основные экономические
функции государства, обеспечивающие
нормальное функционирование рыночной
системы. Охарактеризуем их [1, с. 57].
- Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы. Сущность этой функции заключается в том, что государство берет на себя задачу формирования правовой базы и правил, регулирующих экономическую деятельность субъектов хозяйствования, а также контроль за их исполнением. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и форм предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий и их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы затрагивают также вопросы качества продукции, безопасности труда, взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое.
- Защита конкуренции. Конкуренция, как известно, служит основным регулирующим механизмом в рыночной экономике, где действия производителей и поставщиков ресурсов определяются интересами покупателей. Это значит, что производители продукции и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует в форме покупательского спроса и доводит до сведения продавцов. Инструментом, регулирующим эти отношения, выступает рыночная цена, определяемая спросом и предложением. В рыночной экономике хозяин — покупатель, предприятие — слуга, а рынок —агент, сводящий вместе покупателя и продавца. В такой экономике все поставлено на службу покупателю (потребителю). Рост монополий резко меняет ситуацию. Число продавцов становится столь малым, что каждый из них может влиять на общий объем предложения, а соответственно и на цену. Интересы общества приносятся в жертву интересам монополий. В целях защиты интересов потребителя и общества в целом государство проводит мероприятия по защите конкуренции и в первую очередь разрабатывает правила поведения монополий и борьбы с ними.
- Перераспределение доходов и богатства. Рыночная система представляет собой беспристрастный механизм, который обеспечивает большие доходы лишь тем, кто более способен, физически крепок, -имеет лучшее образование и т.д. Эта часть общества в такой системе чувствует себя комфортно, ее жизненный уровень достаточно высок. Но есть и другие члены общества — обладающие меньшими способностями, получившие скромное образование и квалификацию, не унаследовавшие никаких материальных средств. Их доходы очень незначительны. Кроме того, в обществе всегда есть люди престарелые, с умственными и физическими недостатками, одинокие женщины, на иждивении которых имеются дети, безработные, т.е. лица, которые по объективным причинам не могут участвовать в производстве и обеспечивать свое существование [1, с. 57].
- Перераспределение ресурсов. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является ее способность эффективно распределять ресурсы. Однако есть ситуации, где рынок действует неэффективно или не действует вообще. В качестве инструментов такого перераспределения могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование, правовые нормы и др. Так, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляет производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до оптимального уровня, в результате чего уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно и через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Вместе с тем следует заметить, что некоторые хозяйства несут дополнительные расходы по защите окружающей среды (например, применяют технологии, предотвращающие эрозию почвы), которые являются полезными для общества. В подобных случаях государство с помощью субсидий должно оказывать поддержку таким хозяйствам.
- Стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Эту функцию государства можно определить как функцию макроэкономической стабилизации.
Для
решения вышеперечисленных задач
у государства имеется достаточно
широкий набор инструментов. К
важнейшим из них относятся:
- фискальная и денежная политика, которая представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения кредита и налогов, направленных на регулирование экономических процессов в стране;
- социальная политика и политика регулирования доходов, представляющая собой совокупность мероприятий со стороны государства, направленных на защиту отдельных социальных групп населения;
— внешнеэкономическая политика как
совокупность мероприятий, направленных
на развитие и регулирование экономических,
и прежде всего торговых, отношений
с другими государствами [1, с. 58].
Применяемые
государством формы регулирования
распределения товаров обычно подразделяют
на административные и экономические.
Административные формы регулирования
распределения товаров базируются
на силе и авторитете государственной
власти и используют меры запрета, ограничения,
разрешения и принуждения. Экономические
формы предусматривают использование
прогнозирования и планирования,
бюджетно—налоговой системы, денежно—кредитной
и таможенной политики.
Что касается
методов регулирования, то их можно
разделить на прямые и косвенные.
Методы прямого воздействия жестко
регламентируют поведение отдельных субъектов
хозяйствования посредством законов,
указов, постановлений и распоряжений,
принимаемых различными ветвями законодательной
и исполнительной власти. Они составляют
основу административного регулирования.
Косвенные методы регулирования предполагают
возможность различного поведения субъектов
хозяйствования и направлены на мотивацию
и стимулирование их действий в интересах
всего государства. В числе косвенных
методов можно выделить налоги и налоговую
политику, цены и ценовую политику, таможенные
пошлины и таможенную политику, проценты
за банковский кредит, систему оплаты
и премирования труда. Известно также
подразделение методов на тарифные и нетарифные.
Административно-распорядительные
методы базируются на силе государственной
власти и включают в себя меры запрета,
разрешения и предупреждения. Они, как
правило, носят обязательный характер
и оформляются в виде законодательных
актов, распоряжений, постановлений и
т.д. К ним можно отнести распределение
централизованных инвестиций или иных
контролируемых государством ресурсов,
лицензирование отдельных видов деятельности,
квотирование экспорта, импорта и т.д.
Например, когда власти заинтересованы
в прекращении определенного вида деятельности,
они могут прекратить выдачу лицензий,
и, наоборот, для расширения той или иной
деятельности разрешить ее ведение. К
мерам принуждения относятся правила,
условия, соблюдение которых обязательно
для хозяйствующих субъектов (требования
охраны труда, установление очистных сооружений
и так далее) [1, с. 56].
Административно—распорядительные
методы государственного регулирования
эффективны в сфере контроля над
монопольными рынками, в области
экологии, в разработке национальной
системы стандартизации и сертификации,
в определении и поддержании
необходимых параметров жизни населения.
В развитых странах с рыночной экономикой
применение административно—распорядительных
методов ограничено, но в критических
ситуациях (военные действия, кризисные
явления в экономике, стихийные бедствия)
их роль возрастает.
Экономические
методы регулирования воздействуют
на интересы объектов регулирования
косвенно: через хозяйственное законодательство,
финансовую, денежную, кредитную систему.
При этом прямое принуждение или
поощрение отсутствует. Объект регулирования
свободен в выборе вариантов действия,
но подчиняется и не противоречит
действующему законодательству.
С помощью
экономических методов государство
влияет на соотношение спроса и предложения
на денежном и финансовом рынках, воздействует
в желаемом направлении на деятельность
хозяйствующих субъектов, обеспечивает
социальную и макроэкономическую стабилизацию
в целом, влияет на структуру платежного
баланса страны, стимулирует экспорт
товаров, услуг, капитала, регулирует валютный
курс и пр. Экономические методы
регулирования реализуются в
основном через финансово — кредитную
систему (инвестиции, субсидии, дотации,
кредиты, налоги, амортизация, цены и
так далее).
Прямые
методы воздействуют на субъект непосредственно,
например, через приказ, распоряжение
или прямое финансирование (централизованные
инвестиции), финансовую поддержку (дотации)
и т.д.; косвенные — опосредованно,
например, через налоги, кредитование.
Структура
используемых методов зависит от
форм собственности объектов регулирования.
Прямые и административно—распорядительные
чаще используются в управлении предприятиями
государственной и коммунальной
форм собственности. К предприятиям
же негосударственных форм собственности
применяются в основном косвенные
и экономические методы регулирования.
Все перечисленные методы тесно
взаимосвязаны между собой и
взаимодополняют друг друга.
Важнейшим
инструментом государственного регулирования
экономики является государственный
заказ, позволяющий активно влиять
на экономику, воздействовать на спрос,
оживлять и расширять производство.
На основе госзаказа осуществляются
закупки продукции для жизнеобеспечения
страны, ее безопасности, реализации региональных,
республиканских и межгосударственных
целевых программ, развития регионов
[1, с. 57].
Государственный
заказ в разных странах называется
по—разному: государственный заказ,
государственный рынок, контрактная
система во Франции или федеральная
контрактная система в США. Задачи
госзаказа состоят в формировании
портфеля заказов товаропроизводителю
на поставку потребителям заданного
количества продукции, выполнение конкретных
видов услуг и работ. Он обеспечивает
оптимальные пропорции между
спросом и предложением, выполняет
функции гаранта жизнеобеспечения
всех социальных слоев населения, формирует
страховые запасы и резервные
фонды. Поставки и закупки товаров проводятся
в целях: выполнения обязательств по поставкам
товаров в соответствии с заключенными
Республикой Беларусь договорами; выполнения
целевых программ, в которых участвует
республика; создания и поддержания государственных
материальных резервов;
поддержания необходимого
уровня