Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:06, реферат
На данном этапе государственная политика в МБ осуществляется в соответствии с Государственной программой поддержки малого бизнеса и Принципами Европейской карты по поддержки малых предприятий, к которой присоединилась в 2004г. и Молдова.
II. Государственная поддержка малого бизнеса в РМ.
На данном этапе государственная политика в МБ осуществляется в соответствии с Государственной программой поддержки малого бизнеса и Принципами Европейской карты по поддержки малых предприятий, к которой присоединилась в 2004г. и Молдова.
2.1.Усовершенствование законодательной базы.
Для осуществления целей, предусмотренных Программой и Европейской картой, Правительство предприняло ряд конкретных мер по усовершенствованию законодательной базы предпринимательской деятельности, способствующей упрощению налогообложения, облегчения доступа субъектов МБ к финансовым ресурсам, информации, повышению квалификации трудовых ресурсов, задействованных в данном секторе.
В целях установления оптимального соотношения между государственным регулированием и рынком, обеспечения качественного изменения экономического роста, отмеченного в последние годы, была начата реформа системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, направленная на уменьшение степени зависимости предприятий от административного управления в МБ, а также расходов предприятий (имеется в виду финансы и время) на начало экономической деятельности.
Направления реформы регламентирующей системы:
Совершенствование деятельности контролирующих органов, перераспределение и функции, направленных на оказание помощи и мотивацию выполнения положений, предусмотренных законодательством. В связи с этим, Правительством РМ были приняты ряд Постановлений, в которых предусмотрены меры по совершенствованию структуры и функций контролирующих органов, созданию единой информационной системы наблюдения и контроля, перехода этих органов к запланированной деятельности. А также, контролирующие органы должны проверять финансово-экономическую деятельность конкретного предприятия не чаще, чем один раз в два года, а проверка выполнения технических, технологических, санитарных, экологических норм, условий охраны труда и др. – не чаще, чем один раз в год. 26.07.2004г. в целях дальнейшего совершенствования системы государственного специализированного контроля было принято Решение Правительства № 862, предусматривающее разделение функций контролирующих органов и функций органов, определяющих соответствие виду деятельности, объединение большого числа контролирующих органов в несколько специализированных, выполняющих комплексные проверки, ограничение количества годовых проверок экономического агента одним и тем же контролирующим органом, планирование и проведение проверок только при наличии достоверной информации о нарушениях законодательства и несоблюдении нормативных требований экономическими агентами или по требованиям самого экономического агента, ограничение доступа к экономическому агенту органов, определяющих соответствие виду деятельности.
Сокращение количества платных публичных услуг, оказываемых субъектам рынка, и последующее их аннулирование. Оздоровлению предпринимательского климата, искоренению коррупции и устранению административных барьеров будет способствовать также отмена выдачи публичными организациями различных сертификатов, свидетельств, авторизаций, распоряжений и других документов за определенную плату, а также оказание платных услуг. Так, вмешательство Министерства экономики привело к сокращению на 12,2% услуг и на 9,1% тарифов. Например, количество тарифов на услуги, предоставляемые Департаментом по чрезвычайным ситуациям было сокращено на 30%, Департаментом строительства и развития территорий – на 10%, Министерство экологии и природных ресурсов - на 20%, Госинспекцией по фитосанитарному карантину – на 25%. Считаем, что сокращение количества платных услуг и уменьшение объёма тарифов улучшат предпринимательский климат и будет способствовать устранению административных барьеров.
Оптимизация системы авторизации на первоначальном этапе предпринимательской деятельности путем создания системы единых органов по комплексному обслуживанию субъектов рынка в начале их деятельности. В 2004 г. в целях снижения цен и сокращения сроков регистрации предприятия, были приняты следующие меры:
- были созданы единые центры поступления заявлений и выдачи регистрационных документов в территориальных представительствах Государственной регистрационной палаты, что способствовало упрощению регистрации предприятий;
- Государственная регистрационная палата подключила все территориальные и региональные органы к единой сети, действующей в режиме «on-line» и позволяющей ускорить регистрацию и пострегистрационный процесс. Отпала необходимость подачи заявлений, и явки предпринимателя в ГНИ, Департамент статистики и социологии и др.
- в результате принятия Закона об электронном документировании дигитальной подписи можно будет перейти на использование метода регистрации предприятий на электронных носителях, постепенно исключая способ оформления документов на бумажных носителях.
При регистрации предприятий предприниматель, в зависимости от юридической формы предприятия, вносит определенную плату – от 250 до 550 леев (самую низкую в мире). Процедура регистрации постоянно модифицируется, конечной целью является внедрение электронной регистрации в режиме «on-line».
Помимо упрощения процесса регистрации предприятий, был оптимизирован процесс лицензирования. Была аннулирована необходимость в засвидетельствовании документов в нотариальной конторе, что исключает дополнительную плату за нотариальные услуги. Кроме того, были разработаны новые условия лицензирования для всех видов деятельности. Список сопроводительных документов сократился вдвое, составляя в среднем три документа для каждого вида деятельности. Важным является то, что значительно уменьшились бюрократические барьеры при получении лицензии и снизились затраты на лицензирование, были исключены все акты, не обоснованные законодательством. Необходимо отметить, что Лицензионная Палата не имеет своего счета и все платы за консультации, предварительное рассмотрение документов, выдачу копий законодательных и нормативных актов, поступает в госбюджет.
Упрощение финансовой и статистической отчетности. В настоящее время Министерство экономики совместно с Департаментом статистики и социологии и при поддержке зарубежных консультантов изучают существующую систему финансовой отчетности в целях её оптимизации. В стадии разработки находится проект Закона об урегулировании предпринимательской деятельности, в которой будут установлены основные принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности, права и обязанности экономических агентов в их взаимоотношениях с управляющими публичными организациями.
2.2.Налогообложение
В последние годы Правительством было приложено немало усилий по снижению налогообложения экономических агентов, упрощения налоговой отчетности и облегчению доступа к финансированию. Ситуация продолжает оставаться сложной, однако были достигнуты достаточно заметные успехи. Решение проблем налогообложения и финансирование бизнеса является основной прерогативой Правительства и осуществления политики развития малого бизнеса. На протяжении 2-х последних лет был модифицирован, дополнен и принят целый ряд законов:
В целях сокращения налогообложения малых предприятий и выхода их из теневой экономики была модернизирована и усовершенствована ст.49 НК РМ об освобождении от налогов на прибыль экономических агентов МБ. Согласно новому положению экономические агенты освобождаются от налогообложения на основе заявления, поданного в ГНИ, т.о. упрощается процедура заключения между обеими сторонами. В соответствии со ст.49 в новой редакции экономические агенты МБ с количеством работников 19 человек и счетом 3 млн. лей освобождаются полностью от подоходного налога сроком на 3 года и частично – в размере 35% на следующие 2 года при условии, что в госбюджет осуществляются все выплаты и предприятие является рентабельным, это исключит возможность вложения высвобожденной от налогов суммы в развитие деятельности и увеличение рабочих мест.
Были внесены изменения в Закон о таможенных тарифах, в соответствии с которым снижаются таможенные тарифы на импорт по 35 тарифным пунктам.
В целях уменьшения налогового бремени на экономических агентов была сокращена доля подоходного налога от 28% в 2001г. до 18% в 2005г. и 15% в 2006г.
Был уменьшен подоходный налог на доход физических лиц (ИП и крестьянские фермерские хозяйства). Так, если доход составляет менее 16200 леев в год, взимается налог в размере 8%, с дохода от 16200 до 21000 леев – 13%, с дохода более 21000 леев – 20%.
В настоящее время Министерство экономики разрабатывает проект Закона о модификации НК РМ, позволяющий внедрение единого налога для некоторых категорий экономических агентов МБ.
2.3.Доступ к финансам
Для ускорения доступа малого бизнеса и граждан к финансовым ресурсам, был принят Закон о создании организаций по микрофинансированию, который предусматривает урегулирование юридических, экономических и организационных отношений, являющихся основой деятельности организаций по микрофинансированию в РМ и способствуют созданию благоприятного климата для инвестиционной деятельности, поддержке финансовыми организациями малого бизнеса и внедрению совместных с донорскими организациями программ.
Поддерживая инициативу ООН, объявившей 2005г. Международным годом микрокредитования, в целях повышения роли микрокредитования в борьбе с ликвидацией бедности, а также облегчения доступа предприятий МБ к современным методам финансирования, Правительство РМ утвердило План мер по подготовке к году микрокредитования. Главной целью данного плана является широкое информирование населения о возможностях микрофинансирования. Национальный план предусматривает издание и распространение информационных справочников о деятельности организаций по микрофинансированию, организацию семинаров и круглых столов на местном уровне с участием представителей местных публичных организаций, коммерческих банков, организаций по микрофинансированию, агентов малого бизнеса в целях ознакомления экономических агентов с современной системой финансирования и с условием получения кредитов и займов.
Организации микрофинансирования (в дальнейшем ОМФ) оказывают услуги по микрофинансированию граждан и/или частных предпринимателей и микро, малых и средних предприятий, деятельность которых ориентирована на повышение доступа к финансовым ресурсам.
Виды кредитования, предлагаемые ОМФ, альтернативны банковским, но они более гибкие и выдаются малым предпринимателям на достаточно льготных условиях.
В настоящее время в РМ действует несколько организаций и проектов по микрофинансированию, представляющих МБ небанковские финансовые ресурсы – это:
«ProCredit» SA – это финансовая компания, оказывающая услуги по кредитованию микро, малых и средних предприятий. На протяжении последних лет «ProCredit» SA лидирует в Молдове, его портфель кредитов на начало 2004г. составил 5700 кредитов на сумму 160 млн. лей. Стратегия данной компании основана на сочетании широкой сети представительств компании и доступности кредитования. Так, например, только эта организация за 2004 г. выдала 7195 кредитов с процентной ставкой – 20, 36%, а сумма этих кредитов составила:
а) Назначение кредитов (леев):
Сельское хозяйство | Торговля | Производство | Услуги |
10355781 | 131714954 | 27344773 | 58541299 |
б) Пользователи кредитов (леев):
АО | ООО | ИП | Частные предприятия | Другие |
510523 | 49707750 | 27099638 | 149088281 | 1550615 |
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса в РМ