Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:24, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешнеэкономических связей для Великобритании.
Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между разными странами необходимо:
понять, как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения Великобритании с Всемирной торговой организацией;
оценить место и роль Великобритании в мировой торговле;
понять как работает Великобритания на международном рынке труда;
Введение ........................................................................................................
3
I. СУТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ…………………………………………………………………..
1.1 Протекционизм.…………………………………………………………..
1.2 Фритредерство …………………………………………………………...
1.3 Экономическая интеграция. Факторы и цели интеграции…………….
5
8
12
13
II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ…
2.1 Внешнеэкономическая политика Великобритании в рамках
Европейского союза………………………………………………………..
2.2 Участие Великобритании в деятельности Всемирной торговой организации (ВТО)…………………………………………………………..
2.3 Регулирование ВЭД в Великобритании………………………………..
2.4 Меры по поддержке участников внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………….
20
22
24
25
31
Заключение………………………………………………………………
35
Список использованной литературы…………………………
37
5
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
мировой и национальной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 2 курса 2404 группы
Растокиной Надежды Юрьевны
“Государственная внешнеэкономическая политика великобритании »
Научный руководитель
кандидат экономических наук,
профессор
Нещерет Александр Карлович
Санкт-Петербург
2009 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
|
Введение .............................. | 3 |
I. СУТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………… 1.1 Протекционизм.………………………………………… 1.2 Фритредерство …………………………………………………………... 1.3 Экономическая интеграция. Факторы и цели интеграции……………. |
5 8 12 13 |
II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ… 2.1 Внешнеэкономическая политика Великобритании в рамках Европейского союза……………………………………………………….. 2.2 Участие Великобритании в деятельности Всемирной торговой организации (ВТО)………………………………………………………….. 2.3 Регулирование ВЭД в Великобритании……………………………….. 2.4 Меры по поддержке участников внешнеэкономической деятельности……………………………………………… |
20
|
22 | |
24 | |
25 | |
31 | |
Заключение……………………………………………………
| 35 |
Список использованной литературы…………………………
| 37 |
ВВЕДЕНИЕ
Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей (ВЭС) к (ВЭД) на уровне предприятий. В результате внешнеэкономических реформ сложилось понятие - внешнеэкономическая деятельность.
В условиях научно-технической революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее активное участие в международном разделении труда. Наглядным примерам этого являются процессы сознательного ослабления экономических, а часто и политических границ, создаются управленческие надстройки, одной из основных задач которых становится формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и т.п. Следствием этого является выравнивание уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение всех этих задач тесно связано с проблемами формирования внешнеэкономической политики.
Практика многих стран мира доказала непосредственную связь осуществления макроэкономических реформ с реформами внешнеэкономической политики. Для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики. Недостатки в системе регулирования внешнеэкономических связей, неадекватная структура капиталовложений, слабость институциональной структуры - все это отрицательно влияет на показатели макроэкономической стабильности.
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешнеэкономических связей для Великобритании.
Чтобы вникнуть в суть экономических отношений между разными странами необходимо:
понять, как складывалась международная торговля;
рассмотреть отношения Великобритании с Всемирной торговой организацией;
оценить место и роль Великобритании в мировой торговле;
понять как работает Великобритания на международном рынке труда;
изучить государственное регулирование внешнеэкономических связей;
и просто понять значение внешнеэкономических связей и причину развития.
Моя курсовая работа состоит из двух частей:
I. - Общая теоретическая часть, где будут рассматриваться основные аспекты внешней экономики, а так же методы государственного регулирования ВЭП.
II. - ВЭП на примере Великобритании, где будет рассматриваться экономическая политика в промежутке с 2004г. по 2009г.
В разделе «заключение» курсовой работы даны краткие выводы о современном положении Великобритании в мировой экономике, а также предложения по улучшению международных экономических отношений.
I
СУТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ
Государственная внешнеэкономическая политика (ВЭД) - это проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Основной ее задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширения воспроизводственного процесса в стране, т.к. внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой, а также оптимизация участия страны в международном разделении и кооперировании труда.
В нее включается целый ряд направлений международных экономических отношений:
торговля товарами,
торговля услугами,
международное движение капитала,
торговля объектами интеллектуальной собственности,
международная миграция рабочей силы,
региональное сотрудничество и создание торгово-политических группировок,
валютная политика и валютное регулирование.
Во внешнеэкономической политике переплетаются интересы различных финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Именно поэтому современная внешнеэкономическая политика - это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных экономических и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений, в первую очередь научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств.
В формировании внешнеэкономической политики кроме государства активное участие принимают промышленные группировки и создаваемые ими союзы предпринимателей, ассоциации, объединения, комитеты и т. п. В большинстве стран существуют крупные и весьма влиятельные объединения национального капитала: национальные союзы промышленников, отраслевые союзы предпринимателей, торговые палаты и другие организации.
Сегодня в систему регулирования внешнеэкономических связей активно включились межгосударственные официальные и полуофициальные институты. Наибольшую значимость в этой работе имеют созываемые регулярно с 1975 г. совещания в верхах семи (а теперь восьми) ведущих промышленно развитых стран (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Канады и России), Международное энергетическое агентство (МЭА), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а с 1995 г. - ВТО, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
ВЭП решает задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, проблемы оптимизации процесса хозяйственного взаимодействия отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности различных государств на основе безусловного обеспечения экономической безопасности страны.
Можно выделить два типа внешнеэкономической политики:
1. Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов, путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).
2. Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и
более высокого уровня материального благосостояния.
1.1 Протекционизм.
На сегодняшний день существует множество дискуссий между сторонниками свободной торговли и сторонниками протекционизма. Сторонники свободной торговли приводят аргументы в ее пользу и обосновывают выгоды, которые может получить страна, применяя данную политику. Сторонники политики протекционизма, напротив, указывают на её преимущества в условиях жесткой конкуренции, которая сложилась на сегодняшний день на мировом рынке.
Как я уже упоминала в предыдущем разделе, протекционизм - это экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
Он трансформировался из политики меркантилизма (от итал. mercante – торговец, купец). Согласно этой политике внешняя торговля должна быть ориентирована на накопление драгоценных металлов за счет политики ограничения импорта и расширения экспорта с помощью вмешательства государства.
Отличие протекционизма от меркантилизма заключается в том, что задача протекционизма заключается не в накоплении денег государством, а в покровительстве зарождающейся промышленности.
Протекционизм осуществляется отдельными государствами или их экономическими объединениями (например, Европейским союзом по отношению к третьим странам при импорте сельскохозяйственной продукции), то есть может иметь место так называемый коллективный протекционизм. Если от иностранной конкуренции защищается национальное производство в целом, такую политику называют тотальным протекционизмом. Если же она касается отдельных отраслей народного хозяйства, протекционизм называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный протекционизм.
Так же существуют:
Сверхпротекционизм.
Его отличие от обычного протекционизма состоит в том, что протекционизм, как правило, направлен на защиту от иностранной конкуренции наиболее слабых, неконкурентоспособных отраслей экономики, то монополистический сверхпротекционизм стал защищать как раз наиболее развитые, мощные, наиболее монополизированные отрасли. Цель такого рода политики состояла в том, чтобы находящиеся под усиленной защитой секторы экономики имели возможность за счет высокого уровня цен получать на внутреннем рынке высокую монопольную прибыль, опираясь на которую вести наступление (с помощью низких цен) на мировом рынке с целью вытеснения конкурентов. В этой связи такая политика получила название наступательного или агрессивного протекционизма.
Частномонополистический протекционизм,
который представляет собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне, сведения о них, как правило, гласности не придаются. Этот метод используют ТНК для своих филиалов и дочерних компаний.
Меры протекционизма:
1. Тарифные ограничения
2. Нетарифные барьеры
Но при всех достоинствах протекционизма таких как: увеличение продаж отечественных товаров, снижение зависимости страны от поставок товаров из-за рубежа и защита отечественных предпринимателей, существуют и недостатки.
Оборотная сторона: поддерживая завышенные цены на товары, защищая их высокими пошлинами, он ослабляет побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Кроме того, слишком жесткий протекционизм может спровоцировать торговых партнеров на принятие ответных мер, которые могут нанести ущерб, превышающий выигрыш от введенных защитных мер.
На сегодняшний день Россия намерена бороться с протекционистской политикой ЕС в торгово-экономической сфере. Об этом заявил 30 апреля 2009 глава МИД РФ Сергей Лавров[1], выступая на заседании Делового совета при министре иностранных дел на тему о влиянии экономической политики ЕС на интересы российских импортеров, передает ИТАР-ТАСС. "Рост протекционизма в экономических отношениях с ЕС - проблема, - констатировал министр. - Большую роль сыграл экономический кризис, в результате которого торговля с Евросоюзом пострадала больше других".
С.Лавров привел данные, согласно которым уровень товарооборота России со странами Евросоюза по состоянию на февраль 2009 г снизился на 50 проц в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году.
"Сыграло роль усиление протекционизма во внешней политике ЕС, полагает С.Лавров. - Евросоюз и раньше вел протекционистскую политику. У нас немало претензий к нашим коллегам".
"Прежде всего это касается антидемпинговых процедур, в частности на сталь и ядерные материалы, - пояснил он. - Предмет особой тревоги - выбор оснований, по которым они возбуждаются. Наша линия предполагает активную борьбу с такого рода подходами".
Информация о работе Государственная внешнеэкономическая политика великобритании