Государственная инновационная политика: Россия и Запад

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 06:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: Целью курсовой работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.
2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Инновационная политика
2. Сущность и основные направления государственной инновационной политики в России
3. Государственно инновационная политика в США и в странах-членах ЕС
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

REF.doc

— 137.50 Кб (Скачать)
 

    МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Казанский государственный  технологический  университет

      Кафедра государственного управления истории и социологии 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

Государственная инновационная политика: 

     Россия и Запад. 
 
 
 

     Работу  выполнил:

     Социально- экономического  факультета 
 
 
 
 
 
 
 

     Казань 2000 год 
 
 
 
 

     План 
 

     Введение

  1. Инновационная политика
  2. Сущность и основные направления государственной инновационной политики в России   
  3. Государственно инновационная политика в США и в странах-членах ЕС

               Заключение 

     Список  использованной литературы

 

     Введение 

     Актуальность: Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,  предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.(8)

     Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и  подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

     Разработанность: Государственно инновационная политика достаточно широко рассмотрена и по этой теме набралось достаточно большое количество литературы. Западную проблему государственной инновационной политики рассматривают в трудах Б.Твисса, Б.Санто и др.

     Проблему  государственной инновационной  политики в России подробно освещена в периодической литературе. Здесь можно выделить таких авторов как Н.Гапоненко, М.Ионов, С.К.Симоновский и др.

     Цель: Целью курсовой работы является определение основных направлений государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада.

     Для достижения этой цели выдвинуты следующие  задачи.

     1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.

     2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.

     3.Раскрыть основные направления инновационной политики в США и в странах-членах ЕС.

     Структура работы: В соответствии с целью и поставленными задачами  структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

       В ведении дается краткий анализ  актуальности, разработанности темы, ставится цель и задачи работы.

     В первой главе охарактеризовувается сущность инновационной политики.

     Во  второй главе выявляются особенности инновационной политики в Российской Федерации.

     В третьей главе раскрываются основные направления инновационной политики в США и в странах-членах ЕС.        
 
 
 
 
 

     1. Государственно инновационная политика. 

     Место и роль инновационной политики в  структуре государственного регулирования экономики определяются  особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с  товарно-денежными отношениями, c посредующими всеми стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

     В этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена  на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

     Приступая к разработке и осуществлению  этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного  капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж.  Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых  проектов, следовательно, уровень неудачи  можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный  процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того,  погибнет и вложенный капитал.

     Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; "объединения" промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести  необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров  реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в  некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства. 

     Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных  процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В  целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к  следующим моментам:

  • государство способствует развитию науки,  в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
  • в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
  • государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;
  • фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
  • государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

     Меры  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение  их  определяется экономической  ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего  предпочтение игре рыночных сил.

     В настоящее время экономисты по степени  активности вмешательства государства  в экономику выделяют три группы стран:

  • в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и  Франция);
  • вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
  • третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой  степенью  централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
 

2. Сущность государственной инновационной политики в России. 

      Одна  из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности  промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую  добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

      Теоретически  существуют два подхода. Можно пойти  по пути приобретения лицензий и ноу-хау  на известные технологии, виды продукции  и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

      В России вплоть до последнего времени  инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

     Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть  российского малого бизнеса. Малые  предприятия в сфере инноваций  активно создавались в 1990-1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса, складывающиеся в этот период:

          - высокие налоги;

          - сложности с арендой  помещений;

          - дороговизна сырья  и энергии.

     При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги. 

     Доля  инновационных предприятий  в общем, числе малых предприятий на 1993 год составляла 4,5 %. Численность занятых на них существенно возросла за период с 1990 по 1993 год. Доля научного потенциала России занятого на малых предприятиях, достигла 15 %. В основе их деятельности лежат авторские права их работников.(5) 

Информация о работе Государственная инновационная политика: Россия и Запад