Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования инновационной деятельности.

В работе были проанализированы такие аспекты как эффективность государственного регулирования, рассмотрены сценарии государственного регулирования, проанализирована деятельность государства по регулированию инновационной деятельности.

Содержание

Введение 5
1 Инновационная деятельность как объект государственного
регулирования
7
1.1 Понятие и сущность инновационной деятельности 7
1.2 Государственная поддержка инноваций 9
1.3 Финансирование инновационной деятельности 11
1.4 Виды и методы государственного регулирования в области
инновационной деятельности

15
2 Практика государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации
18
2.1 Органы государственного регулирования инновационной
деятельности в Российской Федерации

18
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики 21
2.3 Анализ государственной инновационной деятельности 25
Заключение 31
Библиографический список 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Инновационная активность регионов России 2009 г. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ГРИД.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

      -организация    обучения    инновационных   менеджеров,   подготовки   и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;

            -кадровое обеспечение инновационной деятельности;

            -формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;

            -участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;

    -координацию инновационной деятельности в регионах;

    -создание правовой базы инновационной деятельности;

    -урегулирование    международных    связей    в    области    инновационных процессов.

    Последние два направления важны с точки  зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

    1.3 Виды и методы государственного регулирования в области инновационной деятельности

    Государство осуществляет все виды регулирования  инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативное и правовое, краткая характеристика которых представлена далее в таблице 1.

      Таблица 1 – Виды и способы государственного регулирования инновационной деятельности

Виды  регулирования       Способы регулирования
Организационное регулирование инновационной деятельности -развитие инновационной  инфраструктуры; -обеспечение приоритета инновационной деятельности;

-моральное  поощрение авторов инноваций;

-содействие  модернизации;

-развитие  интеграционных процессов;

-развитие  международных связей.

Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности -развитие предложения  инноваций;

-расширение  спроса на инновации;

-содействие  конкуренции в инновационной  сфере;

-развитие  предпринимательства;

-обеспечение  занятости в инновационной сфере;

-развитие  лизинга наукоемкой продукции 

инвестиции  в инновации, повышение их эффективности;

-создание благоприятного инвестиционного климата.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности -охрана прав  и интересов субъектов инновационной  деятельности;

-охрана  прав владения, пользования и  распоряжения инновациями;

-защита  промышленной, интеллектуальной собственности;

-развитие  договорных отношений.

 

    Методы  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования. 3

    Прямые  методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно -ведомственной и программно-целевой.

    Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

    Программно-целевая  форма государственного регулирования  инноваций предполагает контрактное  финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.

    Контрактное финансирование представляет собой  один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений -договоров между заказчиками и подрядчиками.

    В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

    В этом направлении государственной  инновационной политики проявляется ее ориентация на наличную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

    В государственном регулировании  инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

     Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, наделены с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.

    Состав, структура и содержание косвенных  методов государственного регулирования инновационной деятельности достаточно разнообразны.

    К косвенным методам следует отнести  налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

    -в  освобождении от налогообложения  той части прибыли предприятий  и организаций. которая направляется  на проведение перспективных  инновационных разработок, создание научно-технического задела;

    -исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полненных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;

      -снижении  ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;

      -уменьшении  в течение определенного периода  налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

    Эффективными  при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.4

     Высшей формой регулятивной деятельности является выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития.

     Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

      - инновационных прогнозов;

      - инновационных стратегий;

      - инновационных программ;

      - инновационных проектов;

      - программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

     Инновационный прогноз – это предвидение  основных параметров инновационной деятельности (её направлений, видов, объектов, последствий и т.п.).

     Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В них строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

     Инновационная стратегия – это определение  приоритетных направлений инновационной деятельности.

     Стратегические  приоритеты государственной инновационной  политики отражаются в концепции  социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.

     В проекте программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу предполагается развитие российской экономики в направлении постиндустриального уклада экономики знаний на основе инновационно-ориентированного сценария. Активная государственная политика базируется на реализации ряда программных документов - стратегий.

     Основные  стратегии – стратегия в сфере  развития науки и инноваций, в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, стратегия развития авиационной промышленности, стратегия развития оборонно-промышленного комплекса.

     Инновационный проект – это комплекс взаимосвязанных  документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

     Проект (программа) поддержки инновационной  деятельности – это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.

     Инновационная программа – это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

     Государственная (Федеральная) инновационная программа  включает в себя:

     - федеральные целевые инновационные  программы по важнейшим базисным инновациям,

     - крупные инновационные проекты,

     - федеральные программы поддержки  инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

     Инновационные проекты включаются в государственную  инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.

     Органы  государственной власти субъектов  РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.

     В настоящее время «Роснаука» приступила к реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы». Так, например, в рамках Программы объем финансирования важнейших инновационных проектов за счет средств федерального бюджета должен составлять 1-2 млрд. рублей, при этом объем внебюджетного финансирования должен быть не менее 60 % от общего объема финансирования, продолжительность реализации проектов – не более 4-х лет. Исполнители проектов должны обеспечить пятикратное превышение продаж созданной инновационной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.5

    1.4 Финансирование инновационной деятельности

    Развитие  инновационной деятельности, как  на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:

    -четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

    -логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

    -множественность источников финансирования;

    -широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;

    -адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

    В   условиях   регулируемых   рыночных   отношений   система   финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства. Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

    -создание   необходимых   предпосылок   для    быстрого   и    эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях хозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности