Государственное регулирование фондового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших особенностей развития современного мирового сообщества является быстро прогрессирующая глобализация, последствиями которой стали растущая нестабильность финансовых рынков и неустойчивость темпов экономического роста открытых экономических систем. Достигшая высокого уровня развития, весьма подвижная и глубоко интегрированная во все сферы экономики, финансовая система в естественном состоянии (в отсутствие законодательных и прочих ограничений) вырабатывает импульсы, дестабилизирующие экономическое равновесие как внутри самой финансовой системы, так и в экономике в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы регулирования фондовых рынков……………5
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………5
1.2 Теоретические предпосылки развития регулирования национальных фондовых рынков……………………………………………………………..11
2. Исследование зарубежного опыта государственного регулирования фондовых рынков……………………………………………………………..19
2.1 Опыт регулирования фондового рынка в США……………………….19
2.2 Европейский опыт регулирования фондового рынка………………..25
3. Современные тенденции государственного регулирования рынка ценных бумаг в России………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая-РЦБ-государственное регулирование фондового рынка.rtf

— 1.30 Мб (Скачать)

     В Германии регулирование финансового рынка традиционно было децентрализовано и эти функции выполняли специализированные региональные органы (Borsenaufsichtsbehorden), подчиненные министерству экономики соответствующего региона Германии. Для усовершенствования регулирования финансового рынка с 1990 по 2003 гг. было издано четыре акта о финансовом рынке с целью согласовать действующее немецкое законодательство с законодательством ЕС. На основе изданного 22 апреля 2002 г. закона о формировании интегрированной системы финансового надзора произошло объединение трех регулятивных органов, до того по отдельности регулировавших деятельность банковской системы Германии (Федеральная комиссия по надзору за банками; Bundesaufsichtsamt for das Kreditwesen - BAKred), рынка страховых услуг (Федеральная комиссия по надзору за страховыми компаниями; Bundesaufsichtsamt for das Versicherungswesen - BAV) и рынка ценных бумаг (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Bundesaufsichtsamt fur den Wertpapierhandel - BaWe).

     Вследствие этого был создан новый орган - Федеральная служба по регулированию финансовых рынков (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht - BaFin). Финансирование BaFin состоит из платежей контролируемых финансовых учреждений. Этот орган подчинен Федеральному министерству финансов и обязан согласовывать свою деятельность с Центральным банком Германии. Деятельность нового регулятивного органа направлена на создание оптимального регулятивного режима для всего финансового рынка в целом (в частности, особое внимание уделяется требованиям к лицензированию и соблюдению стандартов) 20.

     Во Франции основные задачи по регулированию финансового рынка возложены на Ведомство по финансовым рынкам (Autorite des Marches Financiers, AMF), созданное на основе закона о финансовой безопасности в октябре 2003 г. после объединения Комиссии по биржевым операциям (Commission des operation de bourse, COB), Совета по финансовым рынкам (Counceil des Marches Financiers, CMF) и Дисциплинарного совета по вопросам портфельного управления (Counseil de discipline de la gestion financiere, CDGF).

     В Италии структура регулирования финансового рынка обусловлена особенностями эволюции финансовой системы в этой стране (в частности, недостаточной координацией при использовании новых инструкций и других нормативных документов). Структура органов регулирования финансового рынка в Италии состоит из таких органов21:

     1) Banka d'ltalia - Центральный банк, регулирующий банковский сектор;

     2) CONSOB (Commissione Nazionale per le Societa e la Borsa), регулирующий рынок ценных бумаг;

     3) ISVAP (Institute per la Vigilance sulle Assicurazioni Private), отвечающий за страховые компании;

     4) COVIP (Commissione di Vigilanza sui Fondi Pensione), осуществляющий надзор за пенсионными фондами;

     5) SICAV (Societa di Investimenta a Capitale Variable), обеспечивающий надзор за инвестиционными фондами.

     К особенностям системы регулирования финансового рынка в Италии относится повышенное значение Центрального банка при контролировании банковского сектора (отчасти это объясняется тем, что антимонопольное законодательство было принято только в 1990 г.). Такое повышенное значение центрального банка нетипично для стран ЕС, поскольку один и тот же орган отвечает и за стабильность банковского сектора, и за рыночную конкуренцию в этом секторе, что не способствует общей эффективности финансового рынка и оптимальному его регулированию.

     Опыт регулятивной деятельности в Италии показывает, что общей особенностью финансовых систем, в которых преобладают банки, является недостаточная эффективность международных операций. Поэтому на практике обычно приходится жертвовать принципами рыночной конкуренции во имя сохранения макроэкономической стабильности.

     Общей для стран ЕС тенденцией, усилившейся после 2005 г., является повышение интеграции и консолидации регулятивных органов. Основной вывод, сделанный в докладе Европейского центрального банка "Последние тенденции в структурах надзора ЕС и присоединившихся стран" состоит в том, что отмечается явная тенденция к уменьшению количества регулятивных организаций и концентрации их функций, однако единой модели консолидации регулятивных функций пока не существует по причине различий национальных финансовых систем.

 

3. Современные тенденции государственного регулирования рынка ценных бумаг в России

 

     За последние несколько лет российский фондовый рынок демонстрировал разнонаправленную динамику (табл.1). 

     Таблица 1

     Динамика фондовых индексов 2000-2008 гг. 22

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Индекс

РТС

(Россия)

143 260 359 567 614 1 126 1 922 2 291 632 1487
прирост в %к

предыдущему году

- 81% 38% 58% 8% 83% 71% 19% -72% 135%
Индекс

ММВБ

(Россия)

144 238 319 515 552 1 011 1 693 1 889 620 1384
прирост в %к предыдущему году - 65% 34% 61% 7% 83% 68% 12% -67% 123%
Dow Jones Industrial Average (США) 10788 10022 8342 10454 10783 10718 12463 13265 8776 10325
прирост в %к предыдущему году - -7% -17% 25% 3% -1% 16% 6% -33% 18%
FTSE 100

(Великобритания)

6 223 5217 3 940 4 477 4 814 5619 6 221 6 457 4434 5521
прирост в %к

предыдущему году

- -16% -24% 14% 8% 17% 11% 4% -31% 24%
 

     Наибольший рост Индексы РТС и ММВБ показали в 2005 г. (83%), в то время как Индекс Dow Jones Industrial Average (США) по итогам года показал отрицательное значение. Наименьший рост за указанный период Индексы РТС и ММВБ показали в 2004 г. (8 и 7% соответственно). В 2008 г. произошло наиболее сильное падение российского рынка акций: индекс РТС упал на 72% по отношению к 2007 г., индекс ММВБ упал на 67%. Однако в 2009 году эти индексы продемонстрировали рекордный рост на 135% и 123% соответственно.

     Российская экономика, состояние государственных финансов в высокой степени зависит от мировых цен на экспортное сырье (нефть и газ - более 60% экспорта, металла и древесины - 15%). В первом полугодии 2008 г. цены на нефть выросли двукратно, затем к зиме от них осталась одна треть. Схожей была динамика мировых цен на металл. С сентября 2008 г. в России - время промышленного и финансового кризиса (табл.2). 

     Таблица 2

     Характеристика фондового рынка России в 2007 - 2009 гг. 23

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Динамика рынка акций (индекс РТС), 1.09.95 = 100, значение закрытия 2291 632 1487
Объем торгов акциями в год (ММВБ + РТС), млрд. долл. 610,0 499,7 449,9
Объем торгов корпоративными облигациями, без учета РЕПО (ММВБ), млрд. долл. 125,6 126,4 106,7
Объем торгов долговыми обязательствами Правительства РФ и ЦБР (ММВБ), млрд. долл. 453,8 145,7 41,9
Объем торгов долговыми обязательствами субъектов РФ и муниципальных образований (ММВБ), млрд. долл. 22,4 20,4 21,3
Брокеры - дилеры - участники торгов ММВБ (секция фондового рынка), на конец года, шт. 636 669 650
Брокеры - дилеры - участники торгов РТС (классический рынок), на конец года, шт. 170 н/д н/д
Количество кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, на конец года, шт. 1136 1108 1058
Зарегистрированные паевые фонды, шт. 1009 1050 1251
Количество управляющих компаний, имеющих под управлением ПИФы, шт. 203 251 311
Фондовые биржи, на которых концентрируется более 90% объема торгов, шт. 2 2 2
 

     Цены на акции, достигшие своего исторического максимума 18 июня 2008 г. (индекс РТС составил 2402,7 пункта), снизились к концу года в 3,9 раза (индекс РТС - 632). В 2009 гг. сократились объемы торгов в сравнении с 2007 г.: акциями - на 26%, корпоративными облигациями - на 15%, долговыми обязательствами Правительства РФ и Банка России - на 91%. В отличие от кризиса 1997 - 1998 гг. более устойчивой (при понесенных крупных потерях) оказалась сеть брокеров - дилеров, управляющих компаний и связанных с ними инвестиционных фондов.

     Российский фондовый рынок вступает в новый период своего развития, формируя старт для следующего цикла роста, диверсификации, рисков, увеличения инвестиций в реальный сектор. Ключевая задача - не допустить воссоздания в третий раз спекулятивной модели фондового рынка России.

     В этой связи - развитие внутреннего спроса на финансовые инструменты, рост монетизации экономики, инвестиций в реальный сектор, снижение разбалансированности финансовой сферы, создание новой финансовой архитектуры рынка, соответствующей более зрелой стадии формирующихся рынков для "новых индустриальных стран".

     Основным источником регулирования операций с ценными бумагами в Российской Федерации является Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-ФЗ (ред. от 04.10.2010 г.)

     В дополнение к нормам ГК в указанном Федеральном законе (ст.5) определены признаки ценных бумаг, а также следующие особенности доверительного управления ценными бумагами: в качестве объектов доверительного управления признаются не только собственно ценные бумаги, но и денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства и ценные бумаги, получаемые в процессе доверительного управления ценными бумагами; круг лиц, которые могут осуществлять деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, ограничен профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Данный Федеральный закон включает также положение о том, что порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами.

     Также к источникам правового регулирования операций с ценными бумагами относятся:

     Федеральный закон РФ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.99 № 46-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 N 189-ФЗ).

     Федеральный закон РФ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29.07.98 № 136-ФЗ (в ред. от 18.07.2005 № 90-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ)

     Федеральный закон РФ "Об ипотечных ценных бумагах" от 11.11.2003 № 152-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 № 22-ФЗ)

     Система регулирования рынка ценных бумаг - единая система соподчиненности определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их определенным требованиям и правилам. Регулирование - это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников по правилам честной и доверительной игры24.

     Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг для регулирования этого рынка состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.

     С учетом опыта стран с развитым рынком ценных бумаг государство должно осуществлять следующие функции:

     разработку концепции развития рынка, программу ее реализации, разработку законодательных актов для запуска и развития рынка;

     концентрацию ресурсов (государственных и частных) на цели создания инфраструктуры и совершенствование инфраструктуры;

     контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрацию ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);

     установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;

     создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;

     создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций):

     предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);

     регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение отвлечения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства25.

     Законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг. Данное законодательство есть составная часть предпринимательского законодательства, а потому обладает такими признаками, как комплексный характер, особый субъектный состав и сфера регулирования - рынок ценных бумаг.

Информация о работе Государственное регулирование фондового рынка