Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 06:12, курсовая работа
Цель: Целью курсовой работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.
2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.
Введение
1. Инновационная политика
2. Сущность и основные направления государственной инновационной политики в России
3. Государственно инновационная политика в США и в странах-членах ЕС
Заключение
Список использованной литературы
Обращение
государств с развитыми рыночными
отношениями к вопросам глобального,
перспективного характера (имеются
в виду тщательный анализ направлений
технического развития и выбор приоритетных
областей инновационной деятельности;
анализ темпов развития инновационных
процессов и склонности общества
к инновационному предпринимательству;
инициирование инновационных программ
и т.д.) раскрывает основную причину
государственного вмешательства в
управление инновациями. Сосредоточивая
внимание преимущественно на вопросах
перспективного характера, государственные
меры воздействия гармонично дополняют
рыночные механизмы, оказывающие в основном
лишь краткосрочное влияние на сферу
инноваций. Рыночные ориентиры позволяют
предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую
ситуацию и вырабатывать определенные
прогнозы, но только на ближайшее будущее.
В этих условиях приоритет отдается инновационным
процессам, которые обеспечивают высокий
"частный эффект" - чаще всего
максимум прибыли на вложенный акционерами
капитал. При этом могут оказаться
невостребованными инновационные идеи,
заключающие в себе огромный "общественный
эффект" (например, программа борьбы
со СПИДом) или потенциальный эффект в
будущем (продукты и процессы завтрашнего
дня). Вот эти устремленные
в относительно дальнее будущее идеи и
призвана, главным образом, вбирать в свою
орбиту современная инновационная
политика государства.
Вряд ли можно расcчитывать, на то, что проведенная приватизация сможет в ближайшее время привести к мощному развитию инновационной деятельности на уровне предприятий. Рынок, который "хватает" любые товары и любого качества, господство производителя над потребителем, монополизм ценообразования – все это никак не создает радужной картины бурного научно-технического прогресса, при этом каждый изо всех сил стремится заполучить новую машину, освоить прогрессивную технологию, создать новый товар. Однако, видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело используя западный опыт "внешнего" прямого и косвенного воздействия на систему стимулирования инноваций, можно ускорить прогрессивные изменения. При этом необходимо, в частности, стремиться к развитию в России международной структуры нововведений и системы передачи технологий, к созданию соответствующих консультационных служб, патентной системы, международных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных процессах.
При слабом "внутреннем" стимулировании инноваций, что пока составляет специфику и одну из основных особенностей экономической жизни в России на ее микро уровне, еще в течение какого-то времени следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны государства. Конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств государственных органов и их организационных структур - не только дело настоящего, но в еще большей мере будущего
Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении основанного на крупных изобретениях базисных инноваций обеспечивающего переход к новым поколениям техники в ведущих секторах экономики. Технологический переворот возможно осуществить лишь на основе включения в мировой инновационный процесс, поиска и освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на стратегию "лазерного луча", обеспечением патентозащищенности конкурентоспособной продукции.
Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв от мирового научно-технического прогресса привели к падению конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все более наводняемом импортными товарами), и растущему отставанию от высшего мирового технического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь только на собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом необходима селективная научно-техническая политика, с выделением трех секторов в инновационной пирамиде.
В
вершине ее лежит сравнительно
узкий сектор прорывных технологий,
основанный на отечественных изобретениях,
которые могут обеспечить приоритет
и высокую конкурентоспособность на узком
сегменте мирового рынка и принести значительный
доход при умелой и масштабной реализации
приоритета.
Следующий, более широкий сектор - где есть возможность, опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку, производство и поставку на рынок конкурентоспособной современной продукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия военной науки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных изобретений и технологий могут быть использованы для производства такой продукции.
Третий, еще более широкий сектор - там, где страна не имела достаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее использовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно понимать, что сейчас ни одна страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направлений современной науки и техники; разумнее опираться на международное разделение и кооперацию труда в этой сфере.
Реализация селективной инновационной политики должна опираться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую цепочку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального уровня производства и потребления избранного направления пионерной техники), с организацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы маркетинга, рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного вида товаров.
Эффективная реализация наступательной инновационной стратегии возможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов, государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и организаций. Национализация интеллектуальной собственности, обилие централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной деятельности за счет централизованных фондов, господство военно-промышленного комплекса и монополии тяжелой промышленности, как доказал недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретательской активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление устаревших поколений техники.
Переход
к рынку усиливает
Однако
государственная поддержка
В то же время необходимо объединение инновационных сил в самом секторе прорыва. Речь идет не только о формировании разнообразных гибких хозяйственных форм в этом секторе, но и активизации общественных организаций и союзов изобретателей и новаторов (ВОИР, Союза инновационных предприятий и т.д.), активном включении их в поддержку инновационных инициатив путем создания влиятельных творческих коллективов, малых предприятий, технологических парков и т.д.
Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в условиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем это должны быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем закрепиться на нем.
В процессе создания такой системы необходимо:
Рыночные отношения и их эффективное функционирование предполагают формирование рынка научно-технической продукции, широкомасштабное включение в экономический оборот результатов интеллектуального труда, выполнение подавляющего большинства научно-технических разработок на договорных, коммерческих началах.
В
целях развития предпринимательства
в инновационной сфере в нашей
стране, начиная с 1990 г., развивались
новые формы финансирования на
основе формирования ими инновационных
банков, инновационных фондов для
финансовой поддержки малых организаций,
отдельных ученых специалистов,
финансирования рисковых проектов.
В
настоящее время
основным источником
финансирования инновационной
деятельности зачастую
являются собственные
средства предприятий.
Каждому восьмому предприятию
оказывалась поддержка
из федерального бюджета,
каждому 12 – из местных
бюджетов. Около 2,5% промышленных
предприятий получали
средства из региональных
инновационных фондов,
около 1% - из фонда технологического
развития либо от иностранных
инвесторов.
В последние годы все большее распространение финансирования НИОКР получает система грандов. Для эффективного использования системы грандов при функционировании фундаментальных исследований следует наделить научного работника или первичную исследовательскую группу правами юридического лица, в зависимости от сложности проблемы выделять гранды на срок до 3-5 лет. Для перехода на такую систему нужно, чтобы деньги и фонды находились в распоряжении научных советов при отделениях республиканских академий.
Новый
статус академических научных
Важную роль в перспективе могут сыграть долгосрочные кредиты. Появление у научных организаций собственных средств сделают сферу НИОКР привлекательной для кредитования, позволит научным коллективам выполнять инициативные программы исследований. Коммерческий расчет и право исследовательских коллективов распоряжаться результатами НИОКР будут самыми действенными средствами развития инновационного кредита - "рискового капитала" в сфере научно-технической деятельности.
Механизм функционирования системы бирж интеллектуальной собственности схематически можно представить следующим образом. Запрос от заинтересованного потребителя соответствующей технологии поступает на баржу. Последняя через информационно-поисковую систему выясняет наличие требуемого технического решения в общем банке технологий содружества. При этом ответ может быть получен в трех вариантах:
Информация о работе Государственная инновационная политика: Россия и Запад