Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования инновационной деятельности.
В работе были проанализированы такие аспекты как эффективность государственного регулирования, рассмотрены сценарии государственного регулирования, проанализирована деятельность государства по регулированию инновационной деятельности.
Введение 5
1 Инновационная деятельность как объект государственного
регулирования
7
1.1 Понятие и сущность инновационной деятельности 7
1.2 Государственная поддержка инноваций 9
1.3 Финансирование инновационной деятельности 11
1.4 Виды и методы государственного регулирования в области
инновационной деятельности
15
2 Практика государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации
18
2.1 Органы государственного регулирования инновационной
деятельности в Российской Федерации
18
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики 21
2.3 Анализ государственной инновационной деятельности 25
Заключение 31
Библиографический список 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Инновационная активность регионов России 2009 г. 35
-организация обучения инновационных менеджеров, подготовки и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;
-кадровое обеспечение инновационной деятельности;
-формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;
-участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;
-координацию инновационной деятельности в регионах;
-создание правовой базы инновационной деятельности;
-урегулирование международных связей в области инновационных процессов.
Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.
1.3 Виды и методы государственного регулирования в области инновационной деятельности
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативное и правовое, краткая характеристика которых представлена далее в таблице 1.
Таблица 1 – Виды и способы государственного регулирования инновационной деятельности
Виды регулирования | Способы регулирования |
Организационное регулирование инновационной деятельности | -развитие инновационной
инфраструктуры; -обеспечение приоритета
инновационной деятельности;
-моральное поощрение авторов инноваций; -содействие модернизации; -развитие интеграционных процессов; -развитие международных связей. |
Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности | -развитие предложения
инноваций;
-расширение спроса на инновации; -содействие конкуренции в инновационной сфере; -развитие предпринимательства; -обеспечение
занятости в инновационной -развитие лизинга наукоемкой продукции инвестиции в инновации, повышение их эффективности; -создание благоприятного инвестиционного климата. |
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности | -охрана прав
и интересов субъектов -охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями; -защита промышленной, интеллектуальной собственности; -развитие договорных отношений. |
Методы
воздействия государства в
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно -ведомственной и программно-целевой.
Административно-
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.
Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений -договоров между заказчиками и подрядчиками.
В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.
В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на наличную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.
В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.
Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, наделены с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.
Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности достаточно разнообразны.
К
косвенным методам следует
-в
освобождении от
-исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полненных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;
-снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;
-уменьшении
в течение определенного
Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.4
Высшей формой регулятивной деятельности является выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития.
Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:
- инновационных прогнозов;
- инновационных стратегий;
- инновационных программ;
- инновационных проектов;
- программ и проектов поддержки инновационной деятельности.
Инновационный прогноз – это предвидение основных параметров инновационной деятельности (её направлений, видов, объектов, последствий и т.п.).
Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В них строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.
Инновационная стратегия – это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.
В
проекте программы социально-
Основные стратегии – стратегия в сфере развития науки и инноваций, в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, стратегия развития авиационной промышленности, стратегия развития оборонно-промышленного комплекса.
Инновационный проект – это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.
Проект (программа) поддержки инновационной деятельности – это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.
Инновационная программа – это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.
Государственная (Федеральная) инновационная программа включает в себя:
-
федеральные целевые
- крупные инновационные проекты,
-
федеральные программы
Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.
Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
В настоящее время «Роснаука» приступила к реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы». Так, например, в рамках Программы объем финансирования важнейших инновационных проектов за счет средств федерального бюджета должен составлять 1-2 млрд. рублей, при этом объем внебюджетного финансирования должен быть не менее 60 % от общего объема финансирования, продолжительность реализации проектов – не более 4-х лет. Исполнители проектов должны обеспечить пятикратное превышение продаж созданной инновационной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.5
1.4 Финансирование инновационной деятельности
Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:
-четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
-логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
-множественность источников финансирования;
-широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;
-адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.
В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства. Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:
-создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях хозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;
Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности