Государственное регулирование экономики: современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных методов регулирования экономики, а также определение современных тенденций в данном аспекте.
Данная цель достигается с помощью раскрытия следующих задач:
определение средств государственного регулирования экономики;
определение форм государственного регулирования экономики;
выявление мировых и российских тенденций в государственном регулировании экономики.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Социальная переориентация экономических
преобразований: макро- и мезоуровневый аспекты . . . . . . . . . 5
1.1 Мировая тенденция социализации экономики и исходные принципы новой модели госрегулирования социально-экономических процессов в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2 Социальная переориентация макроэкономической политики . 12
Глава 2. Средства и формы государственного регулирования экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1 Административно-правовые средства и государственные финансы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Денежно-кредитный инструментарий и государственная собственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Антициклическое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.4 Долгосрочное регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список использованной литературы . . .

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономике_.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

       Наконец, к административным средствам относятся различного рода стандарты и нормы, которые нередко находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

       Наряду с административно-правовыми  в госрегулировании на Западе  используются экономические средства: финансовые и денежно-кредитные, а также государственная собственность и внешнеэкономический инструментарий. Последние в отличие от первых воздействуют не на рамочные условия хозяйствования (экономический строй), а на протекание процесса воспроизводства в народном хозяйстве, на темпы и пропорции (отраслевые, региональные и др.) этого процесса.

       Важнейшим средством госрегулирования во всех странах Запада выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием госбюджета и централизованных (“полугосударственных”) фондов социального страхования , через которые перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП развитых стран. Речь идет о пенсионном, медицинском страховании и страховании на случай утраты занятости.

       После Второй мировой войны  государственные финансы стали  активно применяться для целенаправленного  воздействия на темпы и пропорции  экономического развития, для сглаживания циклических колебаний. Антициклическое налоговое регулирование включает в себя применение ряда средств: маневрирование ставками налогов на доходы и на прибыль (для изменения величины инвестиций и потребительского спроса); введение (отмену) налоговых льгот и ускоренных амортизационных списаний; изменение правил и сроков выплаты налогов (например, установление предварительной выплаты налогов на фазе циклического подъема, чтобы ограничить спрос, или, напротив, откладывание сроков выплаты налогов на фазе кризиса, чтобы стимулировать спрос).

       Средства расходных статей государственного  бюджета используются для предоставления  частному бизнесу субсидий, льготных  займов и гарантий по частным  кредитам с целью стимулирования  предпринимательской деятельности  и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействия подготовке рабочей силы соответствующей квалификации и стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

2.2 Денежно-кредитный  инструментарий и государственная  собственность

       Вторым по значению средством госрегулирования является денежно-кредитный инструментарий. Денежно-кредитная политика включает в себя следующие основные элементы:

а) маневрирование учетной ставкой центрального (государственного) эмиссионного банка (ЦБ), т.е. изменение процента, взимаемого ЦБ при приобретении коммерческих векселей у частных банков. Это влияет на общий уровень ссудного процента, ибо частные банки взимают процент, как правило, превышающий на 1,5-2 процентных пункта учетную ставку ЦБ;

б) изменение  нормы минимальных резервов, т.е. процентного отношения денежных фондов, которые коммерческие банки  должны отвлекать от проводимых ими  операций и хранить на своих беспроцентных счетах в ЦБ, к величине текущих и долгосрочных вкладов в этих банках;

в) операции на так называемом открытом рынке, т.е. акты купли-продажи государственных  ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.), совершаемые  между ЦБ и частными банками.

      При помощи денежно-кредитного инструментария государство в лице ЦБ влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента и тем самым- на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

       Во всех западных странах центральные  банки, хотя и уставные капиталы целиком или большей частью принадлежат государству, не находятся в прямом подчинении правительствам или парламентам и выступают как относительно независимые агенты, отвечающие за твердость и стабильность национальных валют.

       Степень независимости ЦБ определяется целым рядом факторов, прежде всего следующими:

  • возможностью для руководства ЦБ действовать самостоятельно, не подчиняясь указаниям извне;
  • правилам назначения и снятия с должности руководящих сотрудников, сроком их полномочий;
  • правилами урегулирования конфликтов между ЦБ и другими государственными органами, особенно правительством;
  • возможностью для ЦБ по правовым или иным соображениям отказаться о покрытия дефицита госбюджета путем предоставления кредита правительству.

       По степени независимости ЦБ в западной литературе экспертами обычно выстраивается следующая цепочка: Швейцария, Германия, Австрия, США. Наименее независимыми считаются центральные банки Норвегии, Японии, Бельгии, Испании и Италии.

       Государственная собственность также используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития.

       В марксистской, прежде всего  советской, литературе госсобственность  объединялась понятием “государственный сектор”, который создавал иллюзию существования находящегося в руках государства и управляемого им из единого центра интегрированного хозяйственного комплекса, играющего если не определяющую, “содетерминирующую” роль в национальной экономике капиталистических стран. Причем этот сектор нередко рассматривался как некая альтернатива частному бизнесу в духе представления о “предпосылках социализма” в рамках “государственно-монополистического капитализма”.

       В действительности такой сектор, построенный на чисто капиталистической  основе как временная подпорка частному капиталу, в 50-е гг. существовал лишь во Франции, Австрии, Великобритании и Италии. В других же странах государственная собственность всегда была более или менее разрозненной, формировала в народном хозяйстве множество анклавов, но никак не единый сектор. Эти анклавы находились в разных отраслях и регионах, не имея между собой четкой системы связей.

2.3 Антициклическое регулирование

       По характеру воздействия на  процесс экономического развития  можно выделить две основные  формы государственного регулирования экономики: краткосрочное и антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

       До Второй мировой войны, а  во многих странах до середины 50-х гг. воздействие государства  на состояние хозяйственной конъюнктуры  осуществлялось спорадически, от  случая к случаю и диктовалось  обычно чрезвычайными обстоятельствами, т.е. свершившимися факторами негативного характера. В первой половине 50-х гг. такое воздействие приобрело непрерывный характер, превратившись в антициклическое регулирование, которое западными учеными и политиками обычно именуется “конъюнктурная политика”. Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.

       В 50-е – первой половине 70-х  гг. в подавляющем большинстве  стран Запада антициклическое  регулирование осуществлялось преимущественно на базе кейнсианской теории. Высокие государственные расходы на собственные инвестиции, стимулирование частных инвестиций и закупки товаров через государственные заказы увеличивали совокупный спрос и поддерживали конъюнктуру. Кейнсианская политика во многом способствовала тому, что в указанный период темпы роста ВВП оказались самыми высокими в истории капитализма, а уровень безработицы – самым низким.

       Кризисы середины 70-х гг. и превращение  инфляции из умеренной (при  норме 3-5 % в год) и социально терпимой в галопирующую и выходящую из-под контроля (8-10% и более в год) побудили правящие круги стран Запада, где социал-демократические и либеральные правительства стали одно за другим сменяться правоконсервативными правящими элитами, к смене экономического курса. В теории и практике госрегулирования на смену “кейнсианской революции” пришла “неконсервативная контрреволюция”,  нашедшая свое идейное обоснование, прежде всего, в теориях монетаризма и экономики предложения и выразившаяся в “дерегулировании”.

2.4 Долгосрочное  регулирование

       Данная форма нацелена на обеспечение  модернизации экономики и ее  прогресс. Она предполагает использование  в соответствии с избранными  государством в каждый период  приоритетами структурной политики и политики роста взаимоувязанных среднесрочных и долгосрочных прогнозов и программ для всей экономики, а также отдельных отраслей и регионов.

       В теории и на практике госрегулирования  данная форма получила различные  названия: макроэкономическое, рамочное и индикативное планирование, планификация, глобальное регулирование и проч. Что же касается “программирования”, то под ним на Западе понимаются по-разному трактуемые феномены из области информатики и производства программного продукта для ЭВМ.

       В основе рамочного планирования  лежит среднесрочное (на 4-5 лет) и долгосрочное прогнозирование экономического развития. Среднесрочные прогнозы, как правило, разрабатываются по “скользящему ” методу, т.е. ежегодно корректируются и продлеваются на год.

       Достижению макроэкономических  целей, которые преследует правительство,  служат также отраслевые и региональные программы, содержание которых определяется приоритетами государственной и структурной политики. Последняя нацелена на смягчение кризиса, стабилизацию или экономическую экспансию тех или иных отраслей или регионов “структурно-кризисных”.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Экономическая политика не может  не зависеть от стоящих перед  обществом задач. Но это значит, что притязания любого течения экономической мысли на роль носителя абсолютного знания касательно правильной экономической политики беспочвенны. Экономическая теория помогает понять, какие следствия наступают в том случае, когда она основывается на целостном восприятии собственного объекта в его динамике. Таким образом, априорные, вне этого контекста, суждения по частным проблемам, скажем, о желаемой доле расходов расширенного правительства в ВВП, просто бессмысленны. С учетом этого попытаемся обрисовать основные проблемы социально-экономического развития России и соответственно приоритетные направления экономической политики на ближайшие годы.

  1. Реализация проектов, обозначенных в 2005 г. и связанных с развитием человеческого капитала. Принципиально важным здесь, однако, является проведение структурных реформ в соответствующих секторах, а не попытка снятия проблем лишь при помощи расширения их бюджетного финансирования.
  2. Продолжение работы над административной реформой. Сюда входят и реформа бюджетного сектора, и внедрение механизмов “управления по результату” с попутным уточнением границ эффективного применения этого метода, и определение управленческих особенностей различных органов исполнительной власти (федеральных министерств, служб и агентств). Отнесем к данному направлению и задачи реформирования бюджетного сектора, повышения эффективности бюджетных расходов.
  3. Обеспечение макроэкономической стабильности. Это предполагает продолжение консервативной бюджетной политики и укрепление Стабилизационного фонда.
  4. Завершение налоговой реформы и повышение качества налогового администрирования. Совершенствование налогового законодательства не может быть бесконечным процессом, и в настоящее время Россия находится в ситуации, когда стабильность в этой сфере важнее ее совершенствования.
  5. Проведение пенсионной реформы, нацеленное на повышение ее эффективности, укрепление в ней страховых элементов. Нельзя допустить кризиса пенсионной реформы в связи с высокой вероятностью возникновения в ней дефицита средств после 2010 г., поэтому следует проработать вопрос об использовании средств Стабилизационного фонда для пенсионной системы.
  6. Повышение эффективности судебной и правоохранительной систем.
  7. Военная реформа и особенно повышение роли контрактной службы и реформа призыва. Особенно чувствительным в социально-политическом отношении является намеченный на 2008 г. переход на одногодичную службу по призыву с отменой многих отсрочек от службы в армии.
  8. Риски популизма в связи предстоящими выборами – парламентскими в конце 2007 г. и президентскими в начале 2008 г.
  9. Несомненным приоритетом является присоединение к ВТО, которое находится сейчас в решающей фазе. Одновременно на обозримое будущее можно прогнозировать некоторое снижение интенсивности отношений с ЕС в части формирования Общеевропейского экономического пространства. Контакты с ЕС будут касаться преимущественно отдельных конкретных сфер и прежде всего энергетической безопасности.
  10. Председательствование в “Большой восьмерке” в 2006 г. может стать фактором позиционирования России в современном мире. Сам по себе формат G8 не является инструментом реализации коллективной стратегии, но может способствовать решению определенных политических задач той или иной страны. Целесообразность участия России в G8 и тем более председательствования в ней подвергается сомнению со стороны политических и общественных кругов ряда стран – членов “Восьмерки”, что отражает отнюдь не только текущие политические противоречия, но и объективные проблемы современной российской самоидентификации, включая процессы консолидации посткоммунистической власти и условий экономического роста. 2006 год мог бы стать новым этапом на пути ограниченного вхождения России  в сообщество наиболее развитых стран мира – сообщества, к которому она, по сути, принадлежит.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: современные тенденции