Государственное регулирование фондового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших особенностей развития современного мирового сообщества является быстро прогрессирующая глобализация, последствиями которой стали растущая нестабильность финансовых рынков и неустойчивость темпов экономического роста открытых экономических систем. Достигшая высокого уровня развития, весьма подвижная и глубоко интегрированная во все сферы экономики, финансовая система в естественном состоянии (в отсутствие законодательных и прочих ограничений) вырабатывает импульсы, дестабилизирующие экономическое равновесие как внутри самой финансовой системы, так и в экономике в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы регулирования фондовых рынков……………5
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………5
1.2 Теоретические предпосылки развития регулирования национальных фондовых рынков……………………………………………………………..11
2. Исследование зарубежного опыта государственного регулирования фондовых рынков……………………………………………………………..19
2.1 Опыт регулирования фондового рынка в США……………………….19
2.2 Европейский опыт регулирования фондового рынка………………..25
3. Современные тенденции государственного регулирования рынка ценных бумаг в России………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая-РЦБ-государственное регулирование фондового рынка.rtf

— 1.30 Мб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственное регулирование фондового рынка

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы регулирования фондовых рынков……………5

1.1 Понятие и сущность государственного регулирования рынка ценных бумаг……………………………………………………………………………5

1.2 Теоретические предпосылки развития регулирования национальных фондовых рынков……………………………………………………………..11

2. Исследование зарубежного опыта государственного регулирования фондовых рынков……………………………………………………………..19

2.1 Опыт регулирования фондового рынка в США……………………….19

2.2 Европейский опыт регулирования фондового рынка………………..25

3. Современные тенденции государственного регулирования рынка ценных бумаг в России………………………………………………………32

Заключение…………………………………………………………………….40

Список использованной литературы………………………………………41

 

Введение

 

     Кругооборот капитала невозможен без существования рынка капитала, частью которого является рынок ценных бумаг. Наличие рынка ценных бумаг позволяет значительно расширить возможности финансирования научно-технических проектов и процесса расширенного воспроизводства в целом.

     Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (фирмах и т.д.) и отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют дальнейших перспектив развития.

     Современный глобальный рынок ценных бумаг это сложная динамическая система, которая постоянно изменяется и трансформируется. С конца XX века на этом рынке наблюдаются многочисленные инновации, вызванные институциональными изменениями как на международном уровне, так и в отдельных странах, что и определяет актуальность исследования.

     Одним из важнейших особенностей развития современного мирового сообщества является быстро прогрессирующая глобализация, последствиями которой стали растущая нестабильность финансовых рынков и неустойчивость темпов экономического роста открытых экономических систем. Достигшая высокого уровня развития, весьма подвижная и глубоко интегрированная во все сферы экономики, финансовая система в естественном состоянии (в отсутствие законодательных и прочих ограничений) вырабатывает импульсы, дестабилизирующие экономическое равновесие как внутри самой финансовой системы, так и в экономике в целом.

     Следствием финансовой глобализации стало усиление влияния развитых рынков на динамику развивающихся. В этой связи усиливается необходимость познания теоретических и практических основ регулирования национальных рынков ценных бумаг в условиях финансовой нестабильности.

 

1. Теоретические основы регулирования фондовых рынков

1.1 Понятие и сущность государственного регулирования рынка ценных бумаг

 

     Рассмотрение основ теории регулирования рынка ценных бумаг начнем с определения понятия фондового рынка.

     Фондовый рынок - часть финансового рынка и финансового сектора, организующая наряду с другими его сегментами трансферт денежных ресурсов между агентами, предъявляющими спрос и предложение на них, и участвующая в формировании относительных цен на данные ресурсы. Причем способ перемещения денежных ресурсов в рамках фондового рынка сопряжен с трансформацией денежных ресурсов в форму ценных бумаг, обладающих признаками публичной достоверности и обращаемости, так что движение денежных ресурсов в рамках данного рынка преобразуется в циклические формы с непрерывным процессов ценообразования в отношении ценных бумаг1.

     Рынок ценных бумаг - система экономических отношений, опосредствующих движение капитала во всех его функциональных формах (денежной, производительной, товарной), с помощью особого экономико-правового инструмента (экономико-социального института) - ценной бумаги2.

     Таким образом, надо отметить: рынок ценных бумаг отвечает за ценообразование как на денежные ресурсы, так и на ценные бумаги. Последние имеют разные конструкции и несут в себе определенные комплексы прав. Так что фондовый рынок, по сути, устанавливает цены в отношении комплексов прав, именуемых ценными бумагами.

     Представим функции фондового рынка в двухуровневой стратифицированной системе как комплекс функций первого порядка, вытекающих из природы инструментов рынка, их юридического статуса и т.п., и комплекс функций второго порядка, основных, однако зависящих от первичных функций, основанных на них, на возможностях инструментов и институтов рынка выполнять функции первого порядка.

     К функциям первого порядка можно отнести следующие функции фондового рынка3: функцию институционального формирования различных (но базирующихся на единых корпоративных принципах) бизнес - единиц и бизнес - структур (предприятий, банков) (через институты акционерного права и первичного рынка ценных бумаг); функцию осуществления (реализации) прав собственности, а также управленческого контроля над предприятиями и банками (через институты корпоративного права и вторичного рынка ценных бумаг); функцию обеспечения правительства инструментами неэмиссионного долгового финансирования экономики (через институты рыночного государственного долга); функцию хеджирования и диверсификации отдельных видов рисков экономических субъектов (через институты рынка производных и срочных инструментов, институт секьюритизации и пр.). К функциям второго порядка относится целых ряд функций, разбитых на две группы.

     Группа I. Функции фондового рынка как части экономической системы:

     К ним относятся4: аллокационная функция - функция эффективного размещения ресурсов в экономике через участие в межотраслевом, межсекторном и межфирменном переливе капитала; функция распределения (перераспределения) доходов в экономике; функция аккумуляции и мобилизации свободных средств и сбережений частного сектора экономики в интересах макроэкономического накопления, обеспечения трансформации сбережений в инвестиции; функция концентрации и централизации капиталов, укрупнения бизнеса; функция определения степени эффективности направления и использования средств; информационная функция; функция перераспределения прав собственности и разделения сфер влияния между обладателями денежных капиталов; функция экспорта-импорта капитала. Группа II. Функции фондового рынка как сферы, позволяющей участникам рынка достигать глобальных, значимых для всей системы целей. К таким функциям следует отнести, прежде всего, регулятивную функцию - функцию участия в макроэкономическом регулировании на отраслевом, региональном, государственном и международном уровнях. Финансовый рынок исторически разделился на кредитный рынок, или рынок ссудного капитала, и рынок ценных бумаг, или, как его называли некоторые авторы, рынок фиктивного капитала. Отчетливо зафиксировать это разделение можно начиная с середины XIX века. Основой такого деления выступает набор институтов, представляющих данных сегменты (рис.1).

       

     Рис.1. Деление финансового рынка по институциональному признаку5 

     Институционально рынок ссудного капитала (рынок кредитов) представлен кредитной системой (при расширенном рассмотрении она включает Центральный банк, коммерческие банки, кредитные организации небанковского типа, инвестиционные фонды и инвестиционные банки, страховые компании). Данная система распадается на две основные части: группу субъектов, профессионально осуществляющих посредническую деятельность на рынке, и субъект, регулирующий и контролирующий их работу.

     Регулирование фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов6. Оно охватывает различные виды деятельности и операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.д.

     Государственное регулирование рынка ценных бумаг является механизмом для поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства. Оно необходимо, поскольку существует потребность в создании нормальных условий работы всех его участников, защите их прав, поддержании ценообразования в зависимости от спроса и предложения на рынке, развитии инфраструктуры фондового рынка. Его важная роль заключается не только в развитии рынка ценных бумаг, но и в развитии экономики всей страны.

     Для более глубокого понимания процесса регулирования рынка ценных бумаг необходимо представить в комплексе и определить расширенный субъектно-объектный состав системы регулирования рынка ценных бумаг (рис.2).

     рынок ценная бумага россия

    

     Рис.2. Субъектно-объектный состав системы регулирования рынка ценных бумаг7 

     Существующие подходы к определению субъектного состава системы регулирования рынка ценных бумаг не рассматривают участников рынка ценных бумаг как субъектов, однако, при более детальном рассмотрении данного вопроса, можно прийти к выводу о том, что в случае объединения участников рынка ценных бумаг в саморегулируемые организации, данные организации становятся субъектами регулирования рынка, что, безусловно, является очень важным моментом с позиций развития саморегулирования рынка ценных бумаг.

     Немаловажная роль в государственном регулировании рынка ценных бумаг отводится финансовому регулированию.

     Государственное финансовое регулирование рынка ценных бумаг необходимо определить как процесс целенаправленного и последовательного применения государством финансовых форм и методов воздействия на субъекты рынка ценных бумаг для оказания влияния на поступательное развитие этого рынка на каждом конкретном этапе его функционирования. Субъектами государственного финансового регулирования рынка ценных бумаг выступают государственные структуры, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг, объектом - система финансовых отношений между субъектами на рынке ценных бумаг. Современные исследователи, как правило, рассматривают финансовое регулирование рынка ценных бумаг только с позиций государственного финансового регулирования. Однако, данный подход не отвечает современным условиям развития системы финансового регулирования рынка ценных бумаг, так как финансовое регулирование рынка может также осуществляться отдельными профессиональными участниками (внутреннее финансовое саморегулирование) и объединениями профессиональных участников (внешнее финансовое саморегулирование).

1.2 Теоретические предпосылки развития регулирования национальных фондовых рынков

 

     История развития фондового рынка, банковская или небанковская модель, к которой относится рынок, и ряд других факторов определяют концепцию государственного регулирования рынка ценных бумаг отдельной страны. Усиление международной конкуренции и стремительное развитие мирового финансового рынка способствуют повышению эффективности рынков за счет создания такой системы регулирования рынка ценных бумаг, которая лучше адаптирована к существующим условиям в данной стране. Но в основном, главными целями регулирования фондового рынка в любой стране остаются защита инвесторов, обеспечение прозрачности и эффективности рынка, а также честных правил торговли, понижение уровня систематического риска.

     Если бы отсутствовали транзакционные издержки и конкурентная цена была эффективной, то конкурентный рынок не нуждался бы, например, в регулировании со стороны государства. Однако в современных условиях, в которых функционирует фондовый рынок, участники рынка сталкиваются с рядом проблем, решение которых невозможно без участия регуляторов.

     Процессы глобализации финансовой деятельности, а также трансформации на финансовых рынках последних десятилетий привели к усложнению структуры этих рынков и, вследствие этого, к потребности усовершенствования их регулирования. Экономическое значение либерализации и демократизации финансовых рынков очевидно, однако эти тенденции создают повышенную нестабильность рынка. И хотя конкуренция и свободный доступ участников на финансовый рынок являются ключевыми понятиями рыночной экономики, участившиеся кризисы свидетельствуют о том, что либерализация рынков не была соответствующим образом скомпенсирована модернизацией системы государственного регулирования8.

Информация о работе Государственное регулирование фондового рынка