Государственная и муниципальная форма собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно. Существуют разные подходы к определению государственной собственности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1.Понятие собственности. Экономические правовые аспекты
собственности………………………………………………………………….…5
Раскрытие понятия собственности……………………………………….....3
Государственная собственность…………………………………………....6
Муниципальная собственность…………………………………………….13
2.Место и роль собственности в экономических системах……………...…..22
2.1Понятие экономической системы……………………………………….….22
3.Современное состояние государственного и муниципального секторов экономики…………………………………………………………………….…..24
3.1Государственный сектор экономики……………………………………….24
3.2Муниципальный сектор экономики………………………………….……..26
Заключение………………………………………………………………....……28
Список использованной литературы……………………………………….….30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

На потребительском  рынке предприятиями государственного сектора оказывается порядка 17% от общего объема платных услуг, предоставляемых организациями всех форм собственности.

В социально-культурной сфере имеет место тенденция  увеличения доли государственного сектора  в объеме предоставления платных услуг. Так в сфере образования на государственные учреждения приходится 45%, в области здравоохранения – порядка 21%, в сфере культуры – 17-18%.

Уменьшается удельный вес  государственного сектора в сфере  выполнения научных исследований и разработок. В общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки на госсектор приходится две трети ассигнований. При этом количество научных организаций госсектора за 2007 год должно сократиться на 10% и составить в общей численности порядка 53%.

Муниципальный сектор экономики. Основными отраслями муниципальной  экономики являются жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение  – главные составляющие социальной сферы. Из 240 тысяч организаций и  предприятий муниципальной формы  собственности более 135 тысяч относится к социальной сфере. Численность муниципальных унитарных предприятий достигает 45 тысяч единиц. К муниципальному сектору экономики в транспортном комплексе относятся перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, выполняемые автомобильным транспортом, городским электрическим (трамвай и троллейбус) и метрополитеном. В промышленности и сельском хозяйстве страны доля муниципального сектора экономики не превышает 1%. Приблизительно на таком же уровне находится данный сектор в общем объеме оборота розничной торговли. И только по объему платных услуг населению рассматриваемый сектор занимает достаточно высокие позиции (15%) и имеет тенденции к увеличению своей доли.

Располагаемая статистика не позволяет более точно оценить отраслевую структуру основных субъектов хозяйствования муниципального сектора экономики, их вклад в производство товаров и услуг. В то же время, на их содержание расходуется практически весь местный бюджет. Удельный вес расходов местных бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 20-25%, на образование – 20-25%, на здравоохранение – 15%, на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь – 20%, на культуру, искусство и кинематографию – 3%. На государственное и местное самоуправление приходится 6,5%, на социальную политику – 6,5-7%.

 

 

Заключение

 

Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех экономических отношений и  видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

Анализируя глубинные  факторы экономического роста в  условиях нарастания наукоемких элементов производительных сил, можно сделать вывод о необходимости скорейшего формирования в нашей стране сильного государственно-корпоративного сектора. Включенность государства в экономику позволяет достоверно говорить о глубоком  изменении отношений собственности в их экономическом смысле. «Макроэкономический собственник», роль которого исполняет государство, ведет себя как реальный собственник, переливая средства из отрасли в отрасль, забирая их у юридических собственников и используя их по своему усмотрению. Те же пути необходимы для развития, роста, эффективного использования муниципальной собственности.

Оставаясь по сути капиталистической, собственность обрела в развитых странах форму макроэкономической, общехозяйственной. Эра частного капитала ушла в прошлое. Ныне мы видим эру капитала ассоциированного государственно-корпоративного, интегративного. Он достиг высшей формы своего развития, а значит – исторически последней, завершающей. Далее на повестке дня изменение самого содержания собственности, т.е. превращение ее в посткапиталистическую, критерием чего является замена присвоения по капиталу присвоением по труду. Ни один способ присвоения не сходит с исторической арены, пока не исчерпает себя до конца. Капиталистический в передовых странах близок к тому, в слаборазвитых – пока нет.

В европейских странах  преобладает государственная собственность, в США же более популярны крупные  акционерные корпорации.

Нельзя сказать, что  та или иная форма собственности  эффективней или выгодней. У государственной  собственности есть свои недостатки, которые замещаются преимуществами муниципальной собственности, и наоборот, положительные черты государственной собственности могут сделать недостатки муниципальной собственности менее значимыми.

В заключение можно сказать, что эффективная экономическая реализация собственности будет происходить только тогда, когда господствующая система собственности в полной мере учитывает нынешний общественный характер производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев С.С. «Формы собственности и их соотношение», М.-2000.
  2. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», М.-2005.
  3. Гражданский кодекс РФ.-М.,2005.
  4. Добрынин А.И., Журавлева Т.П. Общая экономическая теория: Учебное пособие.-СПб.:Питер,2002.
  5. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе…//Вопросы философии №12,2000.
  6. Кожевников Н.Н. «Основы экономики», М.-2006.
  7. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. Части первой/под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кобалкина.-М. Юрайт-издат.2002.
  8. Конституция РФ.
  9. Курс экономики: Учебник.-3-е изд., перераб. И доп./Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:ИНФРА-М,2001.
  10. Курс экономической теории/Под ред. М.И. Чепурина, К.И. Киселевой.-Киров:АСА,2000.
  11. Носова С.С. Экономическая теория.-М. ВЛАДОС, 2001.
  12. Тархов В.А. «Собственность и право собственности», М.-2007.
  13. ФЗ РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21.07.1997г. №123-ФЗ.
  14. Чепурин М.Н. «Курс экономической теории», М.-1999.
  15. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес).-М.,2005.
  16. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. Учебник для вузов.-М.,2000.

 

 




Информация о работе Государственная и муниципальная форма собственности