Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных методов регулирования экономики, а также определение современных тенденций в данном аспекте.
Данная цель достигается с помощью раскрытия следующих задач:
определение средств государственного регулирования экономики;
определение форм государственного регулирования экономики;
выявление мировых и российских тенденций в государственном регулировании экономики.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Социальная переориентация экономических
преобразований: макро- и мезоуровневый аспекты . . . . . . . . . 5
1.1 Мировая тенденция социализации экономики и исходные принципы новой модели госрегулирования социально-экономических процессов в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2 Социальная переориентация макроэкономической политики . 12
Глава 2. Средства и формы государственного регулирования экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1 Административно-правовые средства и государственные финансы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Денежно-кредитный инструментарий и государственная собственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Антициклическое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.4 Долгосрочное регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список использованной литературы . . .
С учетом этих мировых и, разумеется, отечественных постсоветских реальностей представляется возможным сформулировать следующие исходные и наиболее общие принципы создания необходимой России новой модели госрегулирования экономики и социальной сферы.
Эти наиболее общие, абстрактно сформулированные принципы альтернативной модели госрегулирования социально-экономических процессов важно конкретизировать прежде всего применительно к специфике макроэкономической политики, анализ задач совершенствования которой логично выводит проблему взаимодействия государства с крупнокорпоративными интегрированными структурами (сегодня относимыми, стоит повторить, к “мезоуровневым”).
Изъяны практикуемой в России
либералистской модели
В этом контексте
1. Высшая приоритетность социальных целей в деятельности властных структур. Следование данному принципу означает прежде всего, что именно высшее должностное лицо государства, реализуя свою миссию гаранта соблюдения важнейших конституционных норм, формулирует для исполнительной власти предельно конкретные социальные задачи на ближайшую и на среднесрочную перспективу. Эти социальные установки в качестве приоритета первого порядка подлежат тщательной выверке и законодательному утверждению в парламентском эшелоне власти. Роль же исполнительной ее ветви состоит в оперативных определении и реализации надежных и демократичных путей и механизмов достижения поставленных социальных целей. Причем, если для этого требуются определенные реформационные мероприятия (в том числе связанные с приватизацией или реструктурированием каких-то объектов), правительственные структуры должны получать право на соответствующие действия. Приверженность исполнительной власти тем или иным политико-идеологическим постулатам здесь не может играть никакой роли - важны лишь ответственные гарантии достижения конечных социальных результатов.
2. Обязательные (и основанные на демократическом обсуждении и законодательном утверждении)сравнение конкретных сценариев макроэкономического развития и выбор наилучшего из них, обеспечивающего максимальную реализацию поставленных социальных целей. Практикуемая ныне (Минэкономразвития России) модель разработки прогнозных сценариев, как уже отмечалось, носит сугубо констатирующий (инерционно-экстраполяционный) характер; это и понятно, ибо социальное целеполагание в прогнозах фактически отсутствует. Согласно же предлагаемому подходу, при выборе альтернативных макровариантов необходимо, во-первых, закладывать в основу структурирования прогнозируемых предприятий социальные задачи, утвержденные высшими органами власти. Во-вторых, исходить из императива общего наращивания финансовых ресурсов, направляемых на реализацию социальных целей, а также наиболее приемлемой пропорции распределения социальных отчислений между государством (бюджетом), предпринимателями (работодателями) и “простыми гражданами” (наемным персоналом). В-третьих, основываться на предельно детальной проработке резервов социальной ориентации всех форм экономической политики (финансово-кредитной, промышленной, внешнеэкономической и др.).
3. Законодательная регламентация методов (технологий) макроэкономического регулирования как средств реализации выбранного по социальным критериям сценария народнохозяйственного развития. При реализации данного сценария необходимо законодательно закрепить, во-первых, функциональные сферы участия государства в хозяйственной жизни, устранив при этом нынешнюю неопределенность в разграничении задач, обязанностей и прав между федеральным и субфедеральным уровнями госвласти. Четкая законодательная регламентация сфер, о которых идет речь, позволит официально конституировать общественно согласованную позицию относительно технологической модели действий исполнительной власти, применяемой для реализации принятого сценария социально0экономического роста (фискольно-монетаристской, основанной на принципах промышленной политики, или какой-либо другой). Во-вторых,-набор основных документов, касающихся макроэкономического регулирования, а также а также структуру и порядок их разработки.
4. Объективная оценка итогов народнохозяйственного развития по социальным критериям. Реализация данного принципа возможна в форме налаживания постоянно действующего мониторинга соответствия фактически достигнутых рубежей социального развития законодательно установленным.
5. Ответственность властных структур за реализацию принятых социальных целей народнохозяйственного развития. Применительно к персоналиям из структур исполнительной власти механизм этой ответственности призван неотвратимо срабатывать по итогам оценки, о которой шла речь,- разумеется, в случаях невыполнения установленных социальных целевых показателей по причине низкого качества макроэкономического регулирования.
Реализация всех этих принципов должна, естественно, сопрягаться с принятием энергичных причем альтернативных по отношению к до сих пор применявшимся федеральным правительством, мер по мобилизации финансовых ресурсов на собственно социальные и на промышленно-инвестиционные цели. Применительно к возврату капиталов в отечественную экономику представляется целесообразным создание (на основе специального принятого закона) контролируемой государством и заинтересованными инвесторами национальной промышленно-инвестиционной компании по финансированию приоритетных проектов развития перерабатывающих и высокотехнологических сфер; эта корпоративная система способна, думается, выступить в качестве инструмента добровольного перелива капитала в сферы “новой экономики”. Главные возможные ресурсные источники компании- отчисления от сверхприбылей корпораций и банков, работающих в высоколиквидных сырьевых сферах, а также капиталы отечественных компаний и физических лиц, находящихся на зарубежных счетах. Причем реальное вложение в приоритетные проекты компании означало бы легализацию данных средств.
Далее, сегодня пишется о
При всех победных
Глава 2. Средства и формы государственного преобразования экономики
В условиях развитой рыночной
экономики государство для
2.1 Административно-правовые средства и государственные финансы
Эти средства нацелены на
Ведущую роль в хозяйственном
праве стран с развитой
Административные средства чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не столько центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (муниципальных) органов.
К данной категории относятся, прежде всего, различного рода разрешения (в том числе в форме соответствующих лицензий) и запреты. Весьма типичный пример- применяемые во всех странах Запада разрешения и запреты на новое промышленное строительство в определенных агломерациях вокруг крупных городов и районах по градостроительным, экологическим соображениям.
Информация о работе Государственное регулирование экономики: современные тенденции