Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:24, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешнеэкономических связей для Великобритании.
Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между разными странами необходимо:
понять, как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения Великобритании с Всемирной торговой организацией;
оценить место и роль Великобритании в мировой торговле;
понять как работает Великобритания на международном рынке труда;
Введение ........................................................................................................
3
I. СУТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………..
1.1 Протекционизм.…………………………………………………………..
1.2 Фритредерство …………………………………………………………...
1.3 Экономическая интеграция. Факторы и цели интеграции…………….
5
8
12
13
II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ…
2.1 Внешнеэкономическая политика Великобритании в рамках
Европейского союза………………………………………………………..
2.2 Участие Великобритании в деятельности Всемирной торговой организации (ВТО)…………………………………………………………..
2.3 Регулирование ВЭД в Великобритании………………………………..
2.4 Меры по поддержке участников внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………….
20
22
24
25
31
Заключение………………………………………………………………
35
Список использованной литературы…………………………
37
1.2 Фритредерство.
В противовес протекционизму А. Смит, а затем Д. Рикардо выдвинули новую концепцию внешнеторговой политики, которая получила название фритредерство.
Фритредерство[2] - направление в политике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров.
Это движение зародилось в Великобритании в конце 18 в. и было связано с начавшимся промышленным переворотом.
Главная идея этого направления состояла в том, что наибольшую выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда на основе издержек производства (абсолютных - по А. Смиту и относительных - по Д. Рикардо).
Но в свободной торговле так, же учитывалась роль государства. Вмешательство государства допускалось лишь в редких случаях: для обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности страны или для нейтрализации государственной поддержки экспорта, осуществляемой другим государством.
В торгово-политической практике широко практикуются оба направления внешнеэкономической политики - как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в «чистом виде» они практически никогда не используются.
1.3 Экономическая интеграция.
Факторы и цели интеграции.
Экономическая интеграция - это объединения различных государств для достижения общих экономических целей при сохранении политической самостоятельности.
Если 17 – первая половина 20 вв. стали эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине 20 в. начался обратный процесс. Эта новая тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер.
На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
Можно выделить несколько ступеней интеграции:
1. Зона свободной торговли - отмена таможенных пошлин на ограниченной части территории страны для всех стран. Каждое государство само определяет наличие зон свободной торговли. Таковыми являются, например, все крупные портовые зоны в Китае, Калининградская область в России, порт Находка на Дальнем Востоке.
2. Таможенный союз - договор об общем снижении и гармонизации пошлин, между странами-участницами, также создании единых таможенных тарифов в отношении третьих стран. В соответствии с достигнутыми договоренностями таможенный союз заключен между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
3. Общий рынок - устранение препятствий для движения товаров, рабочей силы и капитала. Европейское Экономическое Сообщество, созданное в 1967 г., с середины 70-х годов постепенно снимает имеющиеся препятствия.
4. Экономический союз - согласование экономических политик стран-участниц и единая валюта. ЕЭС имеет предпосылки и стремится к экономическому союзу. Средством достижения является согласование экономической и внешней политики стран содружества, а результатом - единое экономическое пространство с единой валютой. ЕС - пока единственный пример такого объединения с единой валютой - евро, и едиными органами управления: Советом Министров, комиссией Европейских сообществ, Европейским судом.
Интеграционные процессы приводят, прежде всего, к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономики, если только группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.
В условиях глобализации воздействие мировых кризисных явлений, спадов и рецессий на национальные экономики резко возросло. А с нарастанием вовлеченности в интеграционные процессы многие страны стали более уязвимыми для внешних обстоятельств. Зачастую негативные последствия приобретают более сильный эффект, чем первоначальные внешние и внутренние причины. «Безусловно, и в настоящее время, и в будущем необходима своевременная разработка системы адекватных мер реагирования и при необходимости даже противодействия негативным явлениям, которые будут происходить все чаще. Недооценка и пренебрежение внешними рисками и угрозами в современных условиях весьма опасны и недопустимы»[3].
Факторы, определяющие интеграционные процессы.
Можно выделить ряд объективных факторов, среди них:
1. глобализация хозяйственной жизни;
2. углубление международного разделения труда;
3. научно-техническая революция;
4. повышение открытости национальных экономик.
В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и, особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.
Главный фактор, стимулирующий интеграционные процессы - повышение открытости национальных экономик. Можно выделить характерные черты открытой экономики:
1. глубокая втянутость экономики страны в систему мирохозяйственных отношений;
2. ослабление ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы;
3. конвертируемость национальных валют.
Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы.
Другая, не менее важная предпосылка - географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу.
Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе.
Цели и эффекты интеграции
Цели международной экономической интеграции можно конкретизировать в зависимости от той формы, в которой происходит интегрирование. При образовании зоны свободной торговли и таможенного союза страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.
В Европе Римский договор (1957 г.), провозгласив в качестве конечной цели создание общего рынка, т.е. целостного рыночного пространства, является освой для формирования зоны свободной торговли и в дальнейшем - таможенного союза. Реализация этой глобальной цели была конкретизирована Единым европейским актом (1986 г.). Предполагалось:
1. создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства;
2. проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности;
3. проведение единой региональной политики, целью которого является выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов;
4. выработка общей внешней политики, политического сотрудничества.
Европейский союз - высшая на данный период времени форма интеграции - имеет цель создать на его территории триединого союза: экономического, валютного, и политического[4].
Развитие экономической интеграции имеет положительные эффекты для участвующих сторон и негативные последствия. Например, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА и др.
Помимо этого, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран - участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.
Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран - членов ЕС.
Однако взаимодействие национальных экономик происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах.
Наиболее зрелую форму международной интеграции представляет ЕС. достаточно успешно развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. А в Латинской Америке и в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество.
Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы - евро разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции (к противникам относятся Великобритания, Швеция, Дания).
Функционирование зон свободной торговли, либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутреннем рынке, что создает, как уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров.
II
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В феврале 1952 года Кабинет министров Великобритании принял решение осуществить ряд мер, которые позволили бы изменить мировую экономическую политику в послевоенные годы. Мероприятия под кодовым названием "Операция Робот" заключались во введении конвертируемости фунта стерлинга с плавающим валютным курсом вместе с блокированием остатков на счетах в фунтах стерлингов и возобновлением работы рынка золота в день принятия бюджета 11-го марта. Чтобы выяснить, является ли провал "Операции Робот" событием исторической важности, в этой статье проводится анализ плана внешнеэкономической политики 50-х гг., в частности, рассматривается эффект от применения этого плана в странах стерлинговой зоны (прим. возглавляемая Великобританией валютная группировка государств, где денежные системы и внешние расчёты ориентируются на английский фунт стерлингов), Европы и США. Статья приходит к заключению, что план мог привнести значительные изменения в существующий порядок в мире, скорее всего приведя к ликвидации Европейского платежного союза и Международного валютного фонда. План также мог привести к разрыву сотрудничества между Францией и Германией и обеспечить поддержку британской концепции объединения Европы со становлением фунта стерлингов в центре Британского содружества и расширенной торговой зоны Европы.
Великобритания - страна, занимающая 6-е место по уровню экономики с точки зрения рыночного валютного курса и 7-е по уровню паритета покупательной силы. Также она занимает 3-е место по уровню экономики в Европе после Германии и Франции.[5] Согласно последним исследованиям, Великобритания - одна из самых глобализованных стран, занимающая четвертое место в мире по уровню глобализации. Столица Лондон (см. Экономика Лондона) - один из трех основных мировых финансовых центров вместе с Нью-Йорком и Токио.
Британская экономика часто описывается как "Англо-саксонская". Она объединяет в себя (по мере убывания) экономики Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Великобритания является членом Евросоюза с 1973 года.
Информация о работе Государственная внешнеэкономическая политика великобритании