Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования инновационной деятельности.

В работе были проанализированы такие аспекты как эффективность государственного регулирования, рассмотрены сценарии государственного регулирования, проанализирована деятельность государства по регулированию инновационной деятельности.

Содержание

Введение 5
1 Инновационная деятельность как объект государственного
регулирования
7
1.1 Понятие и сущность инновационной деятельности 7
1.2 Государственная поддержка инноваций 9
1.3 Финансирование инновационной деятельности 11
1.4 Виды и методы государственного регулирования в области
инновационной деятельности

15
2 Практика государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации
18
2.1 Органы государственного регулирования инновационной
деятельности в Российской Федерации

18
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики 21
2.3 Анализ государственной инновационной деятельности 25
Заключение 31
Библиографический список 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Инновационная активность регионов России 2009 г. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ГРИД.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

    -сохранение  и развитие стратегического научно-технического  потенциала в приоритетных направлениях развития;

     -создание необходимых материальных  условий для сохранения кадрового

потенциала  науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

    В   настоящее   время   в   качестве   основных  источников   средств,   используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

    -бюджетные  ассигнования, выделяемые на федеральном  и региональном уровнях;

    -средства  специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР. которые образуют ИП, выделяемые предприятиями, региональными органами управления;

    -собственные  средства предприятий;

    -финансовые  ресурсы различных типов коммерческих  структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

    -конверсионные  кредиты для научно-технических  и производственных предприятий оборонного комплекса;

    -иностранные  инвестиции промышленных и коммерческих  фирм и компаний;

      -средства  национальных и зарубежных научных фондов;

      -частные  накопления физических лиц.

    Суть  стратегии активного вмешательства  заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную рать в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики.6 

    2  ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      2.1 Органы государственного  регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

     В России стожилась четырехуровневая система управления инновационным процессом:

    1) высший государственный, федеральный;

    2) средний государственный, отраслевой;

    3) государственный региональный;

    4) нижний государственный, институциональный.

    По  своему содержанию управление инновационным  процессом, независимо от уровня управления, включает:

    -организационную структуру управления, т.е. конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;

    -система сбора, обработки и анализа необходимой информации;

    -механизм принятия решений и контроль за их выполнением;

    -систему подбора и расстановки кадров.

     Организационный механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.7

    Субъектами  инновационной политики выступают  центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и ннноваторы, смешанные образования.

      Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает  участие Отдел науки и образования  Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:

      -информирование   Президента РФ   о   процессах,   происходящих   в   научно- технической сфере в стране и за рубежом;

      -разработка  предложений о стратегии научно-технической  политики и

формировании  приоритетных направлении в ее реализации;

      -анализ  и экспертиза поступающих на  заключение Президента РФ проектов законодательных актов по научно – техническим вопросам;

    -подготовка  предложений о заключении межгосударственных  соглашений по научно-техническим вопросам;

   -участие  в подготовке официальных документов  и материалов по научно техническим вопросам для Президента РФ.

    Органы  законодательной власти РФ - Государственная  дума и Совет Федерации - имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре. 8

    Основным  органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

    Основными функциями комиссии являются обеспечение  согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ. Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

      Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной  научно-технической политики  в  области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

      -организация  научно-технического прогнозирования;

      -выбор  и оценка приоритетных направлений  развития образования, науки и  техники;

      -создание  государственных научно-технических  программ и проектов;

      -методическое     руководство     подготовкой     кадров     региональных     и межрегиональных научно-технических программ;

      -финансирование  гражданских НИОКР общегосударственного  значения; -создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;

      -организация  условий для опережающего развития  фундаментальных научных исследований;

      -обеспечение  формирования государственной политики  в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.

    Министерство   экономического  развития  и  торговли РФ  в  рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:

    -непосредственно       разрабатывает       государственную       инновационную политику;

      -устанавливает  приоритеты в развитии народного  хозяйства страны и се регионов;

      -определяет  основные направления инвестиционной  политики, в том числе меры  по стимулированию инновационной  активности;

      -организует  разработку федеральных целевых  программ но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

      Минфин  РФ осуществляет бюджетное обеспечение  инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

      Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов показана на рисунке 2.

    

    

      

 
 

 
 
 
 

      Рисунок 2 – Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации. 
       
       

     Задачи   каждого    элемента,    вошедшего    в   структуру   механизма государственного регулирования, вкратце были рассмотрены выше. 
 

    2.2 Задачи и цели  государственной  инновационной политики

    В нашей стране все больше уделяется  внимания созданию комплексных концепций  научно-технического развития:

    -ориентирование  и поддержка научных исследований;

     -регулирование направлений научно-технического  развития;

    -защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;

      -совершенствование  системы стимулирования научно-технического развития;

      -лицензионно-патентное  право (патентование, доступность  патентной информации);

      -поддержка  регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);

      -разработка  критериев оценки результатов  инновационной деятельности и ее оценка;

     -совершенствование методов управления научно-техническим развитием;

     -выбор  приоритетных направлений развития  науки и техники в РФ;

     -формирование  и реализация федеральных научных  и научно-технических программ    и    проектов,    а    также    определение    федеральных    органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;

     -финансирование   научной   и   научно-технической   деятельности   за   счет  средств федерального бюджета;

      -содействие   развитию   научной,    научно-технической   и   инновационной деятельности субъектов РФ;

      -совершенствование управления государственными научными организациями    федерального    значения,    в    том   числе   их   создание, реорганизация и ликвидация;

      -реализация  обязательств по научным и  научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;

      -охрана  прав интеллектуальной собственности;

     -формирование  единых систем стандартизации, обеспечения  единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

      -установление  государственной системы аттестации  научных и научно-технических работников.

     Основными     целями    государственной    инновационной     политики Российской Федерации являются:

     -создание  экономических, правовых и организационных  условий для инновационной деятельности;

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности