Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 10:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных методов регулирования экономики, а также определение современных тенденций в данном аспекте.
Данная цель достигается с помощью раскрытия следующих задач:
определение средств государственного регулирования экономики;
определение форм государственного регулирования экономики;
выявление мировых и российских тенденций в государственном регулировании экономики.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Социальная переориентация экономических
преобразований: макро- и мезоуровневый аспекты . . . . . . . . . 5
1.1 Мировая тенденция социализации экономики и исходные принципы новой модели госрегулирования социально-экономических процессов в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2 Социальная переориентация макроэкономической политики . 12
Глава 2. Средства и формы государственного регулирования экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1 Административно-правовые средства и государственные финансы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Денежно-кредитный инструментарий и государственная собственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Антициклическое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.4 Долгосрочное регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список использованной литературы . . .
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Студ
ентки 1 курса экономического факультета
ТЕМА: Государственное регулирование
экономики: современные тенденции.
Руководитель-консультант
Защищена
Оценка
«______»______________201__г.
Москва
– 2010
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Социальная переориентация экономических
преобразований: макро- и мезоуровневый аспекты . . . . . . . . . 5
1.1 Мировая тенденция социализации экономики и исходные принципы новой модели госрегулирования социально-экономических процессов в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2 Социальная переориентация макроэкономической политики . 12
Глава 2. Средства и формы государственного регулирования экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.1 Административно-правовые средства и государственные финансы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2 Денежно-кредитный
инструментарий и
2.3 Антициклическое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.4 Долгосрочное регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Приложение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
30
Введение
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в современных общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. От выбранной государством политики регулирования экономики зависят темпы ее развития, а значит и процветание государства в целом. Именно поэтому тема госрегулирования экономики столь актуальна и важна.
Необходимость государственного регулирования экономики объясняется прежде всего различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. В связи с этим можно выделить следующие основные задачи государственного регулирования экономики: формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая и его социальные сферы) и общественной стабильности, выражающиеся в обеспечении темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизации безработицы; стабильности цен и внешнеэкономическом равновесии, которое заключается в бездефицитном или умеренно- дефицитном платежном балансе.
Объектом исследования данной темы является государственное регулирование экономики.
Предмет исследования: государственное регулирование экономики, его виды и современные тенденции.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных методов регулирования экономики, а также определение современных тенденций в данном аспекте.
Данная цель достигается с помощью раскрытия следующих задач:
Тема государственного
Глава 1. Социальная переориентация экономических преобразований: макро- и мезоуровневый аспекты
В соответствии с седьмой статьей Конституции России “Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Между тем нет необходимости ни особо доказывать прямо противоположный этой конституционной установке вектор экономической политики и экономического реформирования в постсоветской России, ни пространно опровергать утверждения вроде того, что “радикальные реформы … были эффективными в экономическом отношении и желательными в социальном”.1
Очевидна также правота тех авторов, которые подчеркивают: беспрецедентное разрушение личностного фактора производительных сил, выражающееся в двух-трехкратном снижении реальных доходов населения и выталкивании его тридцатипроцентной части за черту бедности, в невиданных росте смертности и сокращении продолжительности жизни россиян, в ликвидации несомненных социальных завоеваний прошлого и “реставрации”, казалось бы, забытых социальных язв, в невероятной униженности работников социально-культурной сферы, и т.п.- вовсе не “издержки” избранного праворадикального либералистского реформационного ресурса. Это такое же прямое и естественное его следствие, как и беспрецедентное же нарушение и материального производства, “структурная перестройка наоборот”, дезиндустриализация экономики и развал ее наукоемких секторов, фактическое сведение на нет инвестиционного процесса, не обеспечивающего ныне даже простого воспроизводства основных фондов, и т.д.2 О продолжении и даже о радикализации в последние годы антисоциального курса экономической политики свидетельствуют, в частности, правительственные попытки “протащить” антиконституционную идею задействования в России принципов “субсидиарного государства”3, а также бюджетная политика, откровенно игнорирующая главные законодательно установленные социальные нормативы.4
В этом контексте императивом
становится кардинальная
Для всех ведущих
Анализ мирового опыта выявляет практикуемые в этих странах общие подходы к задействованию социальных факторов экономического роста и к регулированию социальной сферы. Соответствующие инварианты госрегулирования таковы.
Так, в США, несмотря на декларации о незыблемости сугубо либералистской модели “невмешательства” государства в хозяйственную жизнь, реально действует весьма жесткая схема ее госрегулирования, включающая контроль важнейших социальных параметров развития страны. В ежегодных президентских посланиях Конгрессу США на основе тщательного и комплексного анализа определяются прогнозные и целевые значения показателей национального производства и его эффективности (включая производительность труда), занятости и безработицы (в том числе по социально-демографическим группам), расходов федерального бюджета, уровня инфляции и др. Положения президентского послания закрепляются законодательно, что обеспечивает стабильность взаимодействия ветвей в выработке и реализации макрорешений. Документ, о котором идет речь, является мощным инструментом госрегулирования, определяя, в частности, социальные приоритеты федерального бюджета на предстоящий год.8
Президентские приоритеты и
В рамках политики смягчения
негативных последствий
Однако, если в США госрегулирование хозяйственной жизни в целом является “социально учитывающим”, то в таких ведущих странах Западной Европы, как Германия, Франция и Швеция, государственное воздействие на социальную экономику носит отчетливо выраженный “социально ориентированный характер”. Не отвлекаясь в данном случае на анализ известных теорий “государства всеобщего благосостояния”, “социального рыночного хозяйства” и т.п., об этом можно достоверно судить по ряду критериев, включая международные рейтинги (например, по используемому ООН индексу развития человеческого капитала), результаты сопоставительного количественного анализа децильных групп населения с наиболее низкими и сверхвысокими доходами (так, согласно коэффициенту Джини, социальная ситуация в США хуже, нежели в Европе), долю госрасходов в ВВП, стандарты социальной защищенности, и т.д. Социальная ориентация рыночного хозяйства в европейских странах проявляется также в том, что даже соответствующие параметры, непосредственно не связанные с экономической динамикой, задаются законодательно, и их реализация бюджетно финансируется в приоритетном порядке, а не по “остаточному” принципу. К примеру, в ФРГ социальным приоритетом первого порядка в настоящее время признаны поддержка семьи и стимулирование рождаемости (на одного ребенка вплоть до достижения им 27-летнего возраста государство выплачивает ежемесячное пособие в размере 157 евро); в стране практически решены проблемы жилья и бедности. Весьма впечатляет также немецкий опыт привлечения работников к управлению посредством правообеспеченных процедур образования советов предприятий и общих советов корпоративных объединений. В отличие от германского и в целом от европейского права американское законодательство не вменяет и не поощряет участие работников в управлении (даже при участии их в капитале фирмы). Следует также отметить, что европейская (не говоря уже о японской) модель макрорегулирования более прогрессивна, нежели американская, в отношении сглаживания имущественного неравенства различных групп персонала предприятий. В этом плане показателен следующий факт: в США в период 1973-1999 гг. заработная плата руководителей 500 крупнейших корпораций в 120 раз превышала среднюю заработную плату всего их остального персонала, тогда как в Европе их разрыв не достигал более 25 раз (в Японии он был еще меньше).9
Информация о работе Государственное регулирование экономики: современные тенденции