Государственное регулирование экономического роста: сущность, его особенности Республики Беларусь

Автор: a**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия экономического роста и воздействия государства на изменение темпов экономического роста.
Задачами курсовой работы являются:
Изучение понятия экономического роста
Рассмотрение типов, а также факторов, влияющих на темпы экономического роста
Изучение форм и методов государственного регулирования экономического роста
Рассмотрение особенностей государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Экономический рост: понятие, типы, факторы……………………………5-17
Формы и методы государственного регулирования экономического роста……………………………………………………………………………..18-21
Особенности государственного регулирования экономического роста
в Республике Беларусь…………………………………………………………22-29
Заключение……………………………………………………………………...30-31
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономического роста.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    Если  в экономике капиталовооруженность  ниже «золотого» уровня, необходимо стимулировать инвестиции в основной капитал.

    В условиях равновесия на рынке благ, когда чистый экспорт равен нулю, валовые частные инвестиции равняются  сумме частных сбережений и сальдо бюджета:

    I= S + (T - G)

    Таким образом, для того чтобы увеличить  инвестиции, необходимо увеличить частные сбережения или уменьшить дефицит государственного бюджета.

    Норма частных сбережений и их величина определяются размером реального дохода (процента) на сбережения после уплаты налогов. Поскольку увеличение нормы процента сокращает частные инвестиции, увеличение частных сбережений и инвестиций целесообразно стимулировать только снижением налогов на доходы от сбережений и инвестированного капитала. Одновременно, чтобы изменить распределение национального продукта в пользу сбережений, необходимо увеличить налогообложение потребления за счет роста ставок косвенных налогов (акцизов, налога с продаж, налога с оборота и др.).

    Мероприятия, направленные на уменьшение дефицита государственного бюджета, увеличивают  частные сбережения и уменьшают инфляционное обесценение сбережений. Положительное сальдо бюджета определяет размер государственных сбережений, которые могут передаваться частным фирмам через банковскую систему, устойчивость которой является важным фактором процессов сбережения и инвестирования. Кроме того, часть бюджетных средств может использоваться для государственных инвестиций.

    Помимо  частных и государственных сбережений, в качестве источника инвестиций могут использоваться иностранные  сбережения в виде займов или помощи. Государство должно регулировать привлечение иностранных займов и добиваться их рационального использования для увеличения основного капитала в высокоэффективных производствах.

    Указанные мероприятия после стабилизации бюджета должны дополняться экспансионистской кредитно – денежной политикой, понижающей уровень реальных процентных ставок и содействующей активизации инвестиций.

    Основным  фактором, определяющим предложение  труда, является величина реальной заработной платы. Так как реальная заработная плата имеет обратную зависимость от величины налогов, снижение  личных налогов увеличивает реальную заработную плату.

    Повышение реальной заработной платы, в соответствии с эффектом дохода, сократит предложение труда, поскольку теперь можно меньше работать  для получения прежнего дохода. С другой стороны, в соответствии с эффектом замещения, предложение труда увеличится, поскольку более высокая оплата каждого часа труда приведет к стремлению заменить свободное время рабочим.

Эмпирические  данные свидетельствуют, что эффект замещения значительно превосходит эффект дохода, поэтому общее снижение налогов на заработную плату и уменьшение прогрессивности шкалы налогообложения существенно повышают предложение труда и увеличивают объем национального производства.

    Объем производства зависит не только от величины предложения труда, но и от его эффективности. Эффективность труда определяется его капиталовооруженностью и качеством человеческого капитала.

    Человеческий  капитал – воплощенные в человеке врожденные способности, талант, образование и приобретенные навыки, определяющие квалификацию рабочей силы и ее способность приносить доход.

    Поскольку человеческий капитал накапливается  медленно, но является мощным фактором роста, государство должно обеспечивать эффективное функционирование системы  общего и профессионального образования, а также стимулировать инвестиции в человеческий капитал с помощью финансовых и кредитных мер со стороны индивидуумов и фирм.

    Постоянный  экономический рост в расчете  на душу населения обусловлен технологическим прогрессом, а его, в свою очередь, стимулирует государство в рамках научно – технической политики.

    Научно  – техническая политика – совокупность государственных мер, направленных на поощрение научно – технического прогресса и внедрение его результатов в производство.

    Научно  – техническая политика предполагает:

  1. организацию государством стратегического научно – технического прогнозирования и программирования, разработку и реализацию среднесрочных программ в области новейших технологических разработок;
  2. непосредственное финансирование и проведение государством фундаментальных и прикладных научных исследований;
  3. установление временной монополии в использовании результатов научных исследований и опытно конструкторских разработок посредством государственной патентной системы;
  4. стимулирование затрат частных фирм на опытно – конструкторские разработки посредством предоставления налоговых льгот и льготных кредитов научно – исследовательским организациям и фирмам, участвующим в инновационном процессе, гарантирования частных займов повышенного риска, используемых на финансирование опытно – конструкторских разработок и практическую реализацию достижений научно – технического прогресса;
  5. организационную помощь, финансовую поддержку и непосредственное участие со стороны государства в создании  научно – производственных центров и центров подготовки высококвалифицированных инженерных и научных кадров, научно – технических консорциумов и научных парков;
  6. государственную контрактную систему, создающую гарантированный рынок сбыта для новейшей наукоемкой продукции;
  7. межгосударственное взаимодействие, связанное с участием  в международной технологической кооперации и научно – техническом сотрудничестве в рамках межправительственных программ развития науки и техники.

    Главная задача научно – технической политики является комплексное развитие фундаментальных и прикладных исследований, сокращение пути между научными разработками и практической реализацией их результатов.

    Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что государство может играть значительную роль в экономическом росте при проведении активной деятельности по формированию нужной структуры промышленности, агропромышленного комплекса, инфраструктуры, создании высокопроиз-водительных отраслей, экономии ресурсов с тем, чтобы обеспечить рост доходов населения и увеличение размеров инвестиций в народное хозяйство. 

 

3.ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О государственном  прогнозировании и программах социально – экономического развития Республики Беларусь» существует относительно устоявшаяся система долго-, средне- и краткосрочного прогнозирования. Вместе с тем выбор стратегии развития Беларуси в ХХI веке относится к классу научных проблем, требующих новых подходов и новых методов исследования в сравнении с теми, которые применялись в советский период и существует сегодня. В частности, предстоит отказаться от отраслевого подхода к развитию страны и перейти на международную классификацию видов экономической деятельности. Уже одно это обстоятельство потребует значительного изменения системы финансового и бухгалтерского учета, налогообложения, экономических группировок, а также органов государственного управления. Придется также преодолевать и укоренившийся стереотип восприятия социальной сферы, как некой «ямы», которая все больше и больше поглощает средства, так необходимые для экономического роста.

    В последнее время в республике среди ученых и практиков активно  обсуждается вопрос экономического роста. Какие темпы роста должна иметь экономика Беларуси: 6 – 7, 8 – 8,5% или более высокие? Поэтому на обсуждение выносятся следующие вопросы: нужны ли высокие темпы экономического роста? Можно ли их достигнуть и как это сделать? Каковы источники и факторы экономического роста, а также инструменты экономической политики, способствующие его поддержанию?

    Обозначенным  на сегодняшний день направлением решения  данного блока проблем является удвоение ВВП к 2015 г., т.е. ВВП предстоит  удвоить за десятилетний период (2006 – 2015 гг.).

    Для обеспечения этих параметров необходимо добиться роста ВВП за пятилетие (2006 – 2010 гг.) в 1,4 – 1,5 раза. В ежегодном исчислении прирост составит 7,5 – 8,5%. В последующее пятилетие (2011 – 2015 гг.) ВВП должен увеличится в 1,3 – 1,4 раза. Выполнима ли эта задача?(Приложение 1) 

Их анализ позволяет сделать следующие  выводы.

Экономическое положение страны, за исключением  сельскохозяйственного производства, стабилизировалось, а по важнейшим  макроэкономическим параметрам достигнут существенный рост. Валовой внутренний продукт за базисное пятилетие увеличился на 36%, продукция промышленности – на 64, инвестиции в основной капитал – на 33%. Производство потребительских товаров возросло на 84%, розничный товарооборот – более чем в два раза. Реальные денежные доходы населения, характеризующие уровень его жизни, повысились на 72%, ввод жилья – на 81,1%.

В 2000 г. превышены показатели докризисного 1990 г. по объему производства промышленности (100,7%), потребительских товаров (110,1%), реальных денежных доходов населения (107%), тогда как ВВП составил 89%, продукция сельского хозяйства – 71,4, инвестиции в основной капитал – 52%.

Важнейшие задания и параметры Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг. выполнены, за исключением сельского хозяйства, продукция которого составила 96,9% при задании 110,4–119,3%, инвестиций в основной капитал – 133,3% при задании 134,7–146% и уровня инфляции – 6,6% в месяц против 1,5–0,5%.

Таким образом, из трех приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в базисном пятилетии реализованы: экспорт (включая экспорт услуг) – при росте ВВП на 36% он увеличился на 72%; жилье – при задании 176–201% по Основным направлениям ввод в эксплуатацию жилых домов составил 181,1%. Недовыполнение задания по производству сельскохозяйственной продукции составило 13,5–22,4 процентных пункта, что во многом обусловлено непоследовательностью в создании комплекса макроэкономических условий для развития сельскохозяйственного производства, низкой его эффективностью, недостатком оборотных средств в колхозах и совхозах для приобретения современной техники и минеральных удобрений. В 2000 г. по сравнению с 1995 г. продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств уменьшилась на 3,1%, в том числе реализация скота и птицы сельскохозяйственными предприятиями сократилась на 16,7, производство молока – на 12,8%.

В базисном пятилетии  выделяются две различные тенденции: тенденция относительно высоких темпов роста, характерная для начала периода (1996 – I половина 1998 гг.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине.

Обусловлено это  тем, что многие факторы, стимулировавшие  экономический рост в начале пятилетия, в частности, недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Вместе с тем обострились инфляционные процессы. Основная причина этого – денежно-кредитная политика 1998–1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 г.) финансового кризиса в России.

С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая  денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г. – к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако накопленный инфляционный потенциал не привел пока к существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. В то же время реальные денежные доходы населения в 2000 г. возросли по сравнению с предыдущим годом на 19,6%. Реальная среднемесячная зарплата рабочих и служащих, колхозников в 2000 г. увеличилась на 12%, в доходах населения возросла доля накопления. Население использовало на накопления в 2000 г. 14,1% своих доходов против 10,2% в 1997 г., 10,9% – в 1998 г. и 4,3% – в 1999 г.

В базисном пятилетии  произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП (в действующих ценах) снизился с 27,6% в 1995 г. до 25,8% в 2000 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 5,7%), в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 12,7%). Несущественно изменилась доля услуг.

В структуре  конечного использования ВВП  уменьшилась (с 79,6% в 1995 г. до 76,5% в 2000 г.) доля конечного потребления, сократился удельный вес валового накопления (с 24,8 до 22,8%). Существенно изменилось сальдо внешнеторгового оборота – с (-4,4)% в 1995 г. до (-1,5)% в 2000 г. В народном хозяйстве еще сохраняется достаточно высокая материало- и энергоемкость выпускаемой продукции.

Информация о работе Государственное регулирование экономического роста: сущность, его особенности Республики Беларусь