Государственное регулирование экономического роста: сущность, его особенности Республики Беларусь

Автор: a**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия экономического роста и воздействия государства на изменение темпов экономического роста.
Задачами курсовой работы являются:
Изучение понятия экономического роста
Рассмотрение типов, а также факторов, влияющих на темпы экономического роста
Изучение форм и методов государственного регулирования экономического роста
Рассмотрение особенностей государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Экономический рост: понятие, типы, факторы……………………………5-17
Формы и методы государственного регулирования экономического роста……………………………………………………………………………..18-21
Особенности государственного регулирования экономического роста
в Республике Беларусь…………………………………………………………22-29
Заключение……………………………………………………………………...30-31
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономического роста.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    Россией – нашим основным внешнеторговым партнером, поставлена задача удвоения ВВП за 2001 -2010 гг. Если емкость рынка увеличивается у нашего соседа, это будет способствовать росту белорусской экономики.

    Обратившись к опыту других стран, получаем следующие данные: для удвоения ВВП на душу населения за последнее десятилетие США потребовалось 47 лет, Индонезии – 17, Южной Корее – 10.

    Рассмотрим  важнейшие условия и задачи предстоящей  пятилетки.

    Главными  и обязательными  условиями реализации должны быть:

  • осуществление структурной перестройки экономики;
  • ликвидация бесперспективных убыточных предприятий, масштабное развитие наукоемких высокотехнологичных отраслей и производств;
  • повышение уровня конкурентоспособности продукции;
  • реформирование АПК, ускоренное развитие сферы услуг;
  • создание благоприятных макроэкономических условий для хозяйственной деятельности.

    Экономический рост возможен только тогда, когда национальная экономика является конкурентоспособной. Главное ограничение конкурентоспособности – это высокие издержки ведения экономической деятельности.

    Во-первых, из-за недостатка инвестиций достиг критического уровня (70 -80%) физический и моральный  износ активной части основных производственных фондов.

    Во-вторых, политика сохранения занятости работающих на предприятиях обеспечила низкий уровень безработицы. Однако в настоящее время она все более становится системным препятствием на пути устойчивого роста не только экономики, но и благосостояния людей. Обратной стороной политики сохранения занятости является высокая скрытая безработица, составляющая «порочный круг» низкой конкурентоспособности.

    В-третьих, очень высоки размеры государственного сектора. Из мирового опыта известно, что размеры государственного сектора, измеряемого как удельный вес государственных расходов в валовом внутреннем продукте, и темпы экономического роста связаны отрицательно (чем больше размеры государственного сектора в экономике, тем, при прочих равных условиях, ниже темпы экономического роста).

    Примером  могут служить Германия и Япония. Когда удельный вес государственных расходов в ВВП превышал 40%, положительных темпов экономического роста там практически не наблюдалось. Страны переживали экономический спад. И наоборот, в периоды, характеризующиеся положительными темпами роста, государственные расходы не превышали 37 – 38% ВВП.

    Не  менее важным условием предстоящего пятилетия является обеспечение роста инвестиций в основной капитал – в 2 – 2,2 раза по сравнению с предыдущим периодом.

    Решение основной экономической проблемы Республики Беларусь – изменение качества роста – видится в широкой модернизации экономики. Известные прецеденты удвоения ВВП (Япония, Корея) обычно характеризовались значительной ролью государственных органов в регулировании и выработке стратегии развития в целом, включая экспорт, крупные инвестиционные проекты и т.п. Суть именно в том и состояла, чтобы сконцентрировать инвестиционные ресурсы на направлениях, перспективных с позиции резкого расширения сбыта (при ограниченном внутреннем спросе на ранних стадиях). Внутренний потребительский спрос «подтягивался» по мере экономического роста – таково классическое «экспортное решение» в Юго-Восточной Азии. Важным аспектом предыдущих «удвоений» была устойчивая правительственная политика в отношении крупных проектов, ключевых отраслей и регионов.

    Еще одно условие – снижение к 2010 г. Уровня налоговой нагрузки не менее чем на 8 – 10 процентных пунктов. Должны быть полностью отменены налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг, значительно уменьшена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, повышено фискальное значение имущественных налогов (земельного, налога на недвижимость), а также налогов, связанных с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов.

    Наконец, последнее условие – снижение инфляции к концу периода до 3 – 4%.

     Обобщая сказанное, сформулируем важнейшие  задачи пятилетия:

    • рост реальных денежных доходов и заработной платы, снижение уровня малообеспеченности (бедности);
    • существенное смягчение последствий демографического кризиса, обусловившего уменьшение численности населения; создание благоприятных условий и возможностей для интеллектуального и физического развития человека;
    • повышение уровня конкурентоспособности экономики на основе технологического обновления и реструктуризации производства, мобилизация внутренних источников и привлечение иностранных инвестиций и кредитов;
    • опережающее развитие сферы услуг, прежде всего прогрессивных – коммуникационных, информационных, финансовых, консалтинговых, страховых и др.
    • усиление государственной поддержки научных исследований и разработок, инноваций, реализация крупномасштабных инновационно – инвестиционных проектов;
    • развитие взаимовыгодного экономического  сотрудничества со странами СНГ, прежде всего с Россией, Евразийского сообщества и Евросоюза.

    Главная цель пятилетки 2006 – 2010 гг. должна быть направлена на повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

    Рано  судить о конечных результатах поставленных целей пятилетки государственного регулирования экономического роста, однако на данный момент нижеприведенные данные свидетельствуют о следующем состоянии экономического роста в Республике Беларусь.

    Экономический рост Беларуси в 2004 году сопровождается улучшением финансовых результатов  работы реального сектора экономики. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в I квартале 2004 года составила 13% против 8,3% в I квартале 2003 года. Рентабельность продаж - 8% против 5,2% соответственно. Рентабельность реализованной продукции промышленности в январе-марте 2004 года составила 15,7% (прогноз на год 12,5%) против 10,8% в I квартале 2003 года, рентабельность продаж – соответственно 11,2% против 7,9%. Также темп роста реализации платных услуг населению в январе-апреле 2004 года обеспечен на уровне 112% к соответствующему периоду 2003 года при прогнозе роста на год - 109-110%. При этом организациями государственной формы собственности оказано 72% от общего объема платных услуг, удельный вес частной формы собственности составил 27,7%. Из общего объема платных услуг, оказанных населению, темп роста услуг связи в сопоставимых ценах в январе-апреле 2004 года к уровню января-апреля 2003 года составил 132,3% (прогноз на год - 120%).  112,8%- 105,8% (прогноз - 108-109%), услуг культуры -Жилищно-коммунальных   94,1% (прогноз - 120%), услуг-(прогноз - 115%), туристско-экскурсионных услуг  - 125,4% (прогноз - 120%), медицинских услуг -физической культуры и спорта  99,3% (прогноз - 115%). Что касается роста потребительских цен, то за январь-апрель текущего года он составил 106,3%, или 101,5% в среднемесячном исчислении. И это несколько выше прогнозного параметра на 2004 год (101,1-101,4%).

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Экономический рост – это многогранный процесс. И тем не менее общим показателем  этого роста принято считать  рост ВНП. При этом необходимо учитывать, во-первых, не только абсолютную величину реального ВНП, но и его относительную величину в расчете на душу населения, во-вторых, свободное время, которое является величайшим жизненным благом, но не находит своего отражения в ВНП, в-третьих, распределение ВНП между людьми, в-четвертых, качество товаров и услуг, которое также не находит достаточно точного отражения в ВНП, и, наконец, в-пятых, духовные ценности, которые трудно измерить в деньгах.

    Выделяют  два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе экономического рост достигается путем количественного увеличения факторов производства с сохранением его прежней технической основы, при интенсивном – за счет качественного совершенствования факторов производства.

    Тот или иной тип экономического роста  складывается под воздействием определенного набора факторов экономического роста. Их действие может взаимоуравновешиваться, усиливаться за счет других условий или факторов, затормаживаться. Иногда влияние некоторых факторов очень трудно определить. Так для экстенсивного типа характерен рост трудозатрат, выражающийся посредством увеличения численности занятых в народном хозяйстве работников и среднего количества отработанных часов. Факторами интенсивного типа экономического роста выступают технический прогресс, объем капиталовложений, образование профподготовка, эффективность размещения ресурсов и прочие.

    Также следует отметить, что государство  может играть значительную роль в экономическом росте при проведении активной деятельности по формированию нужной структуры промышленности, агропромышленного комплекса, инфраструктуры, создании высокопроизводительных отраслей, экономии ресурсов с тем, чтобы обеспечить рост доходов населения и увеличение размеров инвестиций в народное хозяйство.

Так, в результате действия государственного регулирования экономического роста в Беларуси экономический рост в 2004 году сопровождается улучшением финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики. 
 

 

     Список литературы: 

  1. Лысенкова Н.В., Медведева В.Ф. Рынок технологий в мировой экономике. Ориентиры вхождения Беларуси в научно технической революции: Мн. 2003г.
  2. Мазур В.В. Экономическая теория: курс лекций. М.: 2004г.
  3. Беларусь и мировые экономические процессы: Научные труды/БГУ. Под ред. Руденкова. Мн.:Технопринт, 2003г.
  4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2000г.
  5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: В 2т: Пер с англ. – М.: Республика, 1992г.
  6. Экономическая теория: Системный курс: Учебное пособие/Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000г.
  7. Базылев Н.И., Гурко С.П. «Экономическая теория». - Мн.: БГЭУ, 1998г.
  8. Курс экономической теории. /под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., «АСА»,Киров1997г.
  9. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 1997г.
  10. Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело, 1998г.
  11. Удовенко И.М. О стратегии развития Беларуси в ХХI веке //Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Мн., 2004г. №7 с. 51 – 54.
  12. Полоник С.С. Стратегия социально – экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу. //Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Мн., 2004г. №7 с. 3- 5

Информация о работе Государственное регулирование экономического роста: сущность, его особенности Республики Беларусь