Государственное регулирование экономики США

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Описывая систему государственного управления в Соединенных Штатах XIX столетия, Алексис де Токвиль заметил, что «центральная власть, какой бы просвещенной и искушенной она ни представлялась, не в состоянии одна охватить все частности жизни великого народа. Она не может этого сделать потому, что подобная задача превосходит все пределы человеческих возможностей. Когда такая власть стремится только лишь своими силами создать и привести в действие бесчисленное множество различных общественных механизмов, она должна либо довольствоваться весьма неполными результатами,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Цели и объекты государственного регулирования,
его необходимость 5-11
1.2. Органы государственного регулирования 11-14
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКИ США 15
2.1. Механизм ценообразования 15-16
2.2. Условия доступа частного капитала в
регулируемые отрасли 16-18
2.3. Новый курс Ф.Д. Рузвельта (причины и цели) 18-23
ГЛАВА 3. ФРС И КРИЗИС В США 24
3.1. Новые взгляды ФРС и ее будущая роль 24-26
3.2. Возможные последствия решений ФРС 27-29
3.3. Кризис в США(прогнозы кризиса) 29-31
3.4 Антикризисная политика 31-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34-35
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.Государственное регулирование экономики США.docx

— 393.14 Кб (Скачать)

   Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка.

   Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой противоречивостью целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

   Фактически, объекты государственного регулирования экономики - это все те сферы, отрасли, а также ситуации и явления социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как скорейшее решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.(см. рис. 1.3)

       

                 Рис.1.3 Основные объекты госрегулирования  экономики

  Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

   Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

   Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

   Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

   Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни:

  • уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги);
  • уровень хозяйства в целом;
  • глобальный (социальные отношения, экология);
  • наднациональный (экономико-политические отношение с зарубежными странами, различные интеграционные процессы).

 При этом невозможно  сказать, какой из этих уровней  является доминирующим, а какой  – вторичным, поскольку они  все действуют в рамках одной  системы.

 

 

1.2. Органы государственного регулирования

   Решение антимонопольных задач предполагает использование определенной системы инструментов государственного воздействия на процессы, происходящие в определенных сферах экономики. В эту систему входят следующие блоки:

  • организационно-правовые механизмы;
  • определение условий доступа частного капитала в регулируемые отрасли;
  • механизм ценообразования.

Субъекты  регулирования – федеральные и местные органы государственного управления. При осуществлении государственного регулирования реализуется принцип разделения властей.

 

Конгресс США (штата).

Законодательная власть инициирует введение регулирования и подводит под него законодательную базу. Закон  о введении регулирования в той  или иной отрасли или секторе  экономики принимает Конгресс США, а на местном уровне – конгресс штата. Рассмотрение такого закона и  его принятие наравне с другими  законами осуществляется в рамках сложившейся  парламентской процедуры (также как и поправки к нему).

В любом законе, вводящем регулирование в той или иной отрасли отражаются следующие вопросы:

  • цели регулирования;
  • границы сектора экономики, охватываемого регулированием;
  • статус и полномочия правительственного органа, который проводит регулирование.

 

Комиссия по торговле между штатами.

В компетенцию вышеуказанного правительственного органа входит определение конкурентных методов, выбор инструментов государственного воздействия. Остановимся на некоторых принципах, заложенных в основу органов регулирования на примере Комиссии по торговле между штатами.

Комиссия по торговле между  штатами имеет статус независимого агентства. Хотя она и является органом  исполнительной власти, каким бы то ни было вышестоящим инстанциям ,Комиссия не подчиняется. В своей деятельности данный орган руководствуется только действующим законодательством, в котором определены ее цели и полномочия. В оговоренных законом обстоятельствах Президент может вносить прямые директивные корректировки в деятельность Комиссии.

Комиссия по торговле между  штатами обладает возможностью выполнять  свои полномочия независимо от того какая  партия США находится у власти, на нее нельзя нажать «сверху». Линия, проводимая Комиссией может быть изменена только в законотворческом порядке, в результате деятельности Конгресса.

На заседаниях Комиссии решаются стратегические вопросы ее деятельности, которые связаны с определением путей увеличения экономических  выгод, получаемых обществом за счет работы наземного транспорта. Также  решаются вопросы выбора соотношения  между государственным воздействием и рыночным механизмом, вопросы определения  основных характеристик их взаимодействия.

Комиссия выполняет также  функцию по регулированию конкуренции  структурных пропорций между  основными видами наземного транспорта. Для этого она устанавливает  ценовые нормативы таким образом, чтобы избежать межотраслевой конкуренции  между отдельными видами транспорта.

Председатель Комиссии назначается  из числа ее членов Президентом США, а заместителей председателя выбирают сами члены Комиссии. Аппарат Комиссии имеет структурные подразделения. Для проработки конкретных стратегических вопросов из двух-трех членов Комиссии формируется специальная рабочая группа.

Территориальные и функциональные подразделения Комиссии осуществляют практическую работу по контролю за соблюдением норм и правил регулирования транспортными компаниями, за ценами и тарифами. Качеством услуг и т. д.

 

Суды.

На суды возложена функция по рассмотрению жалоб компаний и отдельных лиц на действия государственных агентств, осуществляющих государственное регулирование конкретной отрасли. Если суд вынесет решение не в пользу государственного агентства, то руководство соответствующего агентства сталкивается с различного рода служебными неприятностями, вплоть до отстранения от должности.

Такой противовес в лице юридической власти создает предпосылки  для особой тщательности проработки государственными агентствами вопроса  о законности планируемых ими  мер. Практически в структуре  каждого агентства такого рода имеется  в наличии соответствующее юридическое  подразделение, которое напрямую связано  с руководством агентства.

В качестве характерных примеров организационно-правовых механизмов приведу следующие направления действий:

  • общее планомерное развитие законодательной и нормативной базы для поддержки и развития рыночных механизмов,
  • разграничение государственной собственности между различными уровнями федеральных, субъектов Федерации и муниципальных собственников,
  • разделение и условия взаимодействий государственных и негосударственных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Концепции регулирования рыночной экономики США

 

2.1. Механизм ценообразования

Основные инструменты  антимонопольного регулирования направлены на выходные параметры деятельности компаний регулируемых отраслей.

Основным таким параметром являются цены. Наиболее распространенный метод их регулирования состоит в том, что цены на товары и услуги, поставляемые корпорациями, находящимися преимущественно в частной собственности, устанавливаются государственными органами. Наибольшее распространение такая практика получила в производстве и распределении электроэнергии, телефонной связи, авиационном, железнодорожном транспорте, в грузовых автомобильных перевозках.

 

Существует несколько  способов установки цен. В общих  чертах проведём наиболее распространённые из них. При включении отрасли в состав регулируемых уровень цен продукции действующих в ней компаний определяется необходимостью обеспечения каждой из них дохода, полученного в неком базовом, или «пробном», году. Сведения о доходе черпаются из бухгалтерской отчетности фирмы, которая тщательно проверяется.

В качестве основной составляющей дохода регулируемой компании выступают  средства, призванные компенсировать текущие издержки производства и  реализации продукции, амортизацию  материальных носителей основного  капитала, суммы выплачиваемые фирмой в виде налогов. Доход должен также  включать так называемую дополнительную прибыль, размер которой определяется на основе нормы.

Масса прибыли исчисляется  умножением ее нормы на так называемую базу, включающую неамортизированную часть инвестиций компании в регулируемый бизнес. После того как требования к уровню дохода компании определены, государственное агентство, регулирующее данную отрасль, устанавливает цены, тарифы на товары и услуги, которые  должны обеспечить одобренный государством уровень дохода.

Еще один способ ценообразования  в регулируемых отраслях - установление цен на базе ранее существовавших издержек производства. Он применялся в военные годы преимущественно для контроля цен на нефтепродукты. Широкого распространения этот способ не получил, потому, что его суть заключается в поддержании цен или их потолка на том уровне, на котором они держались на определенную дату в прошлом.

Государственные регулирующие органы периодически пересматривают «потолки»  цен по мере появления новых видов  продукции, изменений в спросе и  общеэкономических условиях.

Использование методов государственного ценообразования в регулируемых отраслях сопровождается периодическим  возобновлением конкурсов за право  доступа в них. В этих конкурсах  помимо фирмы, которая уже осуществляет регулируемый бизнес, участвуют и  компании, стремящиеся занять ее место в отрасли.

Отказав ранее укоренившейся  в регулируемой отрасли фирме  в продлении лицензии, уполномоченное государственное агентство может  предотвратить таким образом монополистическую практику и необоснованное взвинчивание цен. На практике такое лицензирование не смогло стать достойной заменой регулирования уровня цен. Реализация такой практики сопряжена с длительными слушаниями, а принимаемые решения зачастую обвинялись в их неоправданности или противоречии интересам отдельных заинтересованных социальных групп и категорий.

 

 

2.2. Условия доступа частного капитала в регулируемые отрасли

    Законы дают федеральным или местным органам власти, а также некоторым образованным ими совместно структурам право выдавать   компаниям лицензии на некоторые виды коммерческой деятельности. Предприниматель для получения лицензии должен выполнить определенные условия.

    Руководствуясь законодательным правом на выдачу таких лицензий государственные органы получают возможность определять условия доступа частного капитала в охваченные регулированием сферы экономики.  Предоставление лицензий, дающим компаниям право на деятельность в регулируемых отраслях, осуществляется на конкурсной основе. Государственный орган, который занимается регулированием той или иной отрасли, объявляет конкурс, в котором принимает участие несколько компаний. Лицензия выдается той из них, которая предлагает наиболее выгодные (с точки зрения удовлетворения общественных интересов) условия. Конкуренция разворачивается за рынок, а не на рынке.

   Таким образом конкуренция между компаниями на рынке замещается состязанием между ними на право доступа в регулируемую отрасль. Это позволяет сохранить начала соревновательности даже в тех отраслях, материально-техническая база и другие особенности развития которых предполагают поддержание в них естественной монополии.

Информация о работе Государственное регулирование экономики США