Государственное регулирование цен на товарном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе поставлены цели раскрыть содержание показателей характеризующих результат национального производства и их отражение в системе национального счетоводства, а так же рассмотреть их методы расчета, преимущества и недостатки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Основные макроэкономические показатели. Система
национальных счетов……………………….…………..………………………
1.1 Измерение результатов экономической деятельности……………….…..
1.2 Система национальных счетов………………………………….…………
1.3 Модель Леонтьева «затраты - выпуск». Межотраслевой
баланс…………………………………………………….……………………...
1.4 Национальное богатство. Валовой внутренний продукт и
«чистое экономическое благосостояние»………………….………………….
2 Анализ развития ВВП в современной России………………..……………..
2.1 Анализ динамики ВВП в России в 2004-2009 гг…………….……………
2.2. Прогнозируемая динамика ВВП в России в 2010 - 2012 гг………….….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсач основное.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

      Государственные расходы в данном случае объединяют расходы государственных учреждений и органов власти всех уровней, идущие непосредственно на производство и закупку товаров и услуг.

      Чистый  экспорт — это разница между объемами экспорта и импорта страны. /10,15/

      3) Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод).

     ВВП также можно рассчитывать как  сумму доходов владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов. В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли. Соответственно:

     ВВП = W + Q + R + P + T

     где W – заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны;

     Q – отчисления на социальное  страхование;

     R – валовая прибыль;

     P – валовой смешанный доход;

     T – налоги на производство и  импорт (за вычетом субсидий).

     Теоретически  все три метода подсчета ВВП должны дать одинаковый результат. Однако на практике существуют расхождения при определении ВВП различными способами. Причины несовпадений бывают методологическими. Один из возможных вариантов - вследствие того, что зачастую расходы считаются по времени оплаты, доходы - по окончании отчетного периода, а факт продажи товаров и услуг - по времени фактической поставки товара или оказания услуг.

     Второй  «методологической» причиной ошибок является то, что добавленная стоимость рассчитывается на основании суммы выставленных счетов. А фактические расходы и доходы - на основании оплаченных счетов. Для предприятий топливно-энергетического хозяйства и ЖКХ разница может составлять до 20-40 процентов.

     Кроме того, есть ошибки, вызванные злонамеренным  искажением отчетности: многие граждане и предприятия умышленно занижают величину своих доходов, укрывая часть из них от налогообложения. Также, немалый сектор приходится на «неучтенную» экономическую деятельность. Лица, ее осуществляющие вообще не сдают отчетов, и соответственно, не учитываются ни в одном из способов расчета ВВП.

     Не  все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП. Во-первых, это сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг - акций, облигаций и т.п. Финансовые сделки не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства. Во-вторых, продажа и покупка подержанных вещей и товаров, бывших в употреблении. Их ценность была учтена ранее. В-третьих, частные трансферты (например, подарки), в данном случае это лишь перераспределение денежных средств между частными экономическими субъектами. В-четвертых, государственные трансферты. /11,15/ 

     1.2. Система национальных  счетов

      Система национальных счетов (СНС) необходима при проведении эффективной макроэкономической политики. Она представлена совокупностью взаимосвязанных показателей, с помощью которых возможен анализ ВВП на всех стадиях его движения, то есть производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Другими словами, СНС – это комплекс таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода. 

      Система национальных счетов возникла в 1930-е гг.; развитие ее происходило поэтапно. Особое внимание СНС уделяют международные организации, прежде всего ООН.

      Теория  и методология СНС была разработана экономистами - теоретиками и практиками, среди которых необходимо отметить таких ученых, как Дж. Кейнс, С. Кузнец, В. Леонтьев, Ф. Перру, О. Окруст./9/

      Первые  расчеты национального дохода были произведены в США в 1932г. В 1940-50-е гг. происходит формирование системы национальных счетов. С 1953 г. стала применяться стандартная система национальных счетов, разработанная статистической комиссией ООН. В 1968 г. в СССР был принят новый вариант СНС, который действовал до 1993 г. Принятый в 1993 г. новый стандарт СНС включал пять секторов (групп экономических единиц):

      1. Нефинансовые корпоративные и  сходные с ними предприятия  - это те, которые производят материальные блага и услуги с целью их продажи.

      2. Финансовые учреждения и организации - это юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью между инвесторами и сберегателями.

      3. Государственные учреждения, оказывающие  услуги, не являющиеся объектами купли-продажи.

      4. Частные некоммерческие организации  – обслуживание домашних хозяйств.

      5. Домашние хозяйства - объединения населения в различные сферы.

      При разработке СНС были определены границы  «экономического производства», то есть сферы потребительского производства ВВП, которые охватывают производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг в домашнем хозяйстве.

      СНС основана на принципах балансирования доходов и расходов по методу двойной записи, стоимостной оценке всех товаров и услуг, раздельном учете на специальных счетах финансовых и перераспределительных потоков. Стандарт национального счетоводства представляет собой два уровня: сводные счета (отражают движение ВВП, национального дохода, финансирования капиталовложений, операции с другими странами) и детализированные счета (показывают межотраслевые связи, движение доходов, их распределение и конечное потребление). Все эти показатели представляют составные элементы системы национальных счетов. /1,6/

      Для анализа роста ВВП используется аппарат производственных функций. Производственная функция иллюстрирует соотношение между национальным продуктом и взаимосвязанными факторами производства, используемыми для его получения. Она позволяет найти определенные выражения объема выпуска продукции в зависимости от использованных (введенных в функцию) факторов производства. Гибкость производственной функции обеспечивают специальные коэффициенты. Это коэффициенты эластичности, которые показывают, как возрастает объем продукции, если фактор производства увеличивается на единицу. Экономисты различают производственные функции, как с постоянными коэффициентами эластичности, так и с переменными. Постоянные коэффициенты означают, что продукт растет в той же пропорции, в какой и факторы производства.

      Простейшая  модель производственной функции была предложена в 1928г. американскими учеными К. Коббом и П. Дугласом. Это двухфакторная функция:

      Y = а*Ка*Lβ., где Y— объем совокупного производства,

      К - запас основного капитала,

      L - количество используемого труда.

      а изменяется в пределах от 0 до 1, а β = 1 - а.

      Функция показывает постоянные масштабы производства при сумме показателей степени, равных единице. Функция является однородной и линейной. Показатели а и β - коэффициенты эластичности объема выпуска (Y) по фактору производства, то есть по капиталу К и труду L соответственно.

      Производственная  функция позволяет определить, во что обществу обойдется технологическая замена одного фактора на определенную величину другого фактора. Допустим, что в двухфакторной функции с постоянным коэффициентом эластичности выпуск национального продукта на 1/3 определяется капиталом, а на 2/3 трудом. Если поставлена цель увеличить выпуск продукта на 9 млрд. долларов, то это можно сделать двумя способами:

      1. Увеличить долю капитала, сохранив затраты труда постоянными. Очевидно, что прирост капитала составит 27 млрд. долларов (9 : 1/3).

      2. Увеличить долю труда, сохранив затраты капитала постоянными. В этой ситуации прирост трудовых затрат составит 13,5 млрд. долларов. (9 : 2/3). Таким образом, выпуск продукта на 9 млрд. долларов можно увеличить либо путем расширения капиталовложений на 27 млрд. долларов, либо путем расширения дополнительного использования труда на 13 млрд. долларов. /13/

      Все показатели в системе национальных счетов могут быть только суммарной денежной оценкой произведенных в течение года товаров и услуг, поскольку ВВП представлен разнокачественными товарами (нельзя суммировать автомобиль и услуги парикмахера). Однако денежный объем - это обманчивый показатель, поскольку покупательная способность денег подвержена изменениям. Поэтому ВВП как показатель уровня развития экономики страны исчисляется в номинальном и реальном выражении.

      Номинальный ВВП определяется как сумма товаров  и услуг, созданных и реализованных в течение года. Это суммарное денежное выражение годового производства в текущих ценах.

      Реальный  ВВП соизмеряет физический объем  выпуска в различные временные периоды в постоянных (базисных) ценах. 
 
 

      Номинальный и реальный ВВП связаны следующим  соотношением:

      

      В основе дефлятора ВВП - индекс Пааше, или индекс с изменяющимися весами.

Дефлятор сравнивает одинаковые наборы в текущих ценах и базисных (постоянных). На величине дефлятора отражаются изменения цен товаров, произведенных внутри страны, то есть только отечественных товаров. /20/ 

      1.3. Модель Леонтьева «затраты - выпуск». Межотраслевой баланс

      Распределение национального дохода между субъектами рыночного хозяйства отражает процесс его производительного и конечного потребления, взаимосвязи между различными отраслями и рынками факторов производства.

      Движение  и распределение продукций в  национальном хозяйстве иллюстрирует модель «затраты - выпуск» В. Леонтьева. Значение модели «затраты - выпуск» состоит в том, что представленный в ней баланс межотраслевых потоков дает возможность выявить количественную зависимость между величинами валового продукта и конечного продукта через затраты и их структуру.

      В основу модели «затраты - выпуск» взята  модель общего экономического равновесия Л. Вальраса, прежде всего идея о линейной связи между затратами и выпуском и предпосылка о независимости технологических коэффициентов от объема выпуска. 

      Модель  «затраты - выпуск» описывается системой уравнений:

      

      где xi - валовая продукция отрасли i,

      yi - конечный спрос на продукцию отрасли i,

      aik - коэффициенты прямых затрат продукции отрасли i на единицу продукции отрасли k.

      Если  задана величина конечного спроса, то с помощью этой системы уравнений может быть определен объем валовой продукции всех отраслей, необходимый для увеличения совокупного спроса.

      Решение уравнения имеет вид:

      

      где Аik - коэффициент полезных затрат отрасли i на единицу продукции

      отрасли k.

      Первая  таблица «затраты - выпуск» была составлена В. Леонтьевым для национального хозяйства США в 1936 г. по 41 отрасли. В настоящее время такие таблицы составляются для 400 отраслей.

      В России таблица «затраты - выпуск»  и соответствующая ей матричная модель взяты за основу модели межотраслевого баланса (МОБ).

     Межотраслевой баланс — экономико-математическая балансовая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Характеризует связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска. Межотраслевой баланс составляется в денежной и натуральной формах.

     Межотраслевой баланс (МОБ) представляет собой таблицу, в которой отражен процесс формирования и использования совокупного общественного продукта в отраслевом разрезе. Таблица показывает структуру затрат на производство каждого продукта и структуру его распределения в экономике. По столбцам отражается стоимостный состав валового выпуска отраслей экономики по элементам промежуточного потребления и добавленной стоимости. По строкам отражаются направления использования ресурсов каждой отрасли.

Информация о работе Государственное регулирование цен на товарном рынке