Государственная инновационная политика: Россия и Запад

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 06:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: Целью курсовой работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.
2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Инновационная политика
2. Сущность и основные направления государственной инновационной политики в России
3. Государственно инновационная политика в США и в странах-членах ЕС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

REF.doc

— 137.50 Кб (Скачать)
  1. Необходимая технология имеется и полностью соответствует требованиям заинтересованного клиента.
  2. Необходимое техническое решение имеется не в полном объеме и нуждается в доработке для соответствия требованиям потребителя.
  3. Необходимое техническое решение отсутствует.

      Одной  из  особенностей бирж интеллектуальной собственности является  то, что если на обычной товарной бирже ее функция ограничивается операциями купли-продажи и дальнейшая судьба проданного товара ее не интересует, то биржа интеллектуальной собственности  обеспечивает "сопровождение"  реализованного при ее содействии  технического  решения до стадии серийного производства  и  сбыта  изготовленной на его основе продукции, всячески содействуя ускорению этого процесса.

      Использование  биржевого механизма в инновационном процессе в нашей стране создало бы возможность для одновременного сквозного и синхронизированного решения возникающих производственных проблем  путем  объединения  в единый комплекс всех компонентов научно-технического  ресурса:  необходимого научно-технического задела,  кадрового потенциала, соответствующего научно-исследовательского  оборудования  и опытно-внедренческой базы, содействуя  таким образом реальному соединению достижений научно-технического  прогресса  с производством в рамках рыночных отношений.

      Одним  из главных условий существования рынка  НТП является обязательная правовая защита производителей изобретений. В  настоящее  время  в нашей стране система защиты прав  производителей  НТП  крайне несовершенна и требует существенной  доработки. Одним  из основных законов, защищающих права изобретателей, является Патентный закон Российской Федерации.

      Настоящим  законом и, принимаемыми на его основе, законодательными актами республик в составе Российской Федерации, регулируются  имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной  и  использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

        В соответствии с проектом Федерального закона об инновационной деятельности и государственной  инновационной политике в РФ выделяются основные направления поддержки государственной инновационной политики:

  • содействие увеличению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции;
  • ориентация на всемирную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
  • сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма и защиты интеллектуальной собственности;
  • содействие развитию инновационной деятельности в регионах России международному и межрегиональному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов национального инновационного предпринимательств(4)

     Основные  направления Российской инновационной  политики:

  • поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение результатов, качественно меняющих науку и технику;
  • финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктов и технологий с опережающими техническими решениями для последующей передачи результатов в сферу материального производства;
  • создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций и, как следствие, радикальные изменения технического уровня производства и экономики в целом.

      Проблемы  формирования инновационной политики особенно важны при выборе перспективной  стратегии. В настоящее время  особую актуальность приобретает разработка стратегии и тактики реформирования внутрифирменной науки как элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместные исследования внутрифирменных научных подразделений с академическими институтами, вузами и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит обеспечить трансфер технологий по стадиям инновационного цикла, и «компенсировать» недостаток кадров высшей квалификации и исследовательской базы этого сектора науки.(4)

      Формирование  стратегии происходит с учетом существующих условий, собственных интересов  инноваций предприятия, перспектив развития инновационных процессов на длительную перспективу. Это обусловлено следующими причинами:

  1. Сформулированные в конкретный момент цели и приоритеты инновационной политики отражают только субъективное осознание действительности. По мере развития предприятий, отраслей и экономики в целом цели и возможности их реализации будут существенно меняться по мере осознания новых факторов и условий развития.
  2. Инновация не является разовым мероприятием, воспроизводственные процессы в экономике должны носить постоянный характер, поэтому все инновационные мероприятия должны быть взаимоувязаны не только технологически, но и по времени.
  3. В современных условиях основную роль в создании новой инновационной политике должно играть федеральное правительство и его органы. В частности министерство науки и новых технологий.

      В ближайшей и долгосрочной перспективе  максимизация инновационного фактора становится решающим условием устойчивости развития современных экономических систем. 

      В 1996 г. принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (ст.15, п.1, часть 2), в котором установлено: «Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 4% расходной части федерального бюджета».

     И ведь это касается НИОКР только лишь гражданского назначения. Тем временем в 1998г. на фундаментальные исследования и содействие НТП в целом по направлено лишь 2,2% расходной части федерального бюджета. Сегодня в России государственные расходы на научные исследования составляют всего 0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя с точки зрения экономической безопасности страны 2%. (3)

 

      Государству целесообразно реализовывать инновационную  политику по трем направлениям:

  1. Обеспечение инноваторов необходимыми финансовыми ресурсами.
  2. Создание систем маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных коммерческих банков, бирж технологий, обеспечивающих продвижение инноваций, формирование благоприятной инфраструктуры рынка включая государственные программы создания наукоградов, технопарков, свободных экономических зон и т.д.
  3. Выработка единых правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования по интересам на разных стадиях инновационного цикла. Следствием этого должно стать расширение воспроизводства инноваций и расширение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности.
 

    3.Государственная инновационная политика в США и странах-членах ЕС. 

     Прямые  методы государственного регулирования  инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

     Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью  непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О  технологических  нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:

  • создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;
  • оказание содействия в обмене научным  и  техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
  • поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

     Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.(10) 

     Программно-целевая  форма государственного регулирования  инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах;  создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное  финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных  отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального  вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.

     Особое  место в системе "прямых" мер  воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности  промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому замечанию А.Я.Лившица, "рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой степенью прибыли и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли". Создание консорциумов, инженерных  центров, научных и технологических парков и других  перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой  различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы.

     Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских  учреждений и промышленных фирм США.

     Первая  из них - "Промышленно-университетские  кооперативные  исследовательские центры" - реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных университетско-промышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках  этой  программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли  "Центры инженерных исследований", основной целью, которой является помощь в повышении их эффективности и  конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою  финансовую  помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.

     Вторая  программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.

     Третья  программа ставит своей задачей  предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи.

     Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических  нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.

     Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой -  на  создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.

Информация о работе Государственная инновационная политика: Россия и Запад