Государственная и муниципальная форма собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно. Существуют разные подходы к определению государственной собственности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1.Понятие собственности. Экономические правовые аспекты
собственности………………………………………………………………….…5
Раскрытие понятия собственности……………………………………….....3
Государственная собственность…………………………………………....6
Муниципальная собственность…………………………………………….13
2.Место и роль собственности в экономических системах……………...…..22
2.1Понятие экономической системы……………………………………….….22
3.Современное состояние государственного и муниципального секторов экономики…………………………………………………………………….…..24
3.1Государственный сектор экономики……………………………………….24
3.2Муниципальный сектор экономики………………………………….……..26
Заключение………………………………………………………………....……28
Список использованной литературы……………………………………….….30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине ”Макроэкономика”

 

 

На тему:

" Государственная и муниципальная форма собственности"

 

                                               Студентки группы ТД курса I

                                                       Доржиевой Даримы Эрдэмовны

Научный руководитель: Хандадоржиева Н.Д.

                                                       Отметка о допуске ___________

                                                      Работа защищена

                                                           «………….»______________2012г.

                                                           с оценкой «__________________»

 

Улан-Батор

2012

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..……3

1.Понятие собственности. Экономические  правовые аспекты

собственности………………………………………………………………….…5

    1. Раскрытие понятия собственности……………………………………….....3
    2. Государственная собственность…………………………………………....6
    3. Муниципальная собственность…………………………………………….13

2.Место и роль собственности  в экономических системах……………...…..22

2.1Понятие экономической  системы……………………………………….….22

3.Современное состояние  государственного и муниципального  секторов экономики…………………………………………………………………….…..24

3.1Государственный сектор  экономики……………………………………….24

3.2Муниципальный сектор  экономики………………………………….……..26

Заключение………………………………………………………………....……28

Список использованной литературы……………………………………….….30

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственная собственность  всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно. Существуют разные подходы к определению государственной собственности.

Одно из определений  гласит: «государственная собственность  – это система отношений по поводу присвоения благ в целях реализации государственных, публичных интересов».В современных условиях в России падение уровня производства, разрыв межхозяйственных связей и замыкание базовых производств города на территориальном уровне приводит к тому, что жизнь и деятельность людей в гораздо большей степени, чем раньше, начинает определяться формами и масштабами присвоения благ, находящихся в муниципальной собственности.

Муниципальной собственности  присущи две особенности, которые  служат дополнительным обоснованием актуальности ее исследования. Первая состоит в  том, что муниципальная собственность  служит основой независимости и самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает управляемость городским хозяйством и городом в целом. Вторая особенность муниципальной собственности заключается в том, что она служит основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории. Муниципальное жилье, детские и образовательные учреждения, определенные льготы в оплате коммунальных услуг, целевые выплаты нуждающимся, - все это позволяет поддерживать определенные социальные стандарты жизни людей, облегчать существование незащищенным слоям населения. В России выполнение этой функции муниципальной собственности в силу затянувшегося социально-экономического кризиса и массового обнищания населения приобретает особую значимость и актуальность.  
          Несмотря на ту важную роль, которую играет муниципальная собственность как на общегосударственном уровне, так и на территориальном, эта форма собственности еще недостаточно исследована учеными, что выявляет еще одну причину, по которой исследование данной формы собственности становится актуальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие собственности. Экономические и правовые аспекты собственности

 

Вещные права представляют собой основной юридический способ оформления экономических отношений  присвоения (собственности). Следовательно, без рассмотрения данных экономических отношений невозможно понять и их правовое оформление, прежде всего — право собственности как основное вещное право.

Термин «собственность»  нередко употребляется в самых  разнообразных значениях. В одних  случаях его используют как синоним, эквивалент понятий «имущество» или «вещи», говоря, например, о «передаче собственности» или о «приобретении собственности». В других случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении, а иногда, напротив, это понятие отождествляют с чисто юридической категорией — правом собственности и т.д. В результате этой путаницы складываются ошибочные представления и стереотипы относительно собственности — в частности, распространенное мнение о том, что экономические отношения собственности юридически всегда оформляются только с помощью права собственности. Между тем в экономическом и юридическом понимании собственности имеются существенные различия.

Собственность — это, конечно, не вещи и не имущество. Это  — определенное экономическое (фактическое) отношение, подвергаемое правовому оформлению. Экономическое отношение собственности:

• во-первых, состоит из отношения лица к имуществу (материальному благу, в том числе к вещи) как к своему, присвоенному, которое можно непосредственно использовать по своему усмотрению и в собственных интересах;

• во-вторых, включает также отношение между людьми по поводу присвоенного имущества (материальных благ), которое заключается в том, что лицу, присвоившему имущество, все другие лица должны не препятствовать в его самостоятельном использовании; более того, присвоивший имущество по своему усмотрению может отстранять или допускать других лиц к его использованию.

В нашей стране государственная  собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

В настоящее время  законодательством закреплено равенство  всех участников гражданских правоотношений, включая и государство. Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности.

В связи с переходом  к обществу с рыночной экономикой субъекты РФ, как государственные  образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками  этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Российская Федерация отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере гражданских правоотношений внутри страны.

Действующее законодательство рассматривает государственную  и частную собственность не как  противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.

В сложной системе  экономических отношений государственная  собственность представляет собой  форму собственности, имеющую целью  общенародное присвоение имущества, обособленного  от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Право государственной  собственности в объективном  смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации  и субъектам РФ, правомочия по использованию  принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения.

В субъективном смысле право  государственной собственности  включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов.

В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ, государственной  собственностью в Российской Федерации  является имущество, принадлежащее  на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

Речь идет о двух видах  государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральной  собственности и собственности  субъектов Федерации.

Кроме того, земля и  другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с законодательством, можно говорить о двух видах имущества, находящегося в государственной  собственности: во-первых, имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно во владение, пользование и распоряжение, т.е. на праве хозяйственного управления и праве оперативного управления (ст.294 Гражданского кодекса РФ) и права оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ);. во-вторых, имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов Федерации.

Государственная собственность  подразделяется на федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, и характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще все и бывает.

В советский период государство  было конституировано в нашем  законодательстве как единый собственник  всего государственного имущества. Из этого был сделан вывод, что государственная собственность составляет единый фонд, что все государственное имущество принадлежит единому и единственному собственнику - Советскому государству.

В связи с расширением  прав регионов и государственных предприятий в противовес была выдвинута идея о многоуровневом характере государственной собственности.

Разгосударствление –  это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами  разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

- снятии различного  рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

- о диверсификации  производства и продаж, в результате  чего растет число многопрофильных  фирм, чья продукция может поступать  на самые разные рынки. [16, с. 63].

Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных  предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в  подчинении их деятельности принципам  рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Информация о работе Государственная и муниципальная форма собственности